Ссылки для упрощенного доступа

Когда Рождество борется с "Праздником": у кого ладан душистей, а свечки лучистей


Когда-то ее звали рождественской елкой.
Когда-то ее звали рождественской елкой.


Рождество в Америке, как и во всем крещеном мире – самый любимый и трогательный праздник. Но в последнее время он все чаще становится полем идеологической битвы. Христианские публицисты считают, что политкорректное меньшинство отнимает у американских детей одно из сокровищ национальной культуры и скликают чуть ли не крестовый поход в защиту Рождества. В этом году эти «новые крестоносцы» вели себя особенно бурно.


C игналом к началу праздничных мероприятий в американской столице служит церемония зажигания огней на главной елке страны. Она называется Национальным рождественским деревом и устанавливается на Эллипсе – лужайке, примыкающей к Белому Дому с юга. Начало традиции положил в 1923 году президент Калвин Кулидж. В этом году президент и первая леди зажгли рождественскую ель 1 декабря. В выступлении по этому случаю Джордж Буш не удержался от упоминания острых политических тем: "Встречая Рождество в это военное время, мы молимся о свободе, справедливости и мире на Земле. Обращаясь к нации в канун Рождества 1941 года, Франклин Рузвельт сказал: «В борьбе с врагом, который проповедует и применяет закон ненависти, мы уповаем на любовь человека к человеку и заботу Господа о нас и обо всех людях повсюду». Мы просим Господа позаботиться о наших солдатах, которые несут службу вдали от дома. Их семьи скучают по ним и молятся об их возвращении живыми и здоровыми. Солдаты Америки воюют за свободу и служат делу мира. Пусть многие из них далеко от нас – все они в наших сердцах. Ну а теперь давайте вместе включим огни на этой елке. Пять... четыре... три... два... один! "


Каждую колючку в дело


Не раз обращались к теме Рождества в предпраздничные дни и американские законодатели. У одного из самых ярких оппонентов нынешней администрации, сенатора-демократа Тома Харкина прошедший год вызывает совсем иные, грустные ассоциации. Он напомнил коллегам по палате одну из «Рождественских историй» Чарльза Диккенса – ту, в которой старый сквалыга Скрудж на пожелания веселого Рождества отвечает: «Вздор! Чепуха!» Но и тот к концу истории преображается, в отличие от сената.


"За 10 дней до Рождества конгресс готовится нанести тяжелый удар по наименее защищенным членам нашего общества. В отличие от сказки Диккенса, мы не чувствуем ни раскаяния, ни угрызений совести, наше сердце, в конечном счете, не смягчается", - отметил сенатор Харкин. Он имел в виду закон о сокращении правительственных расходов, преследующий целью сократить огромный дефицит текущего бюджета страны.


Урезав ассигнования на социальные программы, конгресс преподнес плохой подарок малоимущим американцам, считает Том Харкин.


"Если ваш доход составляет более миллиона долларов в год, вы питаете самые радужные надежды на будущее. В вашем рождественском носке окажется 32 тысячи долларов сэкономленных налогов, прекрасный подарок наиболее состоятельным слоям общества! Но если вы зарабатываете мало, если вы живете в сельской местности, если вы человек преклонных лет, если вы инвалид, если вам нужна помощь правительства, нужна надежда на лучшую жизнь, вы ее не получите. У вас ее отобрали. Семьям, которые трудятся не покладая рук, пытаясь оплатить свои счета, которые еле сводят концы с концами, из последних сил растят детей – знаете, что мы говорим этим семьям? Веселого Рождества, вешайте свой носок, а мы, конгресс, швырнем в него кусок угля, и это все, что вы заслужили".


Сенатор Тед Стивенс от Аляски, который к тому же является спикером палаты (President Pro Tempore) едва не лишил праздника самих законодателей. Разгневанный тем, что сенат отказался включить в закон об ассигнованиях на оборону поправку, разрешающую добычу нефти в заповедной зоне Заполярья, Стивенс демонстративно сдал свой билет домой и объявил, что не закроет заседание, пока вопрос не будет поставлен на голосование. Но палата шантажу не поддалась и оставила заповедник в неприкосновенности.


