Ссылки для упрощенного доступа

Судный день ЮКОСа


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.



Александр Гостев : Сегодня Верховный суд России признал законным приговор бывшему крупнейшему акционеру компании ЮКОС Леониду Невзлину, по которому тот был осужден заочно на пожизненное заключение. А адвокаты эск-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя группы «Менатеп» Платона Лебедева подали ходатайство о прекращении второго уголовного дела в отношении их подзащитных в связи с их невиновностью. Над этой темой работала моя коллега Вероника Боде.



Вероника Боде : После отказа в кассационной жалобе, приговор Леониду Невзлину вступает в силу. Правда, не очень понятно, как собираются власти его исполнять. Сам Леонид Невзлин находится за границей, и власти Израиля уже отказали России в его выдаче.


Напомню, что приговор Леониду Невзлину был вынесен в августе прошлого года. Его обвиняют в организации ряда убийств и покушений на убийства. Говорит адвокат Леонида Невзлина Дмитрий Харитонов.



Дмитрий Харитонов: Каждый раз, когда идет в Верховный суд, есть надежда на то, что к твоим доводам прислушаются. К сожалению, сегодня этого не произошло. То решение, которое принял Верховный суд (мы знаем только результативную часть и не знаем мотивировки), является, на мой взгляд, решением явно незаконным и необоснованным. Но не подать кассационную жалобу мы не могли, потому что решение Московского городского суда было явно необоснованным и незаконным. А основания для отмены было то, что приговор был оглашен не полностью. В приговоре были использованы доказательства, которые не были предметом исследования в ходе судебного заседания. А обвинение Невзлина построено на показаниях лиц, данных ими со слов третьих лиц, и эти показания не могут быть проверены.


Более того, все эти доказательства, все эти показания есть предположения, догадки или вымыслы этих людей. То, что было изложено в кассационной жалобе, на мой взгляд, однозначно вело к отмене приговора и к прекращению уголовного дела. Этого, к сожалению, не произошло.


Мои мысли здесь совпадают с мыслями моего доверителя. Он считал и считает этот процесс несправедливым с самого его начала. Он знал и писал об этом дважды в суд первой инстанции о том, что он не будет участвовать в этом процессе, поскольку никаких аргументы приняты им не будут, я имею в виду судом первой инстанции. Приговор в любом случае будет обвинительным. Это, на самом деле, и произошло.



Вероника Боде: Говорил адвокат Леонида Невзлина Дмитрий Харитонов.


Еще одно событие сегодняшнего дня. Симоновский суд Москвы, который должен был решить вопрос о возобновлении дела бывшего топ-менеджера ЮКОСА Василия Алексаняна, перенес слушания на 2 февраля. В конце прошлого года смертельно больной Алексанян был освобожден из-под стражи под залог в 50 миллионов рублей. Вот что думает о деле Алексаняна Ирина Ясина, в прошлом директор фонда «Открытая Россия», ныне - руководитель Клуба региональной журналистики.



Ирина Ясина: Все это за гранью и представляется, что должно быть какое-то понимание у людей, но такое, они же тоже люди, они детишек имеют. А вот те, кто принимает решения, в этом случае оказываются как будто другими совершенно, не людьми. Потому что мучить другого человека, причем мучить физически - это подло. Когда я про это слышу, я понимаю, как тяжело родителям Василия, как ему самому тяжело и как нельзя не явиться. Это просто пытка. Больно говорить о том, что это происходит здесь и сейчас, на моей родине, в 2009 году. Вопрос о том, почему это происходит, это вопрос о нашей нравственности, о нравственности всей страны.



Вероника Боде: Сегодня же адвокаты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-главы группы «Менатеп» Платона Лебедева подали ходатайство о прекращении второго уголовного дела в отношении их подзащитных в связи с их невиновностью. В документе говорится, цитирую: "Арест, судебное преследование и осуждение Михаил Ходорковского и Платона Лебедева, равно как и дальнейшее их преследование в рамках настоящего уголовного дела, направлены на достижение не целей правосудия, а иных целей. А именно: отнять принадлежащую им собственность, исключить возможность ее возврата и заставить их замолчать, тем самым устранить в качестве угрозы для высших должностных лиц администрации президента и правительства России". За комментарием я обратилась к Вадиму Клювганту, адвокату Михаила Ходорковского.



Вадим Клювгант : В очередной раз посчитали необходимым донести свою оценку тех системных грубейших нарушений, которые не просто ущемляют основные конституционные права наших подзащитных, но и исключают возможность справедливого разрешения дела в дальнейшем. Потому что вся база создана абсолютно гнилая, незаконная, ничтожная - ту, которую создал орган следствия.



Вероника Боде : В чем вы видите нарушение прав ваших подзащитных?



Вадим Клювгант : Знаете, мы очень в сжатом, кратком виде изложили в чем мы это видим на 20 с лишним страницах текста. Количество нарушений уже не поддается учету - начиная от того, что мы не знаем от чего на нужно защищаться, потому что обвинение, которое предъявлено, абсолютно абсурдно, непонятно, противоречиво, и кончая тем, что скрываются доказательства, бесконечное манипулирование доказательствами. И даже когда дело окончено расследование, под видом других дел расследование продолжается, вбрасывались неоднократно материалы, причем, исключительно избирательно выгодные для стороны обвинения. А все попытки защиты что-то привнести в дело, которые показывали бы обратную и правильную в то же время картину, они раз за разом отклонялись, отвергались под всякими надуманными и беззаконными предлогами. Под видом процедуры уголовного судопроизводства осуществляется расправа. А расправа, как известно, отличается от правосудия тем, что при расправе результат предопределен заранее, и все просто подгоняется под этот результат. Истина никого не интересует, а расправа власти над Ходорковским, Лебедевым.


Цели преследуются все, какие угодно, кроме цели правосудия. Очевидно, цель такая, чтобы люди сидели в тюрьме как можно дольше, как можно дольше были в условиях строжайшей изоляции, чтобы присвоенные, разграбленные активы ЮКОСа благополучно радовали их новых так называемых хозяев.



Вероника Боде : В рамках нового уголовного дела Генеральная прокуратура России обвиняет Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов в период с 1998 по 2004 год. Прокомментировать ситуацию я попросила Андрея Бабушкина, председателя комитета «За гражданские права», члена федерального совета партии «Яблоко».



Андрей Бабушкин: Дело ЮКОСа, к сожалению, носит заказной характер. Мы знаем о том, что те вещи, которые вменяются сотрудниками руководителям ЮКОСа, они, к сожалению, делаются десятками тысяч бизнесменов и часто повлекли намного более серьезные последствия, нежели то, что вменено ЮКОСу. Тем не менее, мы видим, что российские власти, стремясь подорвать честный частный бизнес, стремясь поставить бизнес под свой контроль, избрали ЮКОС в качестве своей мишени, расстреливая которую, они показывают всем остальным, что они с ними сделают, если те не проявят достаточную лояльность.


Я полагаю, что дело ЮКОСа - это позор для России. Я полагаю, что все фигуранты по делу ЮКОСа должны быть освобождены. Потому что те цели наказания, которые установлены в части второй статьи 43-й, предупреждение новых преступлений, восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, если эти люди были виновны, эти цели уже достигнуты. Потому что то, что сегодня происходит, конечно, это, к сожалению, выглядит как расправа. Мы не знаем, какими действительно мотивами руководствуются российские власти, российские суды, но со стороны у независимого, непредвзятого наблюдателя все это вызывает ощущение расправы.



XS
SM
MD
LG