Ссылки для упрощенного доступа

Первого канала грузинского телевидения проводит конкурс "Большая десятка Грузии"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Георгий Кобаладзе и Вероника Боде.



Михаил Саленков: Иосиф Сталин не попал в список полуфиналистов проекта Первого канала грузинского телевидения «Большая десятка Грузии», начавшегося почти одновременно с аналогичной программой российского телевидения «Имя Россия». В российском телепроекте Иосиф Сталин был одним из лидеров, но победителем конкурса «Имя Россия» стал Князь Александр Невский. «Большая десятка Грузии – проект популярный, он вызвал самые различные отклики внутри страны. Стоит отметить, что часть имен номинантов по разным причинам требовали вообще убрать с голосования. С подробностями – наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Проект «Великая десятка» уже можно считать одним из самых успешных телепроектов в истории грузинского телевидения. Как и в других странах, он сопровождается громкими скандалами и всеобщим накалом эмоций. Известных деятелей культуры, ученых и политиков среди грузин было немало. Из них грузинским телезрителям предстоит избрать десятку самых великих, сыгравших незаурядную роль в истории Грузии либо прославивших ее своими достижениями в области науки и культуры.


Число номинантов сократилось до 50 человек, однако неожиданно возникла проблема с Грузинской православной церковью. Патриархия потребовала изъять из списка номинантов грузинских святых, причем, в том числе, царей, причисленных к лику святых, например - Давида «Возобновителя», царицу Тамару, народного просветителя Илью Чавчавадзе – на том основании, что, по мнению церкви, все святые равны, и устраивать среди них конкуренцию неэтично. Однако самый большой скандал все-таки связан с именем Иосифа Джугашвили. Дело в том, что по результатам голосования Иосиф Сталин не попал в список 50 величайших грузин, что вызвало возмущение его фанатичных поклонников во главе с профессором Григолом Ониани.


Автор проекта «Великая десятка» Дачи Грдзелишвили так прокомментировал в интервью Радио Свобода неожиданное аутсайдерство Иосифа Джугашвили.



Дачи Грдзелишвили: Когда проводились первые этапы, Сталин был на 20-м месте. Потом был на 30-м месте, потом на 20-м месте, потом опять на 25-м месте. Это ведь такой живой процесс, можно так сказать. И, в конце концов, оказался на 52-м месте.



Георгий Кобаладзе: Господин Грдзелишвили отверг обвинения Григола Ониани в подтасовке результатов.



Дачи Грдзелишвили: Я не знаю, как это можно сделать, потому что мы не пишем так рукой, не считаем эти голоса. Процесс автоматизирован. Я вам скажу, как менеджер и продюсер этого проекта, что для меня было бы очень интересно, если бы Сталин попал в 50, поскольку передачи и дискуссии на эту тему были бы очень интересными.



Георгий Кобаладзе: По мнению наблюдателей, фиаско, которое потерпел Сталин в грузинском варианте проекта, вполне естественно с учетом, в первую очередь, технологии проведения конкурса. Ведь с помощью Интернета и sms голосует в основном то поколение, которое не питает особого пиетета к грозному диктатору, даже несмотря на его этнические корни и происхождение. Кроме того, в независимой Грузии постепенно уходит из жизни поколение, которое 9 марта 1956 года, в знак протеста против доклада Никиты Хрущева на ХХ съезде, проливала кровь на Тбилисских улицах в ходе массовых демонстраций и столкновений с частями советской армии, спасая честь «величайшего из Грузин, когда либо живших на земле», как некогда называли Иосифа Сталина на его родине.



Михаил Саленков: Наблюдатели уверены, что в десятку проекта «Большая десятка Грузии» обязательно войдут царь Давид Строитель, царица Тамара, Шота Руставели, Илья Чавчавадзе, поэт Акакий Церетели, отец и сын Гамсахурдиа. Своим мнением по поводу проекта в беседе с Вероникой Боде поделился Юрий Вачнадзе, обозреватель Радио Свобода, живущий в Грузии.



