Ссылки для упрощенного доступа

Газовые переговоры на публику. Россия убеждает мир в своей правоте


Официальные лица и руководство компании «Газпром» перед телекамерами доказывают: не Москва ненадежна, а Киев
Официальные лица и руководство компании «Газпром» перед телекамерами доказывают: не Москва ненадежна, а Киев

«Нафтогаз Украины» в третий раз отказал «Газпрому» в удовлетворении заявки на транзит газа европейским потребителям, заявила российская госмонополия в четверг. С начала недели Россия убеждает мир, что она бы и рада доставить газ в Европу, да Украина не дает. Официальные лица и руководство компании «Газпром» постоянно появляются перед телекамерами, чтобы доказать одно: это не Москва, а Киев является для Европы ненадежным партнером. Начало очередной волне этих доказательств положило выступление спикера Госдумы Бориса Грызлова, в котором он сообщил, что с 1 января российские парламентарии разъясняли своим европейским коллегам позицию Москвы в газовом споре.


В «Газпром» в среду были приглашены иностранные бизнесмены. В помещении, которое можно назвать командным пунктом компании, им предстояло выслушать подробный рассказ о взаимоотношениях российского газового гиганта с украинской стороной. Некоторые из этих бизнесменов, видимо, по случайному совпадению, входят в Ассоциацию европейского бизнеса в России, то есть их благополучие напрямую зависит от взаимоотношений с российской властью.


Глава «Газпрома» Алексей Миллер в присутствии телекамер долго общался с президентом Дмитрием Медведевым, рассказав главе государства, что Украина просит безвозмездно закачать в ее систему большие объемы газа в течение ближайших трех месяцев. Заодно Алексей Миллер сообщил, что «Газпром» начинает терпеть серьезные убытки. Реакция Дмитрия Медведева была вполне предсказуемой. «Такие деньги наша страна и одна из ведущих компаний в нынешних условиях терять не может, — заявил глава государства. — Подарки закончились. Все эти деньги, все эти виды не полученных доходов должны будут быть взысканы с ответчика».


Медведев назвал действия Украины неправовыми. Примерно в тех же терминах ситуацию описывал премьер Владимир Путин, разговаривая с прибывшими в Москву премьер-министрами Болгарии, Молдавии и Словакии. «Мы пошли навстречу предложениям Еврокомиссии и подписали соответствующий протокол о контроле за транзитом. Вы это хорошо знаете, — объяснял премьер зарубежным коллегам. — Но мы разочарованы тем, как он исполняется, или точнее тем, как он не исполняется нашими украинскими партнерами. Несмотря на то, что на политическом уровне, в том числе и президентом Украины господином Ющенко, постоянно делались ранее и делаются сегодня заявления о том, что Украина не препятствует транзиту российского природного газа европейским потребителям, на практике все выглядит совершенно иначе».


Соглашения соглашениями, сказал Владимир Путин, бумаги бумагами, а суть происходящего в том, что «мы кран открыли в вашу сторону, и готовы поставлять. А с украинской стороны кран закрыт, и они газ не транзитируют».


После общения с Владимиром Путиным премьеры трех стран отправились на встречу с Дмитрием Медведевым, который в своих обвинениях в адрес украинской стороны пошел еще дальше. По его словам, Россия и Европа оказались заложниками системы власти, сложившейся на Украине. Примерно такие же формулировки Кремль использовал и в отношении властей Грузии. Однако доставлять газ в Европу надо, и Дмитрий Медведев предложил созвать саммит потребителей российского газа, а заодно назвал еще один способ доставки газа в Европу — когда Украина поставляет газ на территорию Словакии из собственных подземных хранилищ, а Россия, соответственно, возмещает Украине поставленный объем газа.


По некоторым сведениям, если не именно такой, то близкий к такому способ обеспечения транзита газа изначально предлагался Киевом. Россия, как полагают некоторые наблюдатели, пытается выжать из сложившейся ситуации все возможные дивиденды и если не укрепить отношения с Европой, то хотя бы подорвать доверие стран Евросоюза к Украине.


В Америке внимательно следят за тем, как газовый кризис в Европе сказывается на репутации России. Заявления, сделанные российскими властями в медийном пространстве последних дней, так и не убедили экспертов в том, что противостояние между Россией и Украиной носит чисто экономический характер.


«Его следует рассматривать в общей цепи конфликтов России с соседями, — сказал в интервью Радио Свобода президент вашингтонского Совета по американской внешней политике Герман Пирчнер. — Это экономическое давление на страны бывшего СССР, проявляющие политическую самостоятельность. По тому же сценарию может развиваться и конфликт с Украиной. Если политическая напряженность в российско-украинских отношения будет расти в течение, скажем, шести-восьми месяцев, это может перерасти в нечто более крупное».


XS
SM
MD
LG