Ссылки для упрощенного доступа

Рассказ о третьем Конгрессе неправительственных общественных организаций в России


Ирина Лагунина: Два года назад Совет Европы создал Коммуникационную платформу для неправительственных организаций. Это – сайт non - gov . org . Сайт на русском и английском языках, где можно зарегистрироваться и обменяться опытом работы, найти партнерскую организацию в другой стране, узнать какую-то любопытную информацию. Я, например, выяснила, что по итогам исследования Всемирного экономического форума, Норвегия вышла на первое место по равенству полов в 2008 году. Россия в целом на 42 месте из 130. А по равным возможностям в политике Россия вообще на 100 месте. Идея создания этой платформы родилась в 2006 году в ходе Конгресса неправительственных организаций в Варшаве. А последний такой конгресс проходил в России. О его результатах рассказывает Людмила Алексеева.



Людмила Алексеева: Последние месяцы прошедшего года в правозащитном сообществе не только в России, но и в соседних с ней странах большое волнение было вызвано подготовкой и проведением так называемого третьего Конгресса неправительственных общественных организаций. Этот конгресс проводится под эгидой Совета Европы в третий раз. Первые два прошли успешно, а в связи с третьим, российским, возник, можно сказать, конфликт между Советом Европы и правозащитниками из разных стран. О причинах этого конфликта моя беседа с Дмитрием Макаровым, активистом Международного молодежного правозащитного движения. В чем суть этого конфликта, Дмитрий?



Дмитрий Макаров: Молодежное правозащитное движение достаточно много внимания уделяет сотрудничеству с Советом Европы, поскольку мы рассматриваем эту организацию как одну из самых основных международных организаций, которые занимаются защитой прав человека, продвижением демократии, верховенства права. Поэтому, безусловно, ситуация, которая складывалась вокруг третьего Конгресса неправительственных организаций, не могла оставить нас равнодушными. Во втором конгрессе многие участники молодежного правозащитного движения принимали непосредственное участие. Третий оказался запланированным в России на 2008 год. И к нашему удивлению, в качестве места проведения было выбрана Пенза, в качестве основного организатора не правительственная организация, как это было в предыдущие два раза, а в этот раз в качестве организатора была выбрана комиссия Совета федерации, государственный орган.



Людмила Алексеева: Чем вы это объясняете?



Дмитрий Макаров: Те объяснения, которые давали потом чиновники Совета Европы, которые приняли такое решение, они сводятся к тому, что в России по-другому невозможно. В Польше возможно, в Украине возможно, а в России невозможно. Собственно говоря, нас такая позиция удивляет, и мы активно возражали против такого подхода, поскольку мы считали, что гражданские организации в России достаточно развиты для того, чтобы собственными силами организовать достойное мероприятие, которое ни в чем бы не уступало предыдущим двум конгрессам. А на предыдущих конгрессах обсуждались достаточно острые вопросы, и они были использованы прежде всего как площадки для выработки платформ, для сотрудничества неправительственных организаций всего региона России, Украины, Белоруссии, Польши.



Людмила Алексеева: Кто в Совете Европы занимается организацией этих конгрессов?



Дмитрий Макаров: Непосредственно организацией этого конгресса занималась группа по взаимодействию с неправительственными организациями внутри директората по демократии. Это сложная бюрократическая система, в общем те чиновники, которые отвечают за связи с неправительственными организациями.



Людмила Алексеева: А предыдущие конгрессы кто организовывал?



Дмитрий Макаров: Партнером со стороны Совета Европы выступала Конференция международных НПО, а со стороны страны-организатора выступали чаще всего объединения нескольких независимых неправительственных организаций.



Людмила Алексеева: Почему же в этот раз организатором со стороны Совета Европы была не конференция, а какие-то чиновники?



Дмитрий Макаров: Мы эти вопросы как раз задавали, мы не понимали, чем было вызвано такое решение.



Людмила Алексеева: Протестовало только Международное молодежное правозащитное движение?



Дмитрий Макаров: Нет, реакция правозащитных организаций России была достаточно сплоченной. Московская Хельсинская группа, Центр развития демократии и прав человека, Молодежное правозащитное движение выступили инициаторами некоего обращения к органам Совета Европы, а также коллегам из НПО, которым задавали вопросы, выражали свое недоумение по поводу того, каким образом организуется это мероприятие, а так же предлагали на их взгляд приемлемые варианты. Это обращение было поддержано многими организациями. Мы говорили, на наш взгляд, конгресс неправительственных организаций должен быть организован прежде всего неправительственными организациями.



Людмила Алексеева: Так ли уж это принципиально, если все остальное в порядке?



Дмитрий Макаров: В том-то и дело, что то, что происходило в Пензе, подтвердило наши худшие опасения, свелось к встрече гражданского общества с начальством. Было множество показных мероприятий, которые выветривали все содержание из дискуссии.



Людмила Алексеева: А какие темы обсуждались на этом конгрессе?



Дмитрий Макаров: Вроде межкультурного диалога, СМИ и гражданское общество, законодательство о неправительственных организациях.



