Ссылки для упрощенного доступа

В бюджете Томска нет денег на жилье детям-сиротам


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мелани Бачина



Евгения Назарец : В Томской области 1500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоят в очереди на жилье. Бюджетных денег, которые выделяются на покупку квартир, не хватает. По областному закону расселением таких очередников должны заниматься муниципалитеты. В мэрии Томска говорят, что в 2008 году не смогли купить ни одной квартиры для нуждающихся. Выделенные 600 тысяч рублей так и лежат на счету. Однокомнатная квартира в Томске стоит в два раза дороже. Многие воспитанники детских домов, покидая стены госучреждение, попросту оказываются на улице. Подробности в репортаже корреспондента Радио Свобода в Томске Мелани Бачиной.



Мелани Бачина: Братья Саша и Ваня Буданаевы 11 лет провели в детском доме. Потом закончили училище. И вот уже два года скитаются. Когда пятилетних мальчишек забирали в детдом, за ними закрепили квартиру, в которой они жили с родителями. Но мать с отцом, лишенные родительских прав, квартиру продали. После детдома оказалось Саше и Ване возвращаться некуда. В районной администрации, рассказывает Саша, по этому поводу только развели руками.



Саша Буданаев : Нам прямо так и сказали - как хотите, так и живите. Мы ничем вам помочь не сможем. После училища нам с братом приходилось где попало жить - и в церкви жить, с кем знакомились, у того и просили.



Мелани Бачина: История братьев Буданаевых далеко не единственная. Почему квартиры, закрепленные за несовершеннолетними детьми, перепродаются, и никто не несет за это ответственность, вопрос, ответа на который сегодня нет. Саша и Ваня добились от властей пока лишь одного - записи в книге учета граждан, нуждающихся в жилье. Главный специалист отдела по учету и распределению жилой площади администрации Октябрьского района Елена Тазидинова показывает толстую книгу. У братьев Буданаевых номер в очереди 28 и 29.



Елена Тазидинова : Буданаев Александр Сергеевич, Буданаев Иван Сергеевич. А это простите что? Без определенного места жительства, то есть бомж.



Мелани Бачина: Перспективы-то какие у этих мальчишек?



Елена Тазидинова : Этого я вам сказать не могу - какие перспективы. Все зависит от бюджета.



Мелани Бачина: Детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым уже сегодня негде жить только в Томске 89 человек. Они стоят в очереди на получения жилья. Но очередь почти не движется. По словам заместителя мэра Томска Алексея Балановского, за два последних года городская власть не смогла дать квартиру ни одному ребенку.



Алексей Балановский : Средств у нас вообще не было на покупку квартир для детей-сирот в предыдущие годы. Область письмо уже писала о том, что необходимо 40 с лишним миллионов рублей в 2008 году для того, чтобы эту программу каким-то образом двигать.



Мелани Бачина: Сколько было выделено из этих 40?



Алексей Балановский : 694 тысячи.



Мелани Бачина: На 600 тысяч рублей при нынешней стоимости квадратного метра в Томске 30-35 тысяч не купить даже одной квартиры. На 2009 год денег из областного бюджета выделили больше - 900 с лишним тысяч. Если удастся купить на эту сумму хоть одну квартиру, проблему жилья бывших детдомовцев в Томске все равно не решить. Получается, закон по обеспечению детей-сирот жильем де-юре есть, де-факто он не работает.



Алексей Балановский : У нас, наверное, многие законы не всегда подтверждены полностью финансовым обеспечением. Это же все зависит оттого, сколько финансов. Сколько в бюджете есть средств, столько мы и можем покупать. И сделать всемирное благоденствие сейчас, наверное, в один момент это невозможно.



Мелани Бачина: Выпускники детских домов часто возвращаются обратно. Констатирует директор 4-го детского дома Павел Железчиков. Большинству по окончании профучилищ, кроме детдома идти просто некуда.



Павел Железчиков : Я за свои 10 лет работы не могу у себя привести пример, что наш воспитанник получил квартиру. Самая главная проблема, с чем мы сталкиваемся, где-то, скажем, треть воспитанников приходит к нам из села. А это те брошенные деревни, и там этого жилья уже нет. А когда их направляли 10 лет назад, жилье-то закрепили. Они туда уже не едут, там никого нет или же жилье уже не пригодно.



Мелани Бачина: Бывшие государственные дети, покидая стены детдома, остаются один на один с системой, говорит депутат думы Томска Василий Еремин. Он помогает выпускникам детских домов бороться за свои права.



Василий Еремин : Мне непонятно - воспитывая их в тепличных условиях, оторвав пусть от плохого отца и плохой матери, почему, достигнув 18 лет, они выбрасываются в прямом смысле на улицу без предоставления любого какого-то угла?!



Мелани Бачина: Идти в суд - единственный шанс для ребенка сироты получить жилье. Уверен Василий Еремин. Это же говорят и руководители детских домов и сами чиновники. Если финансирование программы по обеспечению детей-сирот жильем не изменится, то Саша и Ваня Буданаевы, могут дождаться своей очереди лет через 30.



Саша Буданаев : Складывается такое впечатление, что я есть, что меня нет...



Мелани Бачина: Саша Буданаев сейчас учится в техникуме, живет в подсобном помещении, Ваня устроился работать на стройку. Все, что нужно братьям сегодня - это своя крыша над головой и прописка, положенные им по закону.



XS
SM
MD
LG