Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Москве прошла церемония награждения лауреатов российской кинопремии "Золотой Орел"


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.



Евгения Назарец : В Москве прошла церемония награждения лауреатов российской кинопремии "Золотой Орел". Там побывала наш корреспондент Марина Тимашева.



Марина Тимашева : Торжественную церемонию награждения лауреатов премии "Золотой Орел" следует признать удачной. Она была лаконична, ведущие - Леонид Ярмольник и Мария Шукшина - работали живо и весело, музыка ансамбля Алексея Айги была уместна и интеллигентна. Черный кабинет, черная униформа и, в кромешной тьме, белые перчатки - из них складывались картинки, ими выводились в воздухе названия фильмов-номинантов, замечательный спецэффект без помощи компьютерных технологий, ручная работа. Hand made - так и называется маленький театр пантомимы, порадовавший зрителей своим искусством.


Основные премии присуждены так, что и за выбор академиков не стыдно. Напомню, что лучшим режиссером назвали Карена Шахназарова (фильм "Исчезнувшая империя"), лучшим сценарием признано "Дикое поле" Петра Луцика и Алексея Саморядова, и само "Дикое поле" получило статуэтку как лучший фильм. И вот - на общем благостном фоне награда в номинации "Неигровое кино" достается телефильму "Гибель империи. Византийский урок". Обращаюсь за комментарием к историку Илье Смирнову.



Илья Смирнов : Своего рода агитпробтеатр ряженых в византийские костюмы. Присуждение каких бы то ни было премий за такого рода изделие - это было бы похоже как, если бы премию по медицине присудили Кашпировскому или Чумаку за их сеансы массовых исцелений. Там, конечно, есть идеология, мне она очень не близка, как, по-моему, любому разумному человеку, бессмысленное противопоставление этого абстрактного Востока, какому-то абстрактному Западу. Но дело в том, что эта идеология не имеет к реальной истории Византийской империи вообще никакого отношения. Это все просто притянуто не то, что за уши, а за хвост, и подгоняя пинками.



Марина Тимашева : Вообще, название «Золотой Орел» ассоциируется с победоносными легионами, императорскими гербами, с чем-то торжественным и героическим. Понятно, что имеется в виду, когда про кого-то говорят «орел», или наоборот: «хороший человек, но не орел». Пример, какого киноперсанажа может вдохновить нас на подвиги? С этим вопросом я обратилась к нескольким людям. Все они вздыхали, долго думали, а потом, в основном, отсылали к зарубежным фильмам - из числа виденных относительно недавно. Вот прекрасные молодые актеры Виктория Толстоганова и Андрей Кузичев.



Виктория Толстоганова : Я посмотрела фильм "Фальшивомонетчик", который получил "Оскара". Не знаю, хотелось ли бы мне подражать этому герою, но ту силу, которую излучает актер и персонаж, я бы хотела испытать в российском кино.



Андрей Кузичев : Как бы кино, куда хотелось бы попасть - "Залечь на дно в Брюгге", например. Не хотелось бы переживать их проблемы, но туда попасть к ним в город, в их мир, мне было бы интересно.



Марина Тимашева : Послушаем теперь старейшину режиссерского цеха Владимира Наумова.



Владимир Наумов : Я отношусь к тем людям, которые не ищут на экране героев в виде персонажей. Для меня может быть картина, где герой - или смех, или презрение, или любовь.



Марина Тимашева : На мой вопрос о герое современного кинематографа отвечает киновед Кирилл Разлогов.



Кирилл Разлогов : Для разных людей идеал разный, но, я думаю, что вторая серия "Терминатора", роль Арнольда Шварценеггера. В "Диком поле" - может быть, но это не мой, точнее не массовый герой. Сейчас я подумаю... А! Знаю кто! Конечно, это герой фильма Попогребского "Простые вещи", безусловно. Это герой нашего времени.



Марина Тимашева : Почему?



Кирилл Разлогов : Потому что он живет реальной жизнью, ведет себя как человек в реальном контексте, при этом не теряет чувства собственного достоинства.



Марина Тимашева : Очень утешивший меня ответ дала молодая актриса Дарья Мороз (имя ее тоже было в номинации - она сыграла героиню в фильме Александра Прошкина по "Живи и помни" Валентина Распутина).



Дарья Мороз : Мне очень понравилась картина "Дикое поле" Михаила Калатозишвили. Мне кажется, персонаж, которого играет Олег Долин, это мой троюродный брат. Мне действительно кажется, что он там какой-то такой персонаж играет, который как-то так здорово делает, что, наверное, ему хотелось бы не то, чтобы подражать, но как-то хотелось бы с таким человеком быть знакомым, чтобы таких было больше.



Марина Тимашева : Теперь я прошу самого Олега Долина сказать несколько слов о человеке, роль которого он так замечательно исполнил.



Олег Долин : Для меня это человек, который делает свое дело, который ничего не просит, ничего не требует, не идет ни на какие компромиссы, а просто делает свое дело, ни с кем не спорит. Он знает, чего он хочет и делает это там, где он нужен, не там, где, возможно, ему бы хотелось, а там, где его ждут. Он хочет быть нужным, в том числе и себе.



Марина Тимашева : А теперь сама отвечу на поставленный вопрос. В российских фильмах последних лет мне симпатичны - старец Петра Мамонова в фильме "Остров", врач Сергея Пускепалиса из "Простых вещей" и доктор Олега Долина из "Дикого поля", то есть люди, у которых есть совесть. И все, не нужно никаких подвигов.



XS
SM
MD
LG