Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт: «можно ждать сюрпризов от украинского фактора»


Результаты голосования могут стать известны уже сегодня вечером
Результаты голосования могут стать известны уже сегодня вечером

По итогам голосования Архиерейского Собора, назвавшего трех кандидатов на патриарший престол, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл получил 97 голосов, то есть за него высказалась практически половина присутствовавших архиереев.


Историк РПЦ доктор исторических наук Сергей Бычков сказал РС, что это значит, что и на Поместном Соборе эти епископы проголосуют за Патриаршего местоблюстителя.


- Второй сюрприз, который преподнес нам Архиерейский Собор: несмотря на то, что основного конкурента митрополита Кирилла митрополита Климента поливали грязью во всех изданиях, на всех сайтах, тем не менее, он набрал 32 голоса. Это поразительно. И объясняется это, наверное, тем, что у нас если человека бьют, к нему чувство жалости вызывается. Наконец, третьим сюрпризом явилось попадание в тройку митрополита Белорусского и Минского Филарета Вахромеева, который не сделал ничего для того, чтобы продвинуть свою кандидатуру, не прибегал ни к какому пиару. Он просто перенес в ноябре тяжелую операцию на колене и большую часть времени проводил в госпитале.


В отличие от Сергея Бычкова, религиевед, доцент центра изучения религии РГГУ Борис Фаликов считает, что все три кандидата были предсказуемы.


- Предполагалось что возможная борьба между основными претендентами, митрополитом Кириллом и митрополитом Климентом, будет достаточно жесткая. Высказывались такие мнения, что в случае непримиримой схватки двух основных кандидатов, возможно, церковь, дабы не войти в жесткие внутри себя конфронтационные отношения, остановится на компромиссном кандидате. Среди компромиссных кандидатов назывались два - Филарет и Ювеналий. Их объединяет то, что они оба люди пожилые, репутация у них неплохая, умеренные деятели, не вызывающие явной неприязни к себе. Однако часть интриги все-таки сохранилась.


И, возможно, на Поместном Соборе еще нас поджидают сюрпризы, я имею в виду так называемый украинский фактор. То есть до сих пор непонятно, как поведут себя представители Украины, а ведь их очень много на Поместном Соборе. Если на Архиерейском Соборе где-то одна четвертая епископата были архиереи с Украины, то на Поместном Соборе их делегатов что-то около 200 человек, это, конечно, очень много. Если они поддержат митрополита Кирилла, то тогда вряд ли какие-то проблемы возникнут, и он будет избран патриархом. Если же они поведут себя иначе, то нас могут ожидать сюрпризы. К чему это приведет? Это приведет к тому, что митрополит Кирилл будет избран не в первом туре, а, скажем, во втором, в крайнем случае, в третьем.


Опасения Бориса Фаликова, правда, с некоторыми оговорками, разделяет научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин.


- Я не думаю, что кандидатура придет с украинской стороны, хотя результаты первичных выборов такого мягкого рейтингового голосования показали, что митрополит Онуфрий Березовский из Черновиц имеет очень высокий внутриукраинский рейтинг сам по себе. Я думаю, что на Соборе могут быть попытки выдвижения подобной кандидатуры. Наиболее вероятный кандидат, это Ростислав Томский, который реально обсуждается в качестве такого кандидата от церковного народа.


Что касается основных итогов выборов, то есть определившейся тройки лидеров, то, конечно, удивительные результаты получены митрополитом Кириллом. Фактически по результатам голосования он собрал голоса всех епископов, не входящих в четко артикулированные церковные кланы. Сами кланы выразили свои предпочтения в голосовании за митрополита Климента, митрополита Филарета и митрополита Владимира. Мне кажется, что там произошла некоторая натяжка, в частности очень странная кандидатура председателя счетной комиссии, митрополита Сидора Краснодарского, который является другом детства митрополита Кирилла.


- Что-то изменится кардинально в РПЦ, если будет выбран тот или иной кандидат?


- Есть два измерения. Одно измерение - это измерение структурных реформ, которые принципиально нужны церкви для адаптации к современному постиндустриальному обществу. На это действительно никто из предложенных кандидатов не способен и вряд ли будет этим заниматься. Другой вопрос - это конкретная стратегия и тактика действий церкви в ответе на конкретные вызовы. Здесь довольно существенная разница между всеми кандидатами. То есть от митрополита Кирилла, на мой взгляд, можно ожидать довольно резких радикальных действий, заявлений по решению накопившихся проблем. От митрополита Климента, по всей видимости, никаких действий ожидать не приходится, а митрополит Филарет склонен к решению проблем более мягкими, аккуратными действиями. Соответственно, действия митрополита Кирилла, на мой взгляд, в стратегической перспективе могут привести к резкой политизации внутри церковного противоборства. Слово «раскол» употреблять не хочется, но сами оппоненты его используют весьма активно.


XS
SM
MD
LG