Ссылки для упрощенного доступа

«Музыкальное приношение» Соломона Волокова: номинации на «Грэмми».





Александр Генис: Сегодняшний выпуск «Музыкального приношения» будет посвящен номинациям на премию «Грэмми». В определенном смысле обзор кандидатов говорит о состоянии музыки даже больше, чем имена победителей. Ведь номинации представляют огромное поле самой разной музыки. Не так ли, Соломон?



Соломон Волков: Действительно, для меня произведения, представленные в номинации, даже больше, чем исполнители, представленные на номинацию, показывают, каковы интересы, во-первых, тех людей, которые голосуют по поводу «Грэмми», а они уже для меня представляют интересы всей культурной Америки, если угодно.




Александр Генис: Это - тенденция.



Соломон Волков: Да. У меня есть несколько знакомых, который голосуют за «Грэмми», как и есть несколько знакомых, которые голосуют за «Оскара». Мы даже, может быть, об «Оскарах» впоследствии поговорим. Но я должен сказать, что это все очень симпатичные, образованные американцы, средние интеллектуалы. Вот по ним можно судить, что этих интеллектуалов интересует. И, должен сказать, что круг композиторов, номинированных в этом году, чрезвычайно широк. Тут есть и американские авангардисты, вроде Картера, тут есть японцы - Такемицу, китаец Тан Дун, Шенберг, Шимановский и Лютославский - поляки. Из русских композитов здесь Мусоргский, Глазунов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович. Как видите, круг охвата очень широкий. И обыкновенно говорят о том, что американцы очень зациклены сами на себе, что их культура других стран не интересует. Я всегда против это горячо протестую. Это неправда. Это во всех областях неправда. Интеллектуальные американцы очень интересуются самыми разнообразными национальными культурами.



Александр Генис: Я думаю, что связано с тем, что американцы и вправду мало переводят других книг. Это известно, что американцы переводят меньше, чем европейцы. Но в области музыки это точно неверно. Скажем, какой самый популярный композитор в Америке? Наверное, Чайковский?



Соломон Волков: У музыкантов это, как видите, не так, и в этом смысле номинации в этом году очень любопытные. Вот я выбрал три произведения, номинированные в этом году, и они показывают очень разные стороны, и каждое из них нетрадиционно и не совпадает с нашим традиционным представлением о том, что такое мейнстримная американская культура. А между тем, выбирают вполне мейнстримные интеллектуальные американцы. Три примера. Произведение, номинированное в категории «лучший камерный ансамбль» принадлежит перу американской композиторши Мередит Монк, довольно экстравагантной женщины и, что интересно, это произведение представлено в записи как раз европейской фирмы. Я хочу показать ее пьесу для инструментального ансамбля, которая называется «Танец смерти». Это тоже традиционная форма классической европейской музыки. Мы можем вспомнить самые разные произведения – «Пляска смерти» того же самого Сен-Санса.



Александр Генис: Или картина Гольбейна.



Соломон Волков: И вот у Мередит Монк это ее, слегка комичная, минималистская интерпретация такого типичного европейского танца смерти. А в целом это все наводит на размышления о хрупкости человеческой жизни. Скажу, кстати, что Мередит Монк известна, быть может, широкому слушателю как композитор превосходного фильма братьев Коэн «Большой Лебовский».



В категории «лучшее вокальное исполнение» - совсем уже необычный ансамбль и совсем уже необычный композитор. Это армянский композитор Комитас, которого мы в Советском Союзе знали совсем неплохо. Там он был для нас классиком армянской музыки. Настоящее его имя Согомон Согомонян, он родился в 1869 году, а имя Комитаса получил при посвящении в сан архимандрита - он сал монахом. И учился он в Берлине композиции, разъезжал, создав свой специальный хор, с концертами по Европе. Дальнейшая судьба его была очень трагичной, потому что в 1915 году, это, как известно, год армянского геноцида, когда турки уничтожили миллионы армян, сам Комитас выжил, но лишился рассудка. Тогда ему было 46 лет. И до 1935 года он так в себя и не пришел, и умер в психиатрической клинике в Париже. В 1935 году его не стало. Он создал новую армянскую музыку, какой она есть на сегодняшний день, он ее самый большой классик, это армянский Глинка, если угодно. И вот его песню «Без дома» я хочу показать в исполнении армянской певицы, которая живет в Канаде, Изабель Байракдарян. Это замечательная певица, она часто выступает в Метрополитен, и она выпустила диск песен Комитаса, в котором ее сопровождает ансамбль из музыкантов Филармонического оркестра Армении. Песня эта в переводе называется «Без дома», она поет о том, что «сердце мое подобно этим разрушенным домам», то есть тема эта перекликается с будущей армянской катастрофой. Сочинение это любопытно тем, что его в Париже услышал сам Клод Дебюсси и сказал, что если бы Комитас написал только эту одну песню, то он бы уже заслуживал звание великого композитора.



В номинации «лучшее исполнение камерной музыки» примечательны исполнители. Это норвежское вокальное трио «Медиевал» - средневековое трио. Они очень популярны в США, они здесь часто гастролируют, всегда с огромным успехом, в частности, они регулярно приезжают под Новый Год и выступают в Нью-Йорке. Этот диск посвящен старинной норвежской народной музыке. И здесь я отобрал опус, который называется «Свадебный марш». Это, конечно, стилизация, но она дает нам представление о том, как звучала эта музыка когда-то, в стародавние времена. Мне очень нравятся все три диска, которые я сегодня показал, и я искреннее надеюсь, что все они победят в этот раз на «Грэмми».






Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG