Ссылки для упрощенного доступа

Падающий рубль ставит рекорды


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие начальник управления стратегического планирования и развития «Юникредит банка» Владимир Осаковский и экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.



Дмитрий Волчек: На этой неделе продолжалась девальвация рубля, и уже говорят о рекордном падении национальной валюты. Курсы доллара и евро по отношению к рублю с 11 января росли самыми высокими темпами за последние 10 лет. Начальник управления стратегического планирования и развития «Юникредитбанка» Владимир Осаковский перечисляет неблагоприятные для рубля факторы.



Владимир Осаковский: Конечно, в первую очередь есть фундаментальные факторы - это падение цены на нефть, которая укрепляла рубль в течение всего 2008 года, но за последние несколько месяцев играет в противоположную сторону. С падением цены на нефть сокращается экспортная выручка, соответственно подрывает позиции рубля с фундаментальной точки зрения. На рынке существует огромное спекулятивное давление на рубль со стороны практически всего частного сектора, переходят из рубля в валюту, в доллары, евро, любую другую. Все это, конечно, оказывает огромное спекулятивное давление. В частности, данные по платежному балансу за последний квартал прошлого года показывают общий отток капитала: 130 миллиардов долларов за один квартал - это просто громадная сумма. Помимо этого свою роль играет политика Центрального банка, политика постепенной девальвации, контролируемой девальвации рубля, которую мы считаем контрпродуктивной. Пошаговая девальвация только подстегивает ожидания следующей девальвации, в этой связи практически все население начинает играть против рубля, просто запасаясь валютой.



Дмитрий Волчек: Итак, рубль падает. Как именно он падал на этой неделе – вопрос экономическому обозревателю нашего радио Сергею Сенинскому.



Сергей Сенинский: В целом, если говорить по итогам недели, то курс рубля к доллару, причем, подчеркну - официальный курс всего за пять рабочих дней снизился сразу на 5,7%, а падение курса рубля к евро составило 5,5% всего за одну неделю. И видимо, уходящая неделя запомнится еще и тем, что именно в эти дни были, если хотите, побиты предыдущие рекорды. Потому что минимальный за все время после кризиса 98 года уровень курса рубля к доллару был зафиксирован в январе 2003 года, теперь этот рекорд побит. Минимальный до сих пор курс рубля к евро был зафиксирован 30 декабря 2004 года, теперь и этот рубеж тоже пройден. А в целом Центральный банк в каждый из рабочих дней этой недели, то есть пять раз в течение пяти дней изменял границы возможных колебаний валютного коридора, что и привело, собственно, к такому значительному изменению курса.



Дмитрий Волчек: Да, это не стихийные события, а политика Центробанка. Как ее оценивают эксперты?



Сергей Сенинский: Вы знаете, здесь, наверное, можно было бы сгруппировать мнения многих экспертов в две большие группы. С одной стороны, эксперты говорят: да, учитывая опыт 98 года, когда российская экономика возобновила свой рост довольно быстро, в том числе одним из главных факторов стала девальвация рубля, можно было бы говорить о том, что она вроде бы как целесообразна для того, чтобы запустить экономический рост, вновь возобновить. Но с другой стороны, говорят те же эксперты, давайте вспомним о том, что после кризиса 98 года доверие населения к банковской же системе России было подорвано очень значительно. И те сбережения, которые люди хранили раньше под подушкой, матрасами, где-то дома, всерьез потекли на счета в банках буквально в последние два, может быть два с половиной года. Поэтому если провести девальвацию резкую сейчас, может повториться тот же самый эффект: из российских банков в очень короткое время может уйти очень большое количество частных сбережений. Это одна точка зрения, в этом есть свой резон.


Но другая точка зрения не менее представляется резонной. Эксперты говорят о том, что такая плавная девальвация рубля, которую сейчас проводят, является очень выгодным инструментом вложения. Судите сами: если даже допустить, что курс рубля по отношению к бивалютной корзине снижается всего лишь на 1% в неделю, сейчас это гораздо быстрее, это было еще в ноябре и в первой половине декабря, это значит примерно на 4-4,5% в месяц - это 70% в год. Это значит, что, вложив имеющиеся рубли в валютный рынок, можно получить доходность равную 70%. Один расчет, который приводил один из экспертов буквально на этой неделе в разговоре со мной, они подсчитали, что если взять общую девальвацию с 11 ноября, когда Центральный банк начал серию послаблений границ валютного коридора, общая доходность составила 130% всего за неполные два месяца. Такую доходность ни один финансовый инструмент дать не может даже близко. И дальше, продолжают эти эксперты, именно этим можно объяснить, что любая нормальная компания, если у нее есть какие-то свободные рубли, старается на этих рублях заработать, переводя на валютный рынок, покупая доллары и покупая евро. И этим, считают эти эксперты, объясняется то, что в очередной раз начала нарастать масса неплатежей как между предприятиями в сделках друг с другом, так и неплатежи по зарплате и неплатежи по налогам. И это тоже аргументы, которые весьма серьезны.



Дмитрий Волчек: Сергей, наверное, вы тоже видели на не очень серьезных сайтах страшные прогнозы: доллар скоро будет 48, евро будет 80. Можно ли доверять таким историям и когда закончится этот процесс девальвации, на какой точке остановится?



Сергей Сенинский: Дмитрий, прогнозы на валютном рынке – одно из самых неблагодарных занятий. Но здесь, наверное, следует говорить о каких-то факторах, которые могут в той или иной мере повлиять на динамику этого процесса. С одной стороны, мы видим, что Центральный банк в последние недели, в конце декабря и особенно сейчас, в начале января, резко увеличил темп девальвации. Это может говорить, как мне представляется, о том, что некий рубеж может быть Центральный банк наметил уже, и он старается к этому рубежу подойти поскорее, чтобы сбить ожидания того, что эта девальвация будет продолжаться долго. Тогда не будет такой доходности, тогда и вкладчики частные и российские компании не будут ожидать, что их накопления в рублях могут обесцениваться не то, что бесконечно, но по крайней мере, очень-очень долго.


Здесь еще один момент: стоит вспомнить, что нынешнее укрепление курса рубля по отношению к доллару, например, началось в начале 2003 года, после этого рубль почти постоянно планомерно, постепенно, но тем не менее, его курс шел вверх. Последняя низшая точка, как мы уже говорили, по курсу рубля к евро была пройдена в декабре 2004 года. Но стоит вспомнить, что именно как раз на рубеже 2003, особенно в 2004 году цены на нефть и начали расти весьма серьезно, то есть обозначился серьезный рост цен на нефть после того, как они в конце 98 года и в начале 99 года лежали практически на дне. Я напомню, что тогда цены колебались от 10 до 15 долларов за один баррель, сейчас это все-таки 40. Поэтому курс рубля, естественно, в значительной степени привязан к тому, на каком уровне находится цена на нефть. И следует вспомнить, что цены на нефть за последние несколько месяцев упали сразу в разы. То есть потенциал падения у них остался не такой уж большой, совсем не такой, какой был полгода назад. Может быть, это станет одним из факторов. Но на каком уровне Центральный банк предполагает либо остановить девальвацию рубля, либо, по крайней мере, очень серьезно ее замедлить - это вопрос, конечно, Центральному банку, и он ответ не раскрывает.



Дмитрий Волчек: Сергей, а может этот процесс выйти из-под контроля Центрального банка?



Сергей Сенинский: До тех, пока Центральный банк располагает теми резервами, которые сейчас у России есть и которые были накоплены, это весьма маловероятный сценарий.



XS
SM
MD
LG