Ссылки для упрощенного доступа

Нарисовали самолетики на карте


Бельгийский F-16 на авиабазе во Флорене, 2014 год
Бельгийский F-16 на авиабазе во Флорене, 2014 год

Правительство Бельгии обвинило Россию в фабрикации доказательств того, что самолеты бельгийских ВВС F-16 подвергли бомбардировке гражданские объекты в сирийском Алеппо 18 октября, в результате чего погибли по меньшей мере шесть мирных жителей. Брюссель заявил, что ожидает от Москвы официального отказа от "безосновательных обвинений". Бельгия – одна из стран-участниц международной коалиции, проводящей военную операцию в Сирии и Ираке.

Представитель Минобороны Игорь Конашенков утверждал в своем заявлении 19 октября, ссылаясь на "данные средств объективного контроля", что бельгийские F-16, которые нанесли удар по селению Хассаджек в пригороде Алеппо, вылетели с аэродрома в Иордании и дважды дозаправились в воздухе от американского самолета. А представитель МИД Мария Захарова заявила, что "Москва будет считать удар ВВС Бельгии по Алеппо желанием сохранить "Ан-Нусру" (запрещенную террористическую группировку. – РС), если эти действия не получат прямого осуждения" со стороны международной коалиции.

Бельгия отправила шесть истребителей F-16 в Ирак и в Сирию в июле этого года. В международной коалиции Бельгия действует вместе с Нидерландами. До июля в Ираке и Сирии действовали голландские F-16, а Бельгия обеспечивала безопасность и логистику для этих истребителей. А в июле страны просто обменялись ролями.

"Российские данные явно не подверглись никакой проверке"

Заявление России о том, что Бельгия стала виновницей гибели по меньшей мере шести мирных жителей в Алеппо, вызвало крайнее удивление и возмущение со стороны бельгийских властей. Министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс сразу отверг российские обвинения и сказал, что они "явно не прошли никакой проверки". Потом в совместном пресс-релизе с министром обороны Стивеном Вандепутом он назвал эти обвинения "абсолютно беспочвенными". Министры подчеркнули, что над всей провинцией Алеппо 18 октября и за несколько дней до этого не летало ни одного бельгийского самолета.

Дидье Рейндерс
Дидье Рейндерс

Рейндерс и Вандепут также высказали сожаление по поводу того, что обвинения были оглашены Москвой публично без консультации с Брюсселем. По их мнению, такой шаг вызывает вопрос о мотивах действий российской стороны. Стоит отметить, что Дидье Рейндерс всегда выступал за продолжение диалога с Москвой, несмотря на ухудшение отношений между Россией и Западом в последние годы.

Российская сторона предоставила в качестве доказательства бомбежки ВВС Бельгии пригорода Алеппо карту траектории полета, который якобы осуществили бельгийские истребители. Но бельгийское министерство обороны утверждает, что идентификационные номера на этом документе не совпадают с номерами истребителей бельгийских ВВС.

Инцидент спровоцировал напряжение в отношениях между Брюсселем и Москвой. Министерство иностранных дел Бельгии вызвало российского посла для дачи объяснений. Обвинения со стороны России основаны на одном документе – это карта конкретного полета, что может объяснить, почему речь в заявлении министерства обороны России идет об одной конкретной стране-участнице международной коалиции в Сирии и Ираке – Бельгии. В первый день скандала министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс после встречи с послом России заявил, что видит в этих обвинениях попытку дискредитировать международную коалицию в целом и в то же время отвлечь внимание от критики собственной военной операции в Сирии, которая привела к гибели большого количества мирных жителей.

Представитель министерства обороны России Игорь Конашенков
Представитель министерства обороны России Игорь Конашенков

Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков заявил в пятницу, что бельгийское оборонное ведомство использует "заведомо ничтожные" оправдания, пытаясь увести внимание от авиаудара по сирийскому Хассаджеку.

Россия согласилась в четверг продлить время действия перемирия в городе Алеппо с 8 до 11 часов в сутки, а затем и пролонгировать договоренность о приостановлении боевых действий еще на день. Соответствующее решение принял президент Владимир Путин. Пауза в обстрелах, впрочем, не предусматривает ослабление войны психологической: официальная пропаганда Башара Асада по-прежнему атакует мирных жителей требованиями покинуть город, а повстанцев – сложить оружие. К положительным подвижкам относится также то, что ООН заручилась согласием всех сторон конфликта на эвакуацию раненых из Алеппо, которая должна начаться уже в пятницу. В остальном перспективы дипломатии вокруг Сирии оптимизма не внушают.