Кстати, у здания Капитолия тоже ставят наряженную ель, но называется она политкорректно – Праздничным деревом. С некоторых пор в Вашингтоне считается, что должностные лица обязаны воздерживаться от употребления религиозной терминологии, поскольку в США церковь отделена от государства. И они воздерживаются – во всяком случае, стараются. Вот как попрощалась с журналистами после пресс-конференции лидер демократов в палате представителей Нэнси Пелози : "У меня еще будет возможность пожелать вам счастливых праздников... Или веселого Рождества – в этом, возможно, что-то есть".


У ревностных сторонников Рождества все это вызывает неприятие и обиду. Они обращают внимание на малейшие признаки антирождественских настроений. Как рассказывает один из активистов и идеологов движения за спасение Рождества журналист телеканала Fox News Джон Гибсон , "здесь, в Вашингтоне, есть Национальная ассоциация школьных советов. И что они говорят по поводу рождественских каникул? Что причина, по которой объявляются эти каникулы, состоит в том, что ученики (и так) не придут в школу. 80 с чем-то процентов просто не появятся в школе на Рождество. И не только ученики, но и учителя не появятся. Вот почему у нас Рождественские каникулы".


Гибсон написал и выпустил в свет книгу «Война за Рождество», в которой утверждает, что попытки уничтожить праздник - не что иное, как заговор атеистов и левых радикалов: "В этом году эта кампания достигла, по моему, шокирующего уровня в сфере торговли. Переименование рождественской елки в праздничное дерево, а Рождества – в праздник зимы... В сущности, такой же процедуре следует подвергнуть и Хануку, и все другие праздники религиозного происхождения. Так нет же: похоже, Рождеству уделяется в этом отношении особое внимание".


Возможно, Джон Гибсон не подозревает, что Рождество в Америке запрещали отнюдь не атеисты, а как раз ревностные христиане. Этот праздник отмечался в Америке отнюдь не повсеместно и не всеми христианами. Отцы-пилигримы, основавшие в 1620 году Новый Плимут, были пуританами. Пуритане же не празднуют ни Рождество, ни Пасху, считая их языческими обрядами.


В Англии в первые годы революции пуритане составляли большинство в Долгом парламенте. В 1647 году они провели закон, возбранявший празднование не только Рождества и Пасхи, но и всех вообще христианских праздников. В Новом Свете пуритане завели те же порядки. Поначалу у них не было необходимости вводить какие-либо административные или законодательные запреты. Первый конфликт на этой почве возник на следующий год после основания колонии.


Анналы гласят, что 25 декабря 1622 года губернатор колонии Уильям Брэдфорд спозаранку призвал всех жителей выйти на работу. Но некоторые из новоприбывших колонистов заявили, что работа в такой день противоречит их вере. Поразмыслив, губернатор сказал, что прощает им их невежество, покуда они не узрят свет истины, и оставил ослушников в покое. Однако в полдень он обнаружил их играющими в игры на улице и распорядился впредь, раз уж кому так хочется справлять Рождество, делать это дома, а не в публичном месте.


В 1659 году Генеральный суд колонии Массачусетс издал установление, запрещавшее невыход на работу и иные формы празднования Рождества под страхом штрафа в пять шиллингов. В 1686 году король Яков II решил покончить с самостоятельностью новоанглийских колоний, объединил их в доминион Новая Англия и назначил губернатором сэра Эдмунда Андроса, который отменил запрет на празднование Рождества.


Тем не менее в новоанглийских штатах еще долгое время справлять Рождество было не принято. В школах Коннектикута 25 декабря было обычным днем вплоть до 1870 года. Аналогичной позиции придерживались еще в середине XIX века баптисты и методисты, запиравшие на Рождество храмы. Перед Гражданской войной Рождество считалось праздником только в 13 штатах. И только с началом массовой иммиграции из Ирландии католики ввели обычай в широкий обиход.


В Виргинии, ставшей убежищем роялистов, государственной церковью было, напротив, англиканство. Поэтому там праздники продолжались чуть ли не полтора месяца: Рождество сменяли святки, за которыми следовали Богоявление, Крещение, а затем и Сретение. Последний день святок, двенадцатая ночь 6 января, считался наилучшим временем для бракосочетания. Именно в этот день вступили в брак Джордж Вашингтон и вдова Марта Дэндридж Кастис в ее доме в Вильямсбурге в 1759 году.


Немецкие штучки


Обычай наряжать на Рождество хвойное дерево имеет немецкое происхождение. Согласно известному историческому анекдоту, в 1776 году в битве при Трентоне генерал Вашингтон одержал победу именно благодаря этому обычаю. Гарнизон Трентона составляли 1200 гессенцев, то есть наемных немецких солдат. В рождественскую ночь они оставили свои посты и отправились в казармы, чтобы зажечь свечи на елках и вкусить праздничный ужин. Тут-то и атаковали город пробившиеся сквозь вьюгу войска Вашингтона. Разгром гессенцев вселил боевой дух в солдат Континентальной армии, и многие их них продлили контракты, истекавшие 31 декабря.


В Англии рождественское дерево прижилось лишь при королеве Виктории. Будучи по крови немкой, Виктория получила английское воспитание и вышла замуж за своего двоюродного брата Альберта Саксен-Кобургского. Он и привез на Британские острова некоторые немецкие обычаи, в том числе обычай украшения елки. Немецкие стеклодувы достигли в то время высокого мастерства в изготовлении елочных украшений. Молодая королева была в восторге.


Первой президентской парой, поставившей елку в Белом доме, были Бенджамин и Кэролайн Гаррисоны. Ирония истории состоит в том, что Гаррисон был пуританин и вел замкнутый и набожный образ жизни. Он вообще воспринимал жизнь как тяжкую обязанность и за свой душевный холод снискал прозвище «человек-айсберг». Однако семейную жизнь Гаррисон ценил чрезвычайно. Утром 25 декабря 1889 года он собрал жену и детей вокруг рождественской ели, установленной в Овальной голубой гостиной, и зажег свечи (Гаррисон провел в Белом доме электричество, но сам никогда не прикасался к выключателю, опасаясь удара током). Первая леди Кэролайн Гаррисон была художником-любителем и принимала деятельное участие в украшении дерева. Неизменной традицией Белого дома рождественская ель стала только в 1929 году, когда дерево получило «официальный» статус, а первая леди Лу Генри Гувер – «должность» хозяйки и покровительницы праздника.


Больше торжеств, хороших и разных


Супруга нынешнего президента Лора Буш исполняет эту свою обязанность с особым удовольствием. Но и ей на недавней предрождественской встрече с журналистами пришлось отвечать на вопрос о политкорректности.


"Нам пришлось снять люстру в Голубой гостиной, чтобы поставить такую большую елку. В этом году, как вы знаете, ее подарила нам семья Дилов из Северной Каролины. Мы решили украсить ее живыми лилиями, поэтому комната наполнена ароматами хвои и лилии. Все украшения на ели сделаны из чистого хрусталя. Мне кажется, это одна из самых красивых рождественских елей, какие мне приходилось видеть в жизни. Красивая, правда?", - начала рассказывать первая леди, когда ее прервали вопросом, нет ли у нее проблем с точным обозначением и самого праздника и его традиционного символа.


Лора Буша ответила, что такой проблемы не испытывает: "В это время года американцы отмечают праздники по-разному. У нас будет и прием по случаю Хануки . По-моему, мы всегда называли наряженное дерево в Белом Доме рождественской елкой. Я думаю, в этом году она особенно красива благодаря лилиям".


