Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Грэмми»: широкий круг американских интересов


В этом году в категории «Лучшее вокальное исполнение» премии Grammy фигурирует армянский композитор Комитас. [Фото — <a href="http://asher.ru">ASHER.RU</a>]

В этом году в категории «Лучшее вокальное исполнение» премии Grammy фигурирует армянский композитор Комитас. [Фото — <a href="http://asher.ru">ASHER.RU</a>]

Недавно стали известны имена претендентов на музыкальную премию «Грэмми» [The Grammy Awards]. Наибольшее число номинаций получил рэпер Лил Уэйн, выдвинутый в восьми пунктах, в том числе и в номинации «Альбом года». Семью номинациями представлена группа Coldplay. Торжественная 51-я ежегодная церемония вручения «Грэмми», присуждаемая Национальной академией звукозаписи США, пройдет в Лос-Анджелесе 8 февраля 2009 года.


О списке номинантов на «Грэмми» рассказывает музыковед Соломон Волков.


— В определенном смысле обзор кандидатов говорит о состоянии музыки даже больше, чем имена победителей. Ведь номинации представляют огромное поле самой разной музыки. Не так ли, Соломон?


— Действительно, для меня произведения, представленные в номинации, даже больше, чем исполнители, представленные на номинацию, показывают, каковы интересы, во-первых, тех людей, которые голосуют по поводу «Грэмми», а они уже для меня представляют интересы всей культурной Америки, если угодно.


— Это — тенденция.


— Да. У меня есть несколько знакомых, который голосуют за «Грэмми», как и есть несколько знакомых, которые голосуют за «Оскара». Мы даже, может быть, об «Оскарах» впоследствии поговорим. Но я должен сказать, что это все очень симпатичные, образованные американцы, средние интеллектуалы. Вот по ним можно судить, что этих интеллектуалов интересует. И, должен сказать, что круг композиторов, номинированных в этом году, чрезвычайно широк. Тут есть и американские авангардисты, вроде Картера, тут есть японцы — Такемицу, китаец Тан Дун, Шимановский и Лютославский — поляки. Из русских композитов здесь Мусоргский, Глазунов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович. Как видите, круг охвата очень широкий. И обыкновенно говорят о том, что американцы очень зациклены сами на себе, что их культура других стран не интересует. Я всегда против это горячо протестую. Это неправда. Это во всех областях неправда. Интеллектуальные американцы очень интересуются самыми разнообразными национальными культурами.


— Я думаю, что связано с тем, что американцы и вправду мало переводят других книг. Это известно, что американцы переводят меньше, чем европейцы. Но в области музыки это точно неверно. Скажем, какой самый популярный композитор в Америке? Наверное, Чайковский?


— У музыкантов это, как видите, не так, и в этом смысле номинации в этом году очень любопытные. Вот я выбрал три произведения, номинированные в этом году, и они показывают очень разные стороны, и каждое из них нетрадиционно и не совпадает с нашим традиционным представлением о том, что такое мейнстримная американская культура. А между тем, выбирают вполне мейнстримные интеллектуальные американцы. Три примера. Произведение, номинированное в категории «лучший камерный ансамбль» принадлежит перу американской композиторши Мередит Монк, довольно экстравагантной женщины и, что интересно, это произведение представлено в записи как раз европейской фирмы. Я хочу остановить внимание на ее пьесе для инструментального ансамбля, которая называется «Танец смерти». Это тоже традиционная форма классической европейской музыки. Мы можем вспомнить самые разные произведения — «Пляска смерти» того же самого Сен-Санса.


— Или картина Гольбейна.


— И вот у Мередит Монк слегка комичная, минималистская интерпретация такого типичного европейского танца смерти. А в целом это все наводит на размышления о хрупкости человеческой жизни. Скажу, кстати, что Мередит Монк известна, быть может, широкому слушателю как композитор превосходного фильма братьев Коэн «Большой Лебовский». В категории «Лучшее вокальное исполнение» — совсем уже необычный ансамбль и совсем уже необычный композитор. Это армянский композитор Комитас, которого мы в Советском Союзе знали совсем неплохо. Там он был для нас классиком армянской музыки. Настоящее его имя Согомон Согомонян, он родился в 1869 году, а имя Комитаса получил при посвящении в сан архимандрита — он стал монахом [Согомон Геворкович Согомонян (творческий псевдоним Комитас) — родился 26 сентября 1869 года в Анатолии (Турция), в городе Кутина (Кетайя); — PC]. И учился он в Берлине композиции, разъезжал, создав свой специальный хор, с концертами по Европе. Дальнейшая судьба его была очень трагичной, потому что в 1915 году, это, как известно, год армянского геноцида, когда турки уничтожили миллионы армян, сам Комитас выжил, но лишился рассудка. Тогда ему было 46 лет. И до 1935 года он так в себя и не пришел, и умер в психиатрической клинике в Париже. В 1935 году его не стало. Он создал новую армянскую музыку, какой она есть на сегодняшний день, он ее самый большой классик, это армянский Глинка, если угодно. Его песня «Без дома» исполняется армянской певицей, которая живет в Канаде, Изабель Байракдарян. Это замечательная певица, она часто выступает в Метрополитен, и она выпустила диск песен Комитаса, в котором ее сопровождает ансамбль из музыкантов Филармонического оркестра Армении. Песня эта в переводе называется «Без дома», она поет о том, что «сердце мое подобно этим разрушенным домам», то есть тема эта перекликается с будущей армянской катастрофой. Сочинение это любопытно тем, что его в Париже услышал сам Клод Дебюсси и сказал, что если бы Комитас написал только эту одну песню, то он бы уже заслуживал звание великого композитора. В номинации «Лучшее исполнение камерной музыки» примечательны исполнители. Это норвежское вокальное трио «Медиевал» — средневековое трио. Они очень популярны в США, они здесь часто гастролируют, всегда с огромным успехом, в частности, они регулярно приезжают под Новый Год и выступают в Нью-Йорке. Этот диск посвящен старинной норвежской народной музыке. И здесь я отобрал опус, который называется «Свадебный марш». Это, конечно, стилизация, но она дает нам представление о том, как звучала эта музыка когда-то, в стародавние времена. Мне очень нравятся все три диска, и я искреннее надеюсь, что все они победят в этот раз на «Грэмми».


XS
SM
MD
LG