Людмила Алексеева: Ну, это волнует, наверное, российскую общественность.



Дмитрий Макаров: Наверное волнует, но многие из тех тем, которые действительно актуальные, не обсуждались. В это время происходил обыск в питерском «Мемориале» и об этом даже не говорилось на конференции, несмотря на то, что питерский «Мемориал» вообще-то является членом международных конвергенций НПО Совета Европы. Уже сам этот факт вызывает вопросы. На конгрессе неправительственных организаций говорится, как у нас все хорошо с гражданским обществом, в это время одна из ведущих организаций подвергается обыску.



Людмила Алексеева: А там говорилось, что у нас все хорошо?



Дмитрий Макаров: Да, основной подтекст выступлений со стороны российских участников был о том, что все благополучно и стоит дальше продолжать в рамках активного сотрудничества власти и общества, вот это подчеркивалось постоянно. Мы ничего не имеем против сотрудничества, но оно тогда не должно сводиться к дифирамбам в сторону власти, не сводиться к простым приветственным речам с трибун чиновников, а на конгрессе это примерно так и выглядело.



Людмила Алексеева: Зато, наверное, пензенские общественные организации были довольны, что конгресс проводится в Пензе?



Дмитрий Макаров: Один из тех вопросов, которые мы задавали – это почему так минимально участие пензенских организаций. В первоначальном списке, который был представлен, мы не увидели ни одной пензенской организации. Такое большое событие для региона, для провинциального города прошло практически без участия пензенских организаций. Уже после того, как мы начали задавать об этом вопросы, нескольких они пригласили, но ведущие правозащитные организации Пензы опять же были не допущены. Они пытаюсь проводить одиночные пикеты, лишь бы привлечь внимание к этому вопросу, поскольку, естественно, иные формы пикетирования им запретили, что тоже показательно.



Людмила Алексеева: И что же мы будем делать в связи со всем этим?



Дмитрий Макаров: Нам удалось установить контакт с нашими партнерами, найти взаимопонимание с коллегами из Украины, Белоруссии, Польши, которые тоже выражали свое недоумение по поводу того, как это было организовано в России. И мы заявили о том, что мы хотим организовать реальное мероприятие, которое будет посвящено обсуждению актуальных вопросов. На мой взгляд, многие из тех вопросов, которые обсуждались в Варшаве и в Киеве, имеет смысл обсуждать и далее. Это вопросы свободы собраний, как раз для всех этих пензенских событий вопрос актуальный, вопрос защиты правозащитников, опять же в Пензе с этим не все благополучно. Региональный партнер МХГ Валерий Гучков долгое время содержался под арестом как раз в преддверии того самого конгресса НПО, который вроде как должен показать, что все благополучно. Наконец тема свободы ассоциаций, тема политрепрессированных в Белоруссии, тема опять же последствий российско-грузинского конфликта, который бросил вызов всей системе Совета Европы и безусловно должен обсуждаться на подобных мероприятиях. Эти темы заслуживают обсуждения и нам есть о чем поговорить с коллегами из других стран.



Людмила Алексеева: Вы присутствовали на этом конгрессе?



Дмитрий Макаров: Нет, мы как раз не присутствовали, участвовать в нем было бы, на мой взгляд, бесполезно.



Людмила Алексеева: Это только ваша позиция?



Дмитрий Макаров: Нет, как раз позиция тех самых организаций, которые выпустили обращение, которое я упоминал, а также на данный момент более 80 организаций, которые его поддержали впоследствии. Не только российские, это в том числе наши коллеги из Украины, Белоруссии, Польши, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана, то есть спектр достаточно большой.



Людмила Алексеева: Объясните, почему же так уязвила правозащитников встреча гражданского общества с начальством, произошедшая в Пензе?



Дмитрий Макаров: Именно потому, что эта встреча была названа Конгрессом неправительственных организаций. То есть абсурд, что встреча неправительственных организаций была организована властями.



Людмила Алексеева: Мы же привыкли к тому, что у нас черное называют белым.



Дмитрий Макаров: Мы не привыкли к тому, что в этом наши власти поддерживает Совет Европы.



Людмила Алексеева: А почему к Совету Европы у вас такие повышенные претензии?



Дмитрий Макаров: Именно Совет Европы создавался как организация, направленная на продвижение прав человека, на продвижение демократии, верховенства права. Это те основополагающие ценности, которые лежат в самой основе, в отличие от того же Европейского союза, который строился на принципах свободного рынка, торговли и так далее. В данном случае мы имеем дело с организацией, основной целью которой является продвижение прав человека. В данном случае она этим целям, на мой взгляд, изменила.



Людмила Алексеева: В завершении этой беседы хочу сказать, что 27 и 28 января в Страсбурге состоится обсуждение этой проблемы в связи с отчетом организаторов конгресса НПО в России со стороны Совета Европы. Представители правозащитных сообществ России и соседних с ней стран намерены принять участие в этом совещании и выступить там с предложением о проведении подлинного третьего конгресса НПО весной нынешнего года.
XS
SM
MD
LG