Спустя пять дней после елки президент зажег установленную там же, на Эллипсе, ханукальную менору, затем поздравил всех празднующих африканский праздник Кванза . В октябре он устраивает в Белом доме ужин по случаю окончания мусульманского поста рамадан .


Скидка за пушистость


Богатство Америки – в ее культурном разнообразии. В чем автор «Войны за Рождество» Джон Гибсон действительно прав, так это в том, что борьба с Рождеством имеет не столько религиозные, сколько коммерческие причины.


Традиция рождественских распродаж появилась в Северной Америке благодаря Франклину Вулворту, основателю торговой империи Woolworth . Именно он впервые выставил на продажу в своих магазинах в 1890 году немецкие елочные игрушки, которые сразу же стали необычайно популярными. Ну а где Рождество, там и подарки.


Праздничные распродажи настолько важны для американской экономики, что в годы Великой депрессии президент Франклин Рузвельт даже предлагал перенести День благодарения поближе к Рождеству, чтобы продлить период закупок.


Разумеется, частным магазинам никто не запрещает пользоваться рождественскими символами на свое усмотрение. Они и усмотрели, что, убрав эти символы, увеличат число покупателей.


Это был плохой маркетинг. Произошло ровно противоположное. Как рассказывает Джон Гибсон, "в прошлом году огромная сеть универмагов Macy's особенно отличилась в истреблении любого упоминания Рождества. Шумные протесты публики заставили компанию в этом году пересмотреть свою антирождественскую политику. Но зато другие магазины стали заниматься тем же самым. Они тоже слышат протесты в свой адрес и, надо полагать, тоже изменят свой подход. Я легко могу себе представить, как президент компании вызывает сотрудника, ответственного за борьбу с дискриминацией, и говорит ему: «Зачем ты меня втравил в это дело? На меня теперь навалился весь мир – только потому, что ты считаешь, что елка должна называться праздничным деревом».


Джон Гибсон предположил, что в торговле картина полностью изменится в следующем году. Но его начинает сбываться уже сейчас. Две крупнейшие сети розничной торговли – Wal-Mart и Target , убравшие было рождественскую символику из оформления своих магазинов, столкнулись с бойкотом со стороны христианских организаций, извинились и вернули Рождество на место.


Вот еще один рассказанный Джоном Гибсоном случай, говорящий о том, что ни в чем не следует перегибать палку. Эта история приключилась в родном городе Гибсона.


"Плано в Техасе – самый центр Библейского пояса, можно сказать, его пряжка. Множество детей там регулярно ходят в церковь, это важная часть их жизни. И когда они общаются со своими одноклассниками, они дарят им билеты на разные мероприятия. Например, протестанты устраивают колоссальные рождественские музыкальные спектакли в зале на семь тысяч мест, в которых участвуют 450 артистов, верблюды, овцы, ослы, летающие ангелы, большой оркестр. Для пасхального представления они даже сняли бейсбольный стадион. Это 30 тысяч мест, билеты надо распространять, поэтому дети несут билеты в школу и раздают их друзьям.


Учителя налетают на них с криком: «Прекратить немедленно! Это пропаганда религии! Только за территорией школы!» Они пытались запретить детям обмениваться маленькими подарками вроде карандаша, на котором написано «Иисус любит тебя». Это дело о карандашах до сих пор в суде, решение еще не вынесено, хотя в Массачусетсе рассматривалось точно такое же дело. И в той тяжбе даже Американский союз за гражданские свободы выступал на одной стороне с министерством юстиции, и позиция его состояла в том, что общение ученика с учеником защищено поправкой к конституции о свободе слова . Точка. Вопрос исчерпан".


В самом деле, ну при чем тут обычай дарить подарки? Даже самые бедные американцы не могут отказать себе в этом удовольствии. Остается вспомнить рассказ О.Генри «Дары волхвов», героиня которого продает свои прекрасные волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а муж продает свои часы, чтобы подарить жене гребень, которым уже нечего расчесывать. Рассказ кончается назиданием автора: «Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими».



XS
SM
MD
LG