Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Сегодняшний факт. Выставка "Ленин от А до Я"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие куратор выставки "Ленин от А до Я" Алексей Бойко и корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы "Время Свободы" "Сегодняшний факт".


В Петербургском музее политической истории открылась выставка "Ленин от А до Я", рассказывающая о динамике изменения образа коммунистического вождя в разные периоды ХХ века. Эта выставка - первый из четырех этапов проекта "Образы советских вождей: реальность, утопия, критика". Рассказывает куратор выставки Алексей Бойко...



Алексей Бойко: Представлены как самые первые изображения Ленина, например, рисунок Лепешинского 1897 года, и вплоть до самых современных. На выставке представлен плакат, который никогда ранее не экспонировался в музее, он выполнен гуашью, он никогда не тиражировался, это где-то 1920-е годы. В скульптуре представлены макеты памятников, которые были установлены в городе.


Образ Ленина сначала, естественно, отталкивался от реальности, далее это некий идеал, точнее, идеалом он стал сразу после смерти. Плакаты, выпущенные в 1924 году, уже изображали Ленина со знаменитым указующим жестом, в виде монумента. В 1960-е годы появляется новая тема, это "Ленин - мыслитель" и "Ленин - самый человечный человек". Наравне с "Вождем" появились еще вот эти две ипостаси, два вида его. Современные художники уже свободно трактуют этот образ, просто играют с визуальными находками, помещая Ленина в рекламу, в квадрат Малевича.


На нашей выставке, кроме графики, скульптуры, представлены еще реальные фотографии Ленина, в том числе с похорон, значки пионерские, комсомольские. Каждый зритель может прийти в своеобразную "Ленинскую комнату". Каждый может вылепить своего Ленина - есть пластилин. И каждый может вырезать сам и унести с собой знаменитый профиль, который нарисовал когда-то в 1920-х годах Сергей Чехонин.


Плакат в начале перестройки Владимира Жукова показывает новый взгляд на Ленина, на то, что надо смыть все наслоения, надо его очистить, тем самым изображается такое вот якобы стекло замутненное, и его протирают, оно становится ровным, блестящим. Вплоть до сегодняшнего времени художникам интересно сделать что-то на эту тему.



Андрей Шарый: Говорил куратор выставки "Ленин от А до Я" Алексей Бойко. В Музее политической истории побывала корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская. Вот ее впечатления от выставки.



Татьяна Вольтская: Такого плаката я не видела никогда. Да и почти никто его не видел, пока его не вытащили на свет божий сотрудники Музея политической истории, музея, на мой взгляд, сегодня в Петербурге едва ли не единственного, обладающего тем, что называется драйв. Двухметровый узкий плакат имеет высоченного Ленина фоном для многих маленьких Лениных, обслуживающих цитаты из самого себя. Но главное - это энергичный красный зигзаг, внутри которого угадываются толпы счастливцев с транспарантами. Зигзаг начинается у ног большого Ленина и после нескольких поворотов впивается стрелой ему же в лоб, отчего во лбу загорается лучами лампочка Ильича. Для меня этот вождь на выставке "Ленин от А до Я" явился настоящим "Я", то есть апофеозом напряженной мифотворческой мысли вокруг вечно живого феномена. Такой вот результат трансформации образа - от коренастой фигурки на броневичке до туманного демиурга, силой мысли рождающего могучие миры будущего.


Путь до него крут и неблизок - от робких карандашных рисунков к подражанию фотографиям, застывающим на деньгах, значках, партбилетах, затем снова как бы оттаивающий на неком передвижническом повороте с бесчисленными простыми и добрыми дедушками - в Горках, в шалаше, на охоте. Это как вулкан: сначала огонь и дым, потом лава течет, потом застывает. Это уже Ленины брежневские - мертвые плакаты или гипсовые болваны в облезлой серебряной краске. Одни художники, как термиты, возводят эту постройку, потом приходят санитары леса и растаскивают отжившее по частям. И вот появляется голова Ленина из Мавзолея, смонтированная с рекламой какого-нибудь "спрайта" - "не дай себе засохнуть", или голова Ленина на вышитом рушнике - гримаса в сторону Спаса нерукотворного. Но кощунство - слабый художественный прием, особенно по сравнению с глыбой мифа.


Но самый пронзительный экспонат, по-моему, - фотография дряхлой старухи в халате, зажавшей в морщинистом кулачке гипсовый бюстик вождя и глядящей в таинственную даль, куда скоро предстоит отправиться и ей самой, и ее божку, с которым она уже не расстанется.



Андрей Шарый: Гостями рубрики "Сегодняшний факт" были моя коллега Татьяна Вольтская и петербургский искусствовед Алексей Бойко. В Петербургском музее политической истории открылась выставка "Ленин от А до Я".


XS
SM
MD
LG