Ссылки для упрощенного доступа

В Британии оценивают критически деятельность Тони Блэра в качестве представителя "ближневосточной четверки"


Тони Блэр
Тони Блэр

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Андрей Шарый: Среди посредников, которые пытаются остановить войну в секторе Газа, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Формально он является представителем так называемой "ближневосточной четверки" - это дипломатическая группа, сформированная представителями ООН, ЕС, США и России. Однако в самой Британии деятельность Тони Блэра оценивают очень критически. О причинах корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына беседовала с политическим редактором влиятельной лондонской «Таймс» Майклом Биньоном.

Майкл Биньон: Должен сказать, что его деятельность крайне неэффективна. Он очень мало сделал на этом посту, выступив лишь с немногими новыми инициативами. Год назад Блэр был довольно активен, ездил по региону, проводил переговоры, однако опять же без каких-либо последствий. Его тогдашняя критика положения палестинцев на Западном берегу практически не оказала никакого влияния на израильскую политику. А после вспыхнувшего в Газе кризиса Блэр оказался почти невидимым.

Наталья Голицына: Чем вы объясняете эту пассивность Блэра-миротворца?

Майкл Биньон: Думаю, на это есть несколько причин. Во-первых, его персональная роль в ближневосточном мирном процессе крайне ограничена. По существу, Блэр не является международным переговорщиком, у которого есть полномочия от "ближневосточного квартета", куда входят ООН, Евросоюз, Соединенные Штаты и Россия. Каждый из его членов обладает большим авторитетом, чем Тони Блэр. И в первую очередь это касается США, которые проводят собственную политику на Ближнем Востоке. Во-вторых, Израиль в прошлом обращал мало внимания на то, что говорил Тони Блэр, и тем более у него нет особого желания выслушивать Блэра в данный момент. В-третьих, Блэр сейчас лишь частично вовлечен в ближневосточные проблемы. У него много других интересов: он основал Межконфессиональный благотворительный фонд, совершает многочисленные турне с чтением лекций, которые приносят ему много денег. Создается впечатление, что в гораздо большей мере он стремится сейчас занять пост президента Европейского совета.

Наталья Голицына: Арабские страны обвиняют Блэра в том, что он не смог заставить своего друга президента Буша повлиять на Израиль, с тем чтобы Израиль заключил перемирие в Газе. Насколько эта критика обоснована?

Майкл Биньон: Вполне обоснована. Блэр надеялся, что после того, как Британия активно поддержала США в войне с Ираком, американская администрация будет прислушиваться к его мнению и отведет ему более активную роль в ближневосточном мирном процессе. Однако этого не случилось. Администрация Буша долгое время не вмешивалась в ближневосточный конфликт, выступая лишь со спорадическими инициативами и не оказывая давления на Израиль с тем, чтобы заставить его стать более сговорчивым, как надеялся британский экс-премьер.

Наталья Голицына: Блэра обвиняют еще и в том, что он избегает появляться в Газе. Так ли это?

Майкл Биньон: Причина этого частично в том, что ему попросту очень сложно туда попасть в ситуации, когда Израиль ограничил доступ в Газу гражданских лиц. Да и ХАМАС отвергал в прошлом его посредничество. Кроме того, международное сообщество не признает ХАМАС легитимным правительством Газы, полагая, что власть там должна принадлежать главе палестинской администрации Махмуду Аббасу.

Наталья Голицына: Говорил политический редактор лондонской «Таймс» Майкл Биньон.

XS
SM
MD
LG