Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники, правоохранители, охранители...


Андрей Блинушов в Рязани
Андрей Блинушов в Рязани

Андрей Блинушов о рязанском "Мемориале", давлении власти на НКО и исторических ассоциациях

Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" недавно было признано "Общественной организацией года" – по версии региональной "Новой газеты". Рязанский "Мемориал" является членом ассоциации НКО "Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество "Мемориал".

Список номинантов, из которого выбирали читатели газеты, был составлен журналистами и экспертной группой читателей "Новой".

К концу 2015 года в реестре "иноагентов" имеется 109 записей. И едва ли есть основания считать, что на этом будет поставлена точка

Между тем в 2015 году Министерство юстиции РФ внесло в реестр "иностранных агентов" 79 некоммерческих организаций, в числе которых – "Мемориал"-Екатеринбург, Коми правозащитная комиссия "Мемориал", Правозащитный центр "Мемориал" (Москва).

В 2014 году перед уходом на новогодние каникулы Минюст внес в реестр "иностранных агентов" шесть НКО. Число "агентов" в реестре министерства тогда достигло 30. К концу 2015 года в реестре "иноагентов" имеется 109 записей. И едва ли есть основания считать, что на этом будет поставлена точка.

У далекого от правозащитной среды человека неизбежно возникают вопросы. Не вступают ли в противоречие претензии российских госорганов к отечественным НКО с теми же результатами конкурса "Новой газеты"? Какие конкретно достижения могут предъявить НКО за 2015 год?

Отвечает председатель Рязанского общества "Мемориал", главный редактор портала "Права человека в России" (HRO.org) Андрей Блинушов.

– "Новая газета" пишет: "Рязанское общество "Мемориал" добивалось в этом году обеспечения рязанским жильем сирот, доступности среды для маломобильных граждан, продолжало акцию памяти жертв политических репрессий "Возвращение имен". Можете ли Вы привести конкретные примеры таких дел?

– 18 января Рязанский "Мемориал" подвел итоги своей работы за прошедший год, соответствующий отчет опубликован. По темам исторической памяти нами было получено более 250 обращений, включая 200 запросов о раскулаченных селянах и около 50 – о расстрелянных НКВД рязанцах.

Чаще всего в Рязанский "Мемориал" обращаются социально незащищенные граждане, которые нуждаются в бесплатной юридической помощи: люди с инвалидностью, выпускники детских домов, малоимущие, пенсионеры. Юристы организации провели более 500 консультаций по социальным вопросам. За год было выиграно 46 дел, из которых 14 – иски по правам инвалидов и 32 по жилищным вопросам сирот. В декабре минувшего года 17 выпускников детских домов, которым Рязанский "Мемориал" помог отстоять в суде свое право на жилье, получили квартиры.

– Есть ли какие-то выигранные дела, которые запомнились больше всего?

– Одно из значимых дел 2015 года – случай девятилетней Ангелины. Девочка страдает тяжелым заболеванием и постоянно нуждается в редком лекарстве, которое в России не выпускается. После того, как вступил в силу закон, по которому ввоз в страну этого лекарства стал нелегальным, его покупка сильно осложнились. Без медицинского препарата состояние ребенка могло ухудшиться. Мама Ангелины обратилась в "Мемориал". Благодаря неоднократным заявлениям федеральному и региональному уполномоченным по правам ребенка, губернатору Рязанской области и в областной Минздрав, женщине наладили выдачу жизненно важного лекарственного препарата для ее дочери.

Еще одной из ключевых тем в работе нашей организации в 2015 году оставалось обеспечение доступной среды. После обращений жителей и общественных экспертиз, которые организовал "Мемориал", множество тротуаров и зданий в Рязани были адаптированы с учетом потребностей маломобильных граждан.

– Когда люди к вам обращаются, они начинают менять свое поведение? Можно ли говорить в связи с вашей деятельностью о попытках формирования гражданского общества?

– Выигранные с помощью специалистов Рязанского "Мемориала" дела, о которых писали СМИ, стали руководством к действию для людей, попавших в трудную ситуацию. Например, большой отклик вызвала история Николая Халецкого, страдающего онкозаболеванием. Рязанец отсудил у Минздрава деньги, потраченные на дорогостоящее лекарство, которое ему должны были предоставлять бесплатно. Дела о сиротах, которые добились своего жилья, также получили большой резонанс. В Рязанский "Мемориал" стали звонить люди с похожими случаями.

– Если говорить не только о 2015 годе, то чем еще занимается Рязанский "Мемориал"?

– Рязанский "Мемориал" был основан в 1989 году. Более семнадцати лет рязанские мемориальцы принимают участие в работе над проектами независимого неполитического интернет-портала "Права человека в России" (HRO.org) – крупнейшего и наиболее посещаемого сетевого ресурса по правам и свободам человека в русскоязычном сегменте Интернета. Независимый, некоммерческий и не политический интернет-портал создан и поддерживается инициативной группой частных лиц: правозащитников, историков, журналистов, общественных активистов из разных городов и стран.

Работа Рязанского "Мемориала" всегда была связана с содействием в исполнении Конституции Российской Федерации, а также российского законодательства

Также на протяжении пятнадцати лет Рязанский "Мемориал" издавал общероссийский независимый исторический и правозащитный журнал "Карта".

С начала 1990-х годов в организации работала бесплатная юридическая приёмная для населения, которая оказала за четверть века помощь тысячам социально незащищенных жителей Рязанской области. На счету Рязанского "Мемориала" восстановленные кладбища, десятки выставок и книг, лекций и экскурсий, сотни квартир, которые получили сироты, инвалиды и другие граждане.

– На какие средства осуществляет свою деятельность Рязанский "Мемориал"?

– Проектная деятельность Рязанского "Мемориала" поддерживается благотворительными пожертвованиями и грантами российских и международных фондов, частных лиц, добровольческой помощью волонтеров.

Работа Рязанского "Мемориала" всегда была связана с содействием в исполнении Конституции Российской Федерации, а также российского законодательства.

– В прошлом году сразу несколько мемориальских организаций были признаны Министерством юстиции РФ "иностранными агентами". По-вашему, почему НКО не соглашаются принять на себя этот статус, иногда предпочитая самоликвидацию, как это произошло, например, с Коми правозащитной комиссией "Мемориал", оштрафованной в июне 2015 года за нарушение закона об "иностранных агентах" на 300 тысяч рублей?

– Международное правозащитное общество "Мемориал" в своем специальном заявлении подчеркивало, что концепция закона "об иностранных агентах" по сути не исходит из принципа верховенства права.

Приходится с сожалением констатировать: дискриминация независимых некоммерческих организаций в России продолжается

Не существует ни одной проблемы, которую бы этот закон решал. Цели его инициаторов были сугубо политическими и конъюнктурными, а его формулировки вносят заведомо очевидную правовую неопределенность. Закон "об иностранных агентах" фактически вводит презумпцию виновности искусственно выделенной группы организаций.

Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его в том числе в Европейском суде по правам человека. Правозащитники подчеркивают, что закон носит очевидно дискриминационный характер и имеет крайне негативный исторический контекст.

Однако приходится с сожалением констатировать: дискриминация независимых некоммерческих организаций в России продолжается. Законодательство об "иностранных агентах" развивается в сторону ужесточения. Организации, признанные "агентами", подвергаются крупным штрафам, сталкивались с репутационными и финансовыми издержками.

Все эти действия властей вызывают в памяти довольно мрачные исторические ассоциации.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG