Ссылки для упрощенного доступа

Барак Обама позвонил главе Палестинской автономии Махмуду Аббасу


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Александр Гостев: Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас стал первым зарубежным лидером, которому позвонил новый президент США Барак Обама. Некоторые политологи тут же увидели в этом знак возможной переориентации американской политики в отношении израильско-палестинского конфликта, другие - наоборот - подтверждение неизменности курса администрации Джорджа Буша.



Кирилл Кобрин: Новый президент США Барак Обама в первый же свой рабочий день продемонстрировал важность ближневосточного региона для американской внешней политики. Он поддержал перемирие между Израилем и палестинской группировкой ХАМАС, объявленное при участии международных посредников. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс сообщил, что Обама побеседовал по телефону с президентом Египта Хосни Мубараком, премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом, королем Иордании Абдуллой. Но первый звонок американского президента был лидеру Палестинской Автономии Махмуду Аббасу. Эксперты, удивленные эти выбором, делают самые разнообразные предположения о будущей ближневосточной политике администрации Барака Обамы. Вот одно из мнений - на вопросы Радио Свобода ответил Нэтэн Браун, профессор политологии и международных отношений университета Джорджа Вашингтона.



Нэтэн Браун: Думаю, это поразительно. Мне кажется, администрация Обамы - до его инаугурации - рассчитывала в течение своего рода медового месяца определить повестку дня. Конечно, Ближний Восток чрезвычайно важен для политики США в сфере международной безопасности, но в этом регионе есть и иные проблемы - Ирак, Иран, Афганистан. Администрация Обамы могла бы сделать небольшую паузу - проявить добрую волю, несколько иное отношение, и продемонстрировать изменение своего подхода к региону. Вместо этого Обама сразу начинает действовать там, где настоящая война только что завершилась. В общем, это может сказаться на его политике самым неприятным образом.



Кирилл Кобрин: Но почему Аббас? Ведь формально президентские полномочия Аббаса, как лидера Палестинской Автономии, уже истекли…



Нэтэн Браун: Если Обама хочет обратиться к палестинцам, то с кем именно он должен разговаривать? По палестинской конституции, полномочия Аббаса истекли. Он больше не президент. Конечно, в распоряжении Махмуда Аббаса есть юридические аргументы, которые позволяют ему заявлять, что его лидерство - законно, но Хамас оспаривает их. И вот в ситуацию вступает Обама и заявляет: «Я могу проводить политику, отличную от Буша, во всех направлениях, кроме отношений с палестинцами. Я поддерживаю контакты с тем самым человеком, на котором была сфокусирована администрация Буша, и это Махмуд Аббас».



Кирилл Кобрин: Обама позвонил Аббасу перед тем, как позвонить израильскому премьеру Эхуду Ольмерту. Не кажется ли Вам, что он пытается сказать палестинцам: «Мое отношение к израильско-палестинскому конфликту будет более сбалансированным»?



Нэтэн Браун: Я не уверен, хотя это и возможно. Во-первых, я не вижу в этом продуманного жеста, мол, я позвоню палестинскому лидеру до того, как свяжусь с израильским, и тем самым продемонстрирую свои приоритеты. Конечно, все возможно, но - учитывая, что его «ближневосточная команда» еще не до конца сформирована - это странный шаг, да и вообще нелогично принимать фундаментальные решения по поводу переориентации внешней политики еще до того, как утвержден твой госсекретарь. Так что я был бы удивлен, если выяснится, что Обама намеренно пытался послать некий месседж палестинцам.



Кирилл Кобрин: Но если Обама дает понять в самый первый день президентства, что будет иметь дело с Фатхом, а не ХАМАСом - по крайней мере сейчас - то что должен сделать сам ХАМАС, чтобы стать частью мирного процесса?



Нэтэн Браун: Собственно говоря, все что нужно - это придерживаться определенных условий. Признать Израиль, осудить насилие и так далее. Эти условия были выдвинуты еще когда ХАМАС сформировал палестинское правительство в 2006 году. Однако, как всем хорошо известно, он не собирается делать этого ни в каком виде. Соответственно, вопрос следует сформулировать по-иному: «Если ХАМАС сделает шаги в этом направлении, каковы они должны быть?» Линия администрации Буша была такова: все или ничего. Будет ли администрация Обамы играть в ту же игру? Но есть еще один вопрос, гораздо более интересный, и это не «Будет ли Обама вести прямой диалог с ХАМАС?», а «Как администрация Обамы отнесется к тому, что переговоры с ХАМАСом начнут другие?» Египтяне уже делают это. И турки. А что, если русские? Или французы или шведы? Вот проблема, с которой мы столкнемся очень-очень скоро. Ведь многие рассуждают так: Смотрите, Соединенные Штаты не хотят разговаривать с ними, но мы можем заняться этим, навести мосты между Израилем и ХАМАСом, и между Соединенными Штатами и ХАМАСом».



Кирилл Кобрин: Многие эксперты обвиняли администрацию Буша в том, что она была слишком благосклонна к Израилю в ущерб палестинцам. Как бы Вы охарактеризовали позицию Буша?



Нэтэн Браун: Я предположу: действия администрации Буша привели к тому, что перед ХАМАСом не осталось выбора. Когда группировка попыталась несколько сменить политику, как это было во время формирования коалиционного правительства с группировкой Фатх, все контакты были прекращены администрацией Буша. В некотором смысле ХАМАС понял, что полушаги не работают, потому, видимо, они не стоят затраченных на них усилий.



Кирилл Кобрин: Что же, получается, звонок Обамы Аббасу - событие не столь значительное, как это представляется?



Нэтэн Браун: Это в самом деле удивительно, что Обама обратился к лидеру, который, некоторым образом, уже не президент, руководит правительством, которое не правит на самом деле, а оно, в свою очередь, управляет государством, которое реально не существует как таковое. То есть, он обратился к человеку, который находится в очень слабой позиции. Но есть еще одно обстоятельство - если оставить в стороне всяческий символизм - Махмуд Аббас остался в стороне от последней израильско-палестинской войны. Так что звонок Обамы может быть просто еще одним подтверждением значимости фигуры Аббаса.



Кирилл Кобрин: Ожидается, что в ближайшие дни Барак Обама назначит своего представителя на Ближнем Востоке. Эксперты считают, что им станет бывший сенатор Джордж Митчелл, который сыграл при президенте Клинтоне важную посредническую роль в мирном процессе в Северной Ирландии.


XS
SM
MD
LG