Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Музыкальный экуменизм. Новый альбом «Аквариума» бесплатно доступен онлайн


Религиозность Бориса Гребенщикова не привязана ни к какой конкретной конфессии

Религиозность Бориса Гребенщикова не привязана ни к какой конкретной конфессии

Последний альбом «Аквариума» «Лошадь белая» наглядно демонстрирует, чем рок-музыка отличается от попсы. Если в эстрадном мире предметом обсуждения становится цвет трусов исполнителей и подробности их сексуальной жизни, то альбом Гребенщикова вызвал серьезную дискуссию о том, что такое экуменизм и какова новая экономическая политика лидера группы «Аквариум».


Историк Илья Смирнов, автор статей об «Аквариуме» и монографии «Прекрасный дилетант» сказал в интервью Радио Свобода:


— Песни из нового альбома доступны онлайн для свободного скачивания, кто захочет, может заплатить, сколько сможет. Авторские комментарии на вопрос «У вас что, много лишних денег?» таковы:«— Наоборот, у "Аквариума" их нет, не было и никогда, судя по всему, не будет. Поэтому и кризис нам не страшен — нам попросту нечего терять… Записи мы отдали бесплатно. Просто мы отдали их людям, которых очень любим. Захотелось сделать им приятное… Я даже не буду интересоваться, кто сколько заплатил за скачивание — 1 цент или 100 долларов. Я вообще, кстати, не в курсе, как продаются наши альбомы. Честное слово! Не мое это дело, я песни пишу. Считаю, что чем больше народу услышит нашу музыку, тем лучше. И совершенно неважно, каким образом она будет до них доставлена. Если интернет расширит круг наших слушателей — так это замечательно". В продолжение темы — бесплатные концерты: "Как только найдутся люди, которые смогут оплатить аренду зала, аренду аппаратуры, мы готовы играть бесплатно". Идеалисты меня простят, если я материалистически назову вещи своими именами: свободным скачиванием через сеть подрывается система копирайта. Та самая, которую давно уже оторвалась от своего изначального смысла — защиты автора и превратилась в глобальный механизм перекачки средств из рук трудящегося простонародья на банковские счета олигархии. И эту систему сознательно подрывает не маргинал какой-нибудь, а знаковая фигура в музыкальном бизнесе Борис Гребенщиков. По-моему, реакционность и прогрессивность нужно оценивать в первую очередь по тому, что человек делает в своей профессии. И какую микроэкономику при этом вокруг себя создает.


— Вернемся от экономики в высокие духовные сферы. По идее, если у нас сейчас «религиозное возрождение», то современного псалмопевца должны поднимать на щит, всячески пропагандировать… Так?


— Проблема в том, что религиозность Гребенщикова не привязана ни к какой конкретной конфесии. «Господу видней» — это христианский мотив. Но альбом-то оформлен рисунками Шри Чинмоя, ближе к индуизму. Или вот еще замечательная композиция — «Сокол». Это какой религии гимн? Древнеегипетской на раннем этапе ее развития, с солнечноглазым Соколом-Гором в центре пантеона? Но то, что «что внизу оконце с мутными стеклами, в которые бьются милые мои» — боюсь, это очень далеко от мировосприятия тогдашних раннединастических фараонов-завоевателей. И, смотрите, сегодня один из самых сильных антирелигиозных аргументов — то, что религия превратилась в воинствующую этнографию и служит грязной политике, способствуя разделению и стравливанию людей. Вот «коричневая» отрава сочится со всех сторон — от привычных объявлений «русская семья снимает квартиру» до заказанных убийств в центре Москвы. И Борис Гребенщиков использует весь свой авторитет, чтобы этому противостоять. Вот что сейчас важно! Вот что нужно ценить»! Сегодняшний «Аквариум» — это как раз интернациональная семья, музыканты из разных стран и в руках у них — что? Флюгельгорн, колесная лира, клавишная скрипка, ирландский бубен… Такой музыкальный экуменизм.


XS
SM
MD
LG