Вероника Боде: Юрий, каково ваше отношение к проекту «Большая десятка Грузии»?



Юрий Вачнадзе: Резко отрицательное. Дело в том, что проект с начала же выглядел уж очень политизировано. Это не проект оппозиции. Общественное телевидение – в данный момент практически это рупор власти. И выполняет заказы власть предержащих. Но не это главное. Видимо, была задана такая четкая задача – яркая антироссийская направленность проекта. В то же время это некое телевизионное чтиво, одна из тех развлекательных программ, которыми сейчас начало заниматься обновленное так называемое общественное телевидение.


Должен вам сказать, что в моем отрицательном отношении к этому проекту я не одинок. Грузинская патриархия выступила с резким осуждением этого проекта. Причем было сказано следующее: вы там со своим светскими деятелями разбирайтесь, как угодно, однако не устраивайте конкурс среди людей, принадлежащих, так сказать, к святыням или к святым религиозным деятелям. Очень многие из грузинской интеллигентной прослойки выступают резко против этого проекта.



Вероника Боде: Сталин не попал в список полуфиналистов проекта, и по этому поводу разразился скандал. Скажите, Юрий, насколько сейчас популярен этот исторический деятель в Грузии, по вашим наблюдениям?



Юрий Вачнадзе: Никакой приверженности Сталину нет. Есть только кучка сталинистов, людей, которые хорошо жили при Сталине. Грузины Сталина никогда не боготворили. В советской Грузии было очень мало людей, искренне веривших в так называемые коммунистические идеалы. Особенно если учесть, что грузин в кремлевской власти – Сталин, Берия, Орджоникидзе – на их исторической родине знали совсем не с лучшей стороны. Неслучайно именно в Грузии в процентном отношении было больше всего жертв большевистских репрессий.



Вероника Боде: Насколько популярен этот проект среди жителей Грузии и каково отношение к нему?



Юрий Вачнадзе: Я бы сказал, что, если так суммировать среднестатистически, в общем, такое полуравнодушное. Но тут произошли, вы знаете, какие-то удивительные вещи. В число выдающихся людей не попали великий грузинский поэт Николос Бараташвили. Не попал по одной простой причине: в наследии Бараташвили важное место занимает поэма «Судьба Грузии», в центре которой – образ царя Ираклия Второго. Там речь шла о том, было ли благом присоединение Грузии к России. Если в поэме не содержалось однозначного ответа, то в стихотворении «Могила царя Ираклия» ответ был дан: присоединение помогло сохранить страну. Сейчас это совершенно неприемлемо для идеологии, торжествующей в стране. По этой же причине не попал в список сам царь Ираклий Второй. Не попал в список великий Мераб Мамардашвили – только из-за одной фразы: «Если народ выберете Гамсахурдиа, я пойду против моего народа».


Ну, а если говорить о том, кто сейчас лидирует в проекте, это, конечно, Шота Руставели, это Илья Чавчавадзе и, наконец, в определенной мере с подачи Михаила Саакашвили, который везде упоминает царя Давида Строителя, который объединил Грузию.



Вероника Боде: Юрий, а как все это подается? Есть какая-то специальная телепрограмма?



Юрий Вачнадзе: Это ток-шоу, которое ведет в прошлом очень популярная по каналу «Рустави-2», который был в свое время оппозиционным, журналистка Эка Хоперия. У нее там еще есть партнер, напарник, и они вдвоем ведут эту передачу. На студию приглашается энное количество представителей разных слоев населения, и вот идет там дискуссия. Мало того, по регионам проводят опрос, результаты которого оглашаются на этом ток-шоу. Схватки там бывают достаточно острые. Чем это закончится – сказать трудно, но шаг патриархии заставил всех задуматься.


XS
SM
MD
LG