Ссылки для упрощенного доступа

Возвращаются времена диссидентов


Третьи Дни памяти Натальи Горбаневской во Вроцлаве

Во Вроцлаве 25 ноября открылись III Дни памяти Натальи Горбаневской. В этом польском городе мемориальной доской увековечена память поэта и участницы акции протеста на Красной площади в августе 1968 года. На конференции "Диссиденты: вчера и сегодня", которую проводит фонд "За вашу и нашу свободу", обсуждается история движения за соблюдение прав человека и политическая ситуация в России и Восточной Европе.

Открыв дискуссию, которую вел профессор Николай Иванов, маршал-сениор Сейма Польши, в прошлом лидер "Борющейся солидарности" Корнель Моравецкий призвал не ссорить народы Польши и России. По его мнению, от нормализации отношений России и Европы зависит судьба современного мира.

– Путинский режим способен к непредсказуемым шагам, которые могут привести к войне. Важно, чтобы в мире понимали его сущность и как ему противостоять, – заявил в своем приветствии Владимир Буковский, призвав противостоять вновь растущему на Востоке империализму.

– В Польше для нас приоритетом являются Украина и Белоруссия, и их независимость и свобода. Это для нас главное дело, а для многих в России, включая и оппозиционеров, это не очевидно: независимость – да, но не настоящая. И это то, что создает недоверие. И вторая проблема: мы друг о друге знаем все меньше, – сказала польский журналист Агнешка Ромашевска-Гузы.

Писатель Людмила Улицкая из-за нездоровья общалась со своими польскими читателями по скайпу. Спросили ее и о конфликте России и Украины и роли писателя:

- Ситуация в отношениях и России и Украины зависла и очень долго будут висеть. Ясно, что отношения испорчены на два-три поколения, для того, чтобы можно было бы вылечить раны от этого конфликта, нужно много милосердия и доброжелательности.

Что до роли писателя, о об этом забудьте. Обществом руководит "черный ящик" – телевизор.

Возвращаются времена диссидентов, и потому должна быть солидарность с нашим коллегами, где нет гражданской свободы

– Нельзя сказать, что трансформация Восточной Европы не удалась: и она, и Балтия нормально могут выбрать, кого хотят. Хотя демократия – не только свободные выборы. У нас побеждает на свободных выборах президента Земан, для которого правда и ложь – одно и то же, и большинство народа с ним согласно. Но у нас парламентская республика, а президент не обладает большими полномочиями. А вот где все наоборот – в России и Белоруссии нет свободы, общественные институты, такие как "Мемориал", не могут работать, становятся "иностранными агентами", и мы ждем, что их закроют. Возвращаются времена диссидентов, и потому должна быть солидарность с нашим коллегами, где нет гражданской свободы, – сказала бывший замглавы МВД Чехии Петрушка Шустрова.

Чешский политик подчеркнула: "Мы должны думать, как заставить свои правительства, чтобы они не стремились к союзу с Путиным".

– Для меня толчком к активной политической деятельности стал март 2014 года, мы стали выходить на пикеты у российского посольства, Нам казалось, что времена диссидентов прошли. А оказалось, пришла наша очередь бороться за будущее России. Мы пришли к выводу, что наша волна может сыграть важную роль. И решили создать Ассоциацию за свободную Россию, чтобы объединить "ответственную эмиграцию" в Польше, стали переводить на польский язык новости о деятельности российской оппозиции, доклады Бориса Немцова и Ильи Яшина. Акции протеста мы организуем вместе с белорусской и украинской диаспорами в Польше, организовали две программы журналистов и для гражданских активистов, показывая, как работает польская демократия, – рассказала варшавский журналист Мария Макарова.

К сожалению, прихожу к выводу, что в России уже не недоразвитая демократия. Это то, что венгерский политик Мадьяр Балинт назвал мафиозным государством

– Раньше нам казалось, что трансформация в России будет медленной и болезненной, с какими-то откатами, демократия – неполная и надо спокойно развивать институты, расширять поле свободы, и постепенно будем двигаться вперед, догоняя Польшу, мы ведь такие же, мы же вышли из одной системы. К сожалению, прихожу к выводу, что в России уже не недоразвитая демократия. Это то, что венгерский политик Мадьяр Балинт назвал мафиозным государством, – поделился своими опасениями Алексей Боганцев. – Ключевой принцип разделения властей выхолощен, парламент – подразделение администрации президента. Российская власть не просто ограничивает оппозиционную деятельность.

В России политические убийства стали совершаться. Убийство Анны Политковской и Бориса Немцова осуществлено действующими офицерами российской правоохранительной системы. Это были люди, ездившие в командировку убивать политика. Мы уже не видим грани между правоохранительной системой и криминальным сообществом, они срослись самым немыслимым образом. Гражданские организации не просто подавляются. На их место выдвигаются суррогатные организации, вроде "Офицеров России", которые получают гранты президента, для того чтобы симулировать общественную активность.

В этой связи понятен и скепсис, который проявили россияне на последних "выборах", когда сторонники демократии просто не пришли голосовать. Сформировать такой парламент, где нет никого, кого можно считать выразителем либеральных взглядов, – это тем более тревожно на фоне непредсказуемой внешней политики. Россия до сих пор находится в вооруженном конфликте с Украиной, отторгнув от нее территории на востоке. Говорить, что Россия продолжает медленный путь к демократии, невозможно. Нужно говорить о новом явлении, взаимодействие с которым требует новых подходов, – подчеркнул правозащитник Алексей Боганцев.

Наталья Горбаневская, 2013 год
Наталья Горбаневская, 2013 год

Она говорила и писала о том, что происходит. Она не боролась с властью. Она сохраняла в себе совесть. По существу, это единственная задача, которая стоит перед человеком как минимум уже больше двух тысяч лет

Один из лидеров партии "Яблоко" Лев Шлосберг прочел эссе о Наталье Горбаневской и сделал вывод: "Обвинения советской системы, выдвинутые против людей совести, не основывались на праве, они основывались на оценках – оценках несвободы и целесообразности. Эти обвинения были частью пропаганды и устрашения. Но Наташа Горбаневская не была пропагандистом и, соответственно, антипропагандистом. Она говорила и писала о том, что происходит. Она не боролась с властью. Она сохраняла в себе совесть. По существу, это единственная задача, которая стоит перед человеком как минимум уже больше двух тысяч лет. (...) Наташа Горбаневская жила в традиции европейского христианского либерализма. Он не предполагает даже доли целесообразности. Только совесть. На этом стоял ее Континент. Человек, живущий на этом Континенте, не борется за власть. Он сохраняет себя. Он напоминает людям о выборе, который появляется перед каждым".

Такие, как Наталья Горбаневская, – это всегда меньшинство

В субботу во Вроцлаве выступил Виктор Шендерович. Писатель сказал: "Такие, как Наталья Горбаневская, – это всегда меньшинство. И у многих возникает ощущение, что все напрасно. Но само существование этих людей и их нормы, не разделяемой большинством, делает нашу жизнь небезнадежной".

26 ноября во Вроцлаве состоялась премьера фильма Кирилла и Ксении Сахарновых "Наталья Горбаневская: "Я не героиня". Средства на съемки были собраны с помощью краудфандинга. В полуторачасовом фильме использованы материалы Радио Свобода. Прошели выступления поэтов и переводчиков – учеников Натальи Горбаневской.

Участники конференции приняли подготовленное профессором Николаем Ивановым обращение с требованием к властям РФ прекратить участие России в гражданской войне в Сирии, бомбардировки мирного населения, поддержку "преступного диктаторского режима Асада".

XS
SM
MD
LG