Ссылки для упрощенного доступа

Одесская страстность, французская выучка. Умерла муза Майоля


Дина Верни́ останется во многих судьбах, очень противоречивой, вздорной, талантливой

Дина Верни́ останется во многих судьбах, очень противоречивой, вздорной, талантливой

В Париже в возрасте 88 лет скончалась основательница музея скульптора Аристида Майоля и фонда своего имени Дина Верни́, ее настоящее имя — Дина Эйбиндер. Верни известна как муза и натурщица Майоля, ставшая моделью для скульптурных композиций, часть которых выставлена в парижских садах Тюильри. Она позировала также Анри Матиссу, Раулю Дюфи, Пьеру Боннару и другим знаменитым художницам. Уроженка Одессы, девочкой она попала в Париж времен Первой мировой войны. После гибели Майоля в автокатастрофе и смерти его родственников Дина Верни, певица и галерист, унаследовала все состояние и коллекции художника. В шестидесятые-семидесятые годы в своей галерее Верни организовывала выставки советских неформальных художников.


О жизни и судьбе Дины Верни рассказывает писатель, историк культуры, обозреватель Радио Свобода Иван Толстой.


— В истории французской культуры Дина Верни, конечно, занимает большое место. Русская культура никогда не числила ее в своих официальных рядах, а вот в неофициальных, в нон-конформистских, безусловно, Дина сыграла свою роль.


— А ее можно назвать фигурой русского зарубежья или нет?


— Я бы назвал ее фигурой французской культуры, которая была расположена по своим обстоятельствам рождения, обстоятельствам воспитания, той среды, в которой она возрастала, к русской культуре. Но в русской культуре она выбирала самые разные ее грани. Наиболее яркая, конечно, это была грань нон-конформистская, что мы всегда называли подпольем.


— Что главное в Дине Верни? Очень молоденькой девушкой она попала в объятия мэтра, художника, стала его музой — это ли главное? Или, может быть, есть какие-то таланты, талант галериста? За что мы уважаем Дину Верни в культуре?


— Для Аристида Майоля, для того самого великого старца, который увидел ее 14-летней и великолепной в своем саду в Марле ле Руа, где она явилась пред его очи, для него, безусловно, Дина Верни — это, несомненно, событие. Для Дины Верни вот эта роль музы, все-таки не желая ее нисколько обидеть, я сказал бы, что это был потрясающий трамплин везения, трамплин, ведущий к славе. И она использовала его со всем артистизмом своей натуры и со всей ловкостью и умением. Это и был ее талант, и он оставался всегда ее талантом, до вчерашнего дня. Дина Верни обладала тем не вероятным талантом «проходимости» во всех обстоятельствах, во всех условиях, во всех культурных слоях и стратах, который дается только, конечно, избранникам в этом мире. Это был ее талант. Она была менеджер самой себя и всех своих проектов. Она была как бы Дягилев в юбке в каком-то смысле, современный Дягилев. Хотя он был, кстати, ее современником тоже.


— У вас есть опыт общения с Диной Верни, расскажите об этом.


— Я много раз пытался взять у нее интервью. И в последний раз я предложил ей сделать большую, часовую программу для Радио Свобода. Это было два года назад. И она с радостью согласилась. У меня сохранились ее письма. Она с радостью согласилась и назначала мне такие свидания, на которые я не мог прийти, поскольку я жил в Праге, а она жила до своего последнего дня в Париже. Она в 88 лет говорила, что она невероятно занятой человек. Записываться на интервью к ней нужно за три месяца, а то и дольше, и вполне вероятно, что она сорвет эту встречу. И дважды она ее срывала. Я так и не смог это интервью записать, мне очень жаль. Но в основном общался я с результатами ее артистической натуры и ее невероятного труда — с ее песнями, которые я считаю абсолютно шедевральными. Она невероятно талантливый человек. Впрочем, она и дочь певца. А тема современной уголовной песни, послевоенной, — эта тема, конечно, дала ей невероятную краску: с ее акцентом, с ее невероятной одесской страстностью, с ее французской выучкой, с ее международным артистизмом — и вдруг зэческая тематика. Пороховая бочка! И я считаю, что это талант удивительный.


— Что главное, что оставила после себя Дина Верни — миф, образ музы, музей?


— Конечно же, она запечатлена в гениальных скульптурах Аристида Майоля, которые обрамляют аллеи парка Тюильри в центре Парижа. Конечно, она оставила и музей Майоля, во многом созданный на основе ее коллекции. Она оставила дивные песни. Она оставила очень интересные судьбы русских художников 60-70-х годов, произведения которых, а потом и самих художников она вывозила за границу. Она была их наложницей, она была их музой, она была их импресарио, она была всем на свете. И я думаю, что она просто в очень многих ипостасях осталась в мировой культуре, и во французской, и в русской. Когда вы заходите в музей Майоля, вы видите повсюду вот эту героиню: Дина, Дина, Дина, Дина на боку, Дина стоя, Дина сидя, Дина вдохновенная, с развевающимися волосами… Это великолепный образ! По-моему, она его угадала своим метким взглядом. Вот она такой и останется. Она всюду, она во многих судьбах, очень противоречивая, очень скандальная, очень вздорная, невероятно талантливая женщина.


XS
SM
MD
LG