Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. В Брюсселе открылся проект Enthropa


Андрей Шарый : А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы «Время Свободы» - «Сегодняшний факт».

В Брюсселе, столице Европейского Союза, открылся художественный проект или выставка, называйте, как хотите, под названием Enthropa , Художники из 27 европейских стран, каждый из них, представили себе, как выглядит главный национальный стереотип, касающийся их родины. Это все инициатива одного из лидеров современного европейского концептуального искусства, пражского художника Давида Черны. Эта идея была поддержана Чехией, страной, которая с 1 января возглавляет Европейский Союз.

Вот, что из этого получилось, рассказывает корреспондент Радио Свобода в странах Бенилюкса Софья Корниенко.

Софья Корниенко : Европа пестра как никогда. Чтобы напомнить миру, а в особенности, заседающим в Брюсселе европолитикам о том, что Европа – это до сих пор скорее разрозненный детский паззл, чем единая картина маслом. Чешский художник Давид Черны придумал вывесить в здании Совета Европейского Союза гигантское панно из 27 инсталляций. Панно представляет собой карту Европы. Однако все страны расположились не на своих привычных местах, а вперемежку.

27 художников из всех стран Евросоюза изобразили на своих деталях паззла то, каким им видится основной стереотип об их родине. Ближе всех к теме паззла-конструктора подошел датский участник Ларс Кристьянсен. Его карта Дании составлена из кубиков Lego . Финляндия выглядит как дощатый пол в сауне. Швеция представлена коробкой из магазина IKEA . Нидерланды затопило, из-под морских волн выглядывают только минареты мусульманских мечетей. Германия состоит из одних асфальтовых автобанов. Поперек Франции висит плакат «Забастовка», а в крохотный Люксембург воткнута шпилька со словами «Продается». Литовская художница Вилма Стасьюлите предложила здоровое решение проблемы, что делать со старыми, отжившими свой век памятниками тоталитарного режима – превращать их в альтернативные достопримечательности. В ее инсталляции тоталитарные памятники стоят в ряд и писают, как это делает писающий мальчик в Брюсселе. Мне очень понравилась Эстония. На ее карте лежат увесистые, последней модели, европейские, но все-таки серп и молот. Болгарская художница Елена Желебова изобразила Болгарию в виде одного казенного напольного унитаза, какие некоторые из нас еще помнят по пролетарскому детству. Художница назвала проект «возможностью справиться с фальшивым патриотизмом и найти облегчение от материальной и духовной нищеты». Еще более провокативным оказался проект польского художника Лешека Хиршенбергера, который поставил на карту Польши нескольких католических священников, поднимающих радужный флаг однополой любви – в хрестоматийных позах с фотографии американских солдат на Иводзиме. Каждая страна-председатель традиционно размещает свою инсталляцию в здании Евросовета или здании Justus Lipsius на площади Шумана в Брюсселе. Большинство было непонятными и скучными, как статуя Марка Аврелия от Италии или гигантский воздушный шар в зеркале от Франции.

Теперь же евроминистры волей-неволей лишний раз задумаются, заходя в здание и задирая головы.

Андрей Шарый : Рассказывала корреспондент Радио Свобода в странах Бенилюкса Софья Корниенко. Как формируются национальные предрассудки? Этот вопрос я задал известному московскому социологу, директору Левада-центра Льву Гудкову.

Лев Гудков : Национальные предрассудки не являются отражением реального опыта взаимодействия людей разных национальностей. Чаще всего это очень опосредовано, очень филологизированные представления. Природа предрассудков связана с представлением о себе и других, которая возникает в ответ на какие-то свои собственные внутренние проблемы. На других переносится то, чем люди хотели бы восхищаться, либо то, чего не хотят признавать в себе. Поэтому предрассудки играют чрезвычайно важную роль вне зависимости оттого, какие они по знаку в представлениях о самих себе, о своей стране, о том, как мы хотели бы видеть самих себя. Украинцы, естественно, это жлобы, такие прижимистые, жадные, не очень умные. Проще всего обрисовать немцев - педантичные, аккуратные, трудолюбивые, дисциплинированные. Французы легкомысленные, склонны к любовным интригам. Итальянцы поют, из них плохие вояки. Чукчи глупые, не воспитанные, простодушные и так далее. Вот примерно из таких стереотипов лепится представление об окружающих народах.

Чрезвычайно важно, что именно через представление о других, о наделении их там идеализированными характеристиками или напротив, задается и поддерживается представление о самих себе, как людях. Мы, русские, гостеприимные, простые, верные, терпеливые, не воинственные и прочее и прочее. А вот в отношении нас чужие могут представлять либо угрозу, покушаться на нас, либо представляют глупыми, не умными, в лучшем случае смешными. То, что появлется повод посмеяться, хорошо, если над собой, а чаще смеются над другими, те самым, благодаря этой дистанции, поддерживается позитивное представление о себе. Другого устройства в культуре поддержания такого позитивного представления о себе, в общем, нет. Мы, русские, простые, не практичные, даже ленивые, но если надо, мы совершим чудеса героизма военного или трудового и прочее и прочее. Если надо. Это всегда бывает с уступкой. Стереотипы всегда строятся в модальности "зато мы".


Звучит песня «Разговор технолога Петухова»

Андрей Шарый : Голос Юрия Визбора и рассказ технолога Петухова. Гостями рубрики «Сегодняшний факт» были социолог Лев Гудков и моя коллега Софья Корниенко. В Брюсселе открылся проект Enthropa . Цель его – борьба с предрассудками разных стран мира с национальными стереотипами.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG