Ссылки для упрощенного доступа

Сохранение памятников деревянного зодчества в условиях кризиса


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Томске Мелани Бачина.



Михаил Саленков: Как сохранить памятники деревянного зодчества в условиях экономического кризиса? Такой вопрос был поднят томскими региональными и городскими властями на областном совете по сохранению исторического наследия Томска. В 2009 году в программе сохранения памятников архитектуры на ремонт почти 30 объектов было запланировано 280 миллионов рублей. Томские чиновники и общественники теперь ищут варианты, где в условиях кризиса найти такие деньги.



Мелани Бачина: В муниципальной программе по сохранению деревянного зодчества Томска 700 домов - уникальных памятников деревянной архитектуры. С 2009 года их планировали начать восстанавливать. Директор предприятия «Томск исторический» Николай Закотнов на первом после новогодних каникул областном совете докладывает губернатору, какими виделись перспективы реализации этой программы.



Николай Закотнов: Что уже дает начало реализации программы и позволит давать в дальнейшем? Это сохранить исторический облик части районов Томска и массивный объект деревянного зодчества.



Виктор Кресс: Ты сам-то в это веришь?



Мелани Бачина: Вопрос, который задал Виктор Кресс Николаю Закотнову, остался без ответа. Пессимизм томского губернатора разделяет и заместитель мэра Томска по градостроительству Евгений Паршуто. Восстановить 700 памятников деревянной архитектуры - дело сегодня неподъемное.



Евгений Паршуто: Что касается количества - 701 объект - действительно очень большое число домов и, если просто воспользоваться процедурой деления общего количества на нашу результативность в год, то это от 30 до 50 лет, в зависимости от ситуации, конечно, эти все здания мы просто потеряем при таких темпах.



Мелани Бачина: Томские чиновники подсчитали, чтобы за пять лет отремонтировать чуть больше сотни деревянных памятников архитектуры, нужно ежегодно 280 миллионов рублей.



Николай Закотнов: Все программные планы основаны как бы на трех источниках: 70 миллионов - областной бюджет планировалось в программе, 70 миллионов - городской бюджет и 140 миллионов - внебюджетные средства. Итого ежегодно в объеме 280 миллионов или работы на 20-25 объектах необходимо проводить ежегодно. Стоит отметить, 2009 год по инвесторам ситуация несколько ухудшилась.



Мелани Бачина: Ситуация в 2009 году не просто ухудшилась, отвечает Николаю Закотнову томский губернатор Кресс. Ситуация такова, что денег в бюджете на программу по сохранению деревянного наследия - вообще нет.



Виктор Кресс: Арифметика простая: 70, 70, 140. Если мы сумеем сохранить в этом году, то просто не медали, а ордена очень высокие надо давать. Пока, на сегодня, ни в городе, ни в области из бюджетов не просматривается. Мне иногда хочется взять ружье и стрелять. Потому что вы, кроме бюджета, вообще ничего не видите и не понимаете. За счет бюджета дурак сделает. Сегодня реалии, когда бюджет в тяжелейшем состоянии. Дай бог справились мы, чтобы не пострадали бюджетники, заработная плата и так далее. Но эти и другие вопросы, их бросить просто нельзя.



Мелани Бачина: "Томск - единственный в стране город, где так настойчиво продолжают работу по сохранению деревянной архитектуры", - говорит томский губернатор. В правительстве об этом знают, и Виктор Кресс предлагает воспользоваться этим. Попросить денег у федерации можно, например, по 185-му закону - это капремонт многоквартирных домов. Нужны и частные инвестиции говорит, зам. мэра Евгений Паршуто.



Евгений Паршуто: Город должен создать условия для того, чтобы привлекались частные инвесторы. То есть каждый объект деревянного зодчества - это должен быть некий продукт, с хорошей степенью проработки, то есть город должен знать, что здесь должно быть, на этом объекте, это жилой дом останется либо это будет кафе, либо это будет какой-то еще объект иного назначения. И уже по инвестиционному соглашению эти объекты или зоны передавать для дальнейшего инвестирования тем людям, у которых есть сегодня финансы.



Мелани Бачина: Не согласны с нынешними действиями властей общественники. Член губернаторского совета, общественный деятель Никита Кирсанов уверен, ни поиск инвесторов, ни денег в Москве не спасет деревянную архитектуру Томска, пока не будет четких правил игры.



Никита Кирсанов: Мне кажется, что вопрос, собственно, с восстановлением памятников деревянной архитектуры с теми средствами, которые на них будут затрачены, сегодня вообще не является первоочередным. И те вопросы, которые сегодня необходимо как можно быстрее решить, они либо вообще с финансовыми затратами не связаны, а это в первую очередь организационные вопросы, либо они не связаны с такими большими финансовыми затратами. Эта программа не сохраняет деревянную архитектуру. То есть она сохраняет деревянную архитектуру, решая совсем другие задачи. Пока не наведен порядок, не утвержден регламент, не определена идеология сохранения того все-таки, сколько нам нужно, зачем нам нужно, пока они, наконец, не выяснят, сколько в центре города деревянных домов. Когда все это будет сделано, когда будут созданы механизмы привлечения инвесторов, только тогда инвесторов можно привлекать.



Мелани Бачина: По мнению Никиты Кирсанова многие уникальные деревянные ансамбли Томска сегодня разрушаются. В исторических зонах появляются краснокирпичники, уродующие лицо города, вместо памятников архитектуры возводятся новоделы. Пока власть не определит четкой градостроительной политики в историческом центре Томска, деньги не помогут сохранить деревянное зодчество. Нужна политическая воля, а она в дефиците. И экономический кризис тут ни при чем.


XS
SM
MD
LG