По твердому убеждению дипломатов, право вето у каждого из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН делает урегулирование сирийского конфликта усилиями высшего органа организации невозможным. Так, недавно Россия заблокировала пятую мирную инициативу Запада по Сирии, на сей раз, правда, без поддержки Китая, так как она призывала к немедленному прекращению бомбардировок Алеппо. Российский проект резолюции, не предусматривающий приостановку авиаударов, в свою очередь, провалился, не получив минимальную для одобрения поддержку 9 из 15 членов Совбеза.

Постпред России Виталий Чуркин сокрушался в этой связи, что дипломаты попусту тратят время, внося заведомо непроходные резолюции. Представители Британии, Франции, Украины и США, солидаризуясь с Чуркиным в части, касающейся российской инициативы, покинули зал заседания, как только слово взял посланец Сирии.

Виталий Чуркин (слева) и постпред Сирии в ООН Башар Джаафари
Виталий Чуркин (слева) и постпред Сирии в ООН Башар Джаафари

Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро, выступая в Совбезе, сравнил судьбу Алеппо с испанской Герникой, боснийской Сребреницей и чеченским Грозным. Он заявил, что преднамеренное уничтожение авиацией Путина и Асада гражданской инфраструктуры второго по величине города Сирии с целью вынудить его жителей к бегству "не имеет ничего общего с декларируемой ими борьбой против терроризма". По словам заместителя главы американской делегации Дэвида Прессмана, "выдвигая провальные резолюции, Россия пытается выиграть время, чтобы уничтожить Алеппо". За пять с лишним лет войны в Сирии, по экспертным оценкам, погибли 400 тысяч человек, миллионы находятся на положении беженцев или внутренних мигрантов.

Алеппо сегодня
Алеппо сегодня

Ведущие правозащитные организации Запада, такие как Human Rights Watch и Amnesty International, разуверившись в миротворческом потенциале Совета Безопасности, переориентировали внимание на Генеральную Ассамблею. Правозащитники призывали 193 страны-участницы добиваться снятия осады с Алеппо, незамедлительной приостановки боевых действий и обеспечения доставки населению продовольствия ввиду недопустимости морения голодом мирных граждан в качестве средства ведения войны.

Совершенно не ясно, какой трибунал, постоянно действующий или специальный, может быть наделен полномочиями слушать дела о военных преступлениях в Сирии

Правозащитники также требовали от Генеральной Ассамблеи учредить следственную комиссию, которая подготовила бы обвинительные документы против лиц, повинных в гуманитарной катастрофе, в частности тех, кто давал приказы летчикам вести бомбометание с помощью кассетных бомб российского производства, и передала их будущему трибуналу по Сирии. А также безотлагательно применить к подозреваемым в преступлениях против человечности международные санкции и наложить эмбарго на поставки оружия Сирии. Предположительно, перечисленные меры в совокупности должны убедить Асада и его патронов прекратить нарушения международного гуманитарного права.

Генассамблея приняла две резолюции, призывающие к прекращению огня в Сирии и осуждающие нарушения в стране прав человека, но в отличие от Совета Безопасности инициативы Генеральной Ассамблеи носят сугубо рекомендательный характер, они не обязательны к исполнению. Например, устав ООН теоретически позволяет исключить или временно прервать членство в организации государства, систематически попирающего ее основополагающие принципы, что предлагалось многими в отношении Сирии, – однако активировать соответствующие статьи устава невозможно без рекомендации Совбеза. Равным образом, совершенно не ясно, какой трибунал, постоянно действующий или специальный, может быть наделен полномочиями слушать дела о военных преступлениях в Сирии, даже если таковые имеют место.

Алеппо сегодня
Алеппо сегодня

​В 1950 году Генеральная Ассамблея, столкнувшись с упорным отказом Москвы выполнять свой долг по "поддержанию международного мира и стабильности" и санкционировать оказание США военной помощи Южной Корее, ставшей жертвой агрессии Пхеньяна, сделала это сама большинством голосов в обход Совета Безопасности, квалифицировав американскую операцию на Корейском полуострове как миротворческую операцию ООН. Звучат предложения повторить этот маневр и сейчас. Принципиальная разница, однако, в том, что тогда Соединенные Штаты и их союзники были готовы воевать против Ким Ир Сена, а косвенно – и против СССР с Китаем, а в Сирии на подобные риски они идти не желают.

