Ссылки для упрощенного доступа

Роль посредников в энергетических отношениях России с Европой


Ирина Лагунина: Газовый конфликт между Россией и Украиной напоминал бы плохо поставленную мелодраму, если бы при этом от холода не страдали люди в Европе. Европейский союз, как и граждане стран, в него входящих, уже начали терять терпение. Руководство ЕС выставило России и Украине ультиматум, пригрозив судами и альтернативными поставками газа в Европу. Люди начали устраивать демонстрации. На прошлой неделе перед посольством Украины в Софии прошла демонстрация, устроенная профсоюзом «Подкрепа». Но, обращаясь к собравшимся, председатель профсоюза Константин Тренчев винил в происходящем отнюдь не только Украину.



Константин Тренчев: Конечно, мы не освобождаем Россию от вины. Если проблема не будет разрешена, мы пойдем к российскому посольству и к зданию правительства, причем намного большим числом людей.



Ирина Лагунина: Болгария получает 92 процента газа через трубопровод, проходящий по территории Украины. Год назад президент этой страны подписал несколько энергетических соглашений с Москвой, чтобы заручиться российскими поставками газа, в том числе и по новому газопроводу. Теперь люди ставят под вопрос мудрость этого решения. Еще хуже положение в Словакии. Страна зависит от российского газа на 97 процентов. В похожей ситуации и Сербия. И любопытно, как политическая ориентация страны влияет на восприятие этого кризиса обществом. Вот мнение жителя Приднестровья:



Мужчина: Виновата, конечно, украинская сторона в этом. Надо вовремя расплатиться за газ. Просто обидно будет, что из-за кого-то, из-за руководства Украины, будет страдать не только Советский Союз бывший, но и дальнее зарубежье. Я думаю, что долго решаться этот вопрос не будет, потому что большие проблемы, останавливаются заводы, большие предприятия, школы.



Ирина Лагунина: А в Сербии во всем обвиняет Украину в основном прогосударственная пресса. Независимые аналитики, в том числе вовлеченные в энергетические проблемы, возлагают вину на Россию. Сика Пистолова – автор белградского журнала «Энергетическое обозрение»:



Сика Пистолова: У нас нет юридических оснований подавать иск на Украину. Наш контракт подписан с Газпромом.



Ирина Лагунина: А в соседней Боснии люди просто разводят руками. В столицу страны Сараево российский газ, хоть и с перебоями, но все-таки доходил все годы недавней войны. Житель Сараево Алекса Филипович:



Алекса Филипович: Проблема с поставками российского газа через Украину становится проблемой простых людей по всей Европе. Как гражданин, я просто не могу понять, как подобное могло произойти в 21 веке. Как люди могут такое сделать? Я так понимаю, что здесь, скорее всего, ведется какая-то политическая игра.



Ирина Лагунина: Однако целая группа аналитиков в Европе и США усматривают в происходящем не только политику и не только коммерческий спор. «Коррупция, а не зависимость от России, представляет риск в энергетической торговле для Западной Европы» - называется аналитическая заметка бывшего посла США в Литве, а ныне сотрудника вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Кита Смита. Посол пишет о роли посредников в энергетической торговле между Россией и Европой. Но посредники – не есть что-то, присущее только России. Такая практика существует и на Западе. И многие из них, как и российские, удобно зарегистрированы в оффшорах. Почему именно российские фирмы-посредники представляют риск, спросила я Кита Смита:



Кит Смит: Российские посредники обычно имеют местный колорит, они привязаны к стране, как РосУкрЭнерго в случае торговли с Украиной. 50 процентов акций этой компании принадлежит Газпрому, а 50 процентов – двум украинцам. А до этого был чисто украинский посредник – ЮралТрансГаз. А до этого – Итера, чисто российская компания. Так что между Европой и Россией в торговле газом – впрочем, как и отчасти, в торговле нефтью – всегда были посредники. И трудно понять, чем они занимаются, потому что они не настолько прозрачны, как их европейские партнеры.



Ирина Лагунина: Прерву разговор с послом Китом Смитом. Три года назад британская неправительственная организация «Всемирный свидетель» опубликовал расследование «Веселящий газ – абсурдность в газовой торговле между Туркменистаном и Украиной». Авторы провели немало времени, расследуя связи РосУкрЭнерго с европейскими компаниями и банками. Мой коллега Брюс Панье беседовал с одним из авторов доклада Томом Мэйном. Вот что удалось узнать «Всемирному свидетелю».



Том Мэйн: Мы узнали имена двоих украинцев только после того, как опубликовали наш доклад. Это Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин. Но мы по-прежнему не знаем, что же они положили на стол, чтобы получить 50 процентов в этой удивительно прибыльной торговле газом, которая приносит почти 800 миллионов долларов в год чистой прибыли. И почему Газпром готов пожертвовать такой значительной частью прибыли? Это – вопрос, над которым мы работаем уже несколько лет, но никак не можем получить удовлетворительных ответов.



Ирина Лагунина: Так в какой степени это – детище Газпрома, а в какой – украинского бизнеса?



Том Мэйн: РосУкрЭнерго не мог бы существовать без России и без Газпрома. И в прошлом году, когда премьер-министр Украины Юлия Тимошенко пыталась отделаться от РосУкрЭнерго, именно российская сторона заявила, что это невозможно из-за контрактных обязательств. Так что, похоже, есть люди и на Украине, и в России, которые хотят, чтобы эта компания выжила.



Ирина Лагунина: Том Мэйн, человек, который вел расследование роли посредников в торговле газом между Россией, Украиной и Европой. Как удалось выяснить «Глобальному свидетелю», ряд людей в бывшем правительстве пророссийски настроенного премьера Украины Виктора Януковича говорили о своей дружбе с Дмитрием Фирташем. До того, как стали известны имена украинских совладельцев РосУкрЭнерго, было известно, что украинская доля принадлежит компании ЦентраГаз Холдинг – дочернее предприятие австрийской Райфайзен Инвестмент. В январе 2006 года президент Украины Виктор Ющенко выступил по телевидению с заявлением, что не знает, кто стоит за ЦентраГазом: «Может быть, это граждане Украины, но я действительно не знаю, кто они такие. Когда эта компания была основана два года назад, создателями РосУкрЭнерго могли быть кто угодно… просто кто угодно». Лишь позднее выяснилось, что Райфайзен Инвестмент действовала по поручению Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина, которым принадлежит, соответственно, 90 и 10 процентов акций компании «Центрагаз». Вернусь к разговору с аналитиком Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Китом Смитом. Меня удивляло одно: когда весь этот спор только начинался и стороны обвиняли друг друга в том, что кто-то не заплатил или заплатил, но не все, а другая сторона говорила, что заплатила, и никакие штрафы на нее накладывать нельзя… И так далее. И вот между этими сторонами спора спокойно существовала компания РосУкрЭнерго, которая все это время молчала, на сайте которой и сейчас последняя новость датирована 30 декабря прошлого года – о том, что Совет директоров Газпрома одобрил основные принципы финансовой стратегии компании в условиях кризиса. И ни Украина, ни Европа – даже понимая, что сейчас газ будет отключен - не могли выяснить, где деньги, о каких суммах идет речь, когда были сделаны переводы средств.



Кит Смит: Это очень сложно. И это, конечно, хороший вопрос, почему Украина принимает сложившуюся ситуацию и почему Европейский Союз ее принимает? Почему Европейский Союз не потребовал прозрачности в энергетической торговле и почему некоторые европейские компании и банки даже на этом зарабатывают? За этим стоят деньги. А ведь посредники увеличивают стоимость энергоресурсов, что сказывается, в конечном счете, на потребителях. По-моему, проблема состоит в том, что Западная Европа была слишком раздроблена, чтобы выработать общую энергетическую политику для всего Европейского Союза.



Ирина Лагунина: В вашем исследовании вы пишете, что «сомнительная, а иногда и явно коррумпированная бизнес-практика деформирует процесс принятия решений как в государствах-потребителях, так и в государствах-поставщиках». Давайте поговорим об этом более подробно.



Кит Смит: Когда вы не знаете, почему Газпром пользуется посредником и теряет на этом миллиард долларов в год, когда вы не знаете, куда идут эти деньги и когда международная организация « Transparency International » оценивает Россию как одну из наиболее коррумпированных стран в мире, можно быть уверенным, что эта практика ведения бизнеса распространяется на Восточную Европу и, может быть, в какой-то мере и на Западную. И именно тогда начинают возникать вопросы, а не влияют ли деньги российского энергетического сектора на процесс принятия решений некоторыми европейскими политиками. И эти подозрения усиливаются тем, что Россией управляют бывшие офицеры КГБ, которые знают как подкупать и распространять свои интересы на другие страны. Это составляло их работу.



Ирина Лагунина: Кит Смит, в прошлом посол США в Литве, а ныне – эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. О практике расползания денег посредников говорит и эксперт по энергетике Института анализа международной безопасности Кевин Роснер:



Кевин Роснер: Я проверил некоторые факты и выяснил, что одна из дочерних компаний одной из дочерних компаний РосУкрЭнерго пожертвовала солидную сумму одной из политических партий в Великобритании. Хотя официально эта компания не ведет никакой коммерческой деятельности. Ее номинальная стоимость – 2 или 3 фунта, как того требует британский закон, чтобы зарегистрировать компанию. Так что вся эта цепочка распределения доходов между посредниками весьма темная и запутанная.



Ирина Лагунина: Удивленные вопросы по поводу посредников в энергетических отношениях между Россией и Европой высказываются не только по отношению к РосУкрЭнерго. Официальный чешский представитель рассказал мне недавно, что когда в июле прошлого года Россия сократила поставки нефти Чехии, а Владимир Путин потом с телевизионного экрана приказал выяснить, как это произошло, и возобновить поставки, все думали, что нефть уже идет. На самом деле Чехия недополучила в августе 25 процентов нефти, в сентябре – 20 процентов, а в октябре – 25. И выяснить, где эта нефть чешской стороне не удавалось, поскольку чешские покупатели покупают нефть не в России, а у великой нефтяной державы и удобного оффшора Каймановы острова. И все попытки чешской стороны отделаться от посредников к успеху не привели.


Кстати, в среду швейцарское правительство начало рассмотрение жалобы компании РосУкрЭнерго, тоже для удобства выплаты налогов зарегистрированной в кантоне Цуг, против правительства Украины, которое, дескать, своими перебоями с поставками газа наносит ущерб деятельности компании.
XS
SM
MD
LG