Как бы то ни было, на почин правозащитников откликнулась Канада, которая, в свою очередь, убедила 70 стран, из них 9 членов Совета Безопасности, поддержать ее предложение о созыве специального заседания Генассамблеи по Сирии, правда, без конкретной повестки. Под воззванием Канады не поставили подписи Россия, Китай, члены Совбеза Япония и Венесуэла, а также большинство стран Африки, включая Анголу и Сенегал, которые тоже являются в настоящее время членами СБ. Заседание, тем не менее, состоялось в четверг, 19 октября, в нью-йоркской штаб-квартире ООН. Перед собравшимися выступил Генеральный секретарь Пан Ги Мун, а по видеосвязи из Женевы обратился спецпосланник по Сирии Стаффан де Мистура. Дипломатические усилия вокруг Сирии Радио Свобода обсуждает с ведущим специалистом Института American Enterprise Майклом Рубиным:

Любой план урегулирования должен в обязательном порядке включать дипломатическую, экономическую и военную составляющие

– Существует клише, что конфликт в Сирии не имеет военного решения. Из клише, в свою очередь, делается вывод, что раз военное решение отсутствует, то ровно поэтому должно почему-то существовать решение дипломатическое. Это ошибочный силлогизм: отчаянное стремление добиться дипломатического решения какой угодно ценой зачастую ведет к затягивания войны и увеличению кровопролития. Куда лучше, на мой взгляд, исходить из старого принципа, что любой план урегулирования должен в обязательном порядке включать дипломатическую, экономическую и военную составляющие. Без последних двух первая не работает. На то, чтобы обзавестись рычагами давления, требуется время, одномоментно это не происходит. Вспомним, что, прежде чем переговоры США и СССР о разоружении увенчались успехом, Америка под руководством Рейгана в течение пяти лет планомерно наращивала свою военную мощь вопреки пожеланиям пацифистски настроенных кругов в нашей стране и в Западной Европе. Словом, разница между чистой дипломатией и "дипломатией канонерок" отнюдь не семантическая.

– Если я вас правильно понимаю, то в совсем недалеком прошлом, если и не сегодня, у международного сообщества был шанс сравнительно быстро урегулировать ситуацию в Сирии?

Клинтон пришла в некоторое замешательство и сказала, что установление бесполетной зоны потребует "предварительной дипломатической работы"

– Дипломаты ведут себя порой крайне самонадеянно, думая, что могут говорить без конца, не опасаясь, что ситуация "на земле" изменится к худшему. В Сирии мы видим, что чем дольше они говорили, тем хуже становилась ситуация, то есть события "на земле" диктовали дипломатии, а вовсе не наоборот. В последнем третьем туре наших президентских дебатов Хиллари Клинтон предлагала установить над северной Сирией бесполетную зону. И когда модератор напомнил ей, сославшись на слова Обамы и его военачальников, что подобный маневр чреват риском войны с Сирией и Россией, Клинтон пришла в некоторое замешательство и сказала, что установление бесполетной зоны потребует "предварительной дипломатической работы". Это точно. Она, к сожалению, не уточнила, что у Запада было предостаточно времени сделать это до вмешательства России в сирийский конфликт. И предотвратить тем самым крупномасштабное кровопролитие, – говорит Майкл Рубин.

На состоявшемся в четверг спецзаседании Генассамблеи, посвященном Сирии, произошел "обмен любезностями" между министром иностранных дел Канады Стефаном Дионом и Виталием Чуркиным. "Короткая гуманитарная пауза, объявленная Россией в одностороннем порядке, без предварительного уведомления и без четких параметров, не гарантирует бесперебойных поставок гуманитарной помощи населению Алеппо, включая большое количество детей", – сказал канадский министр.

Министр иностранных дел Канады Стефан Дион
Министр иностранных дел Канады Стефан Дион

На что российский постпред дал, если можно так выразиться, "асимметричный ответ", заявив, "что Россия и Сирия воюют с террористами, некоторые из которых были обучены и экипированы Соединенными Штатами". А сирийский коллега Чуркина Башар Джаафари присовокупил, что Канада нарушает суверенитет его страны, размещая на ее территории свои войска без согласия правительства, хотя последние канадские боевые самолеты были отозваны домой еще месяцев восемь назад. Майкл Рубин продолжает:

ООН изначально конструировалась как слабая организация, у нее нет собственного механизма претворения в жизнь своих решений

– Опыт показывает, что Организация Объединенных Наций неплохо справляется с задачей поддержания мира и трагически некомпетентна в принуждении к миру воюющих сторон. Пока ни одна из них не в силах разгромить противника или пока обе не достигли точки обоюдного истощения, ООН лучше не вмешиваться, ее миротворческие интервенции ни к чему не приведут, либо будут иметь эффект, обратный желаемому. Это все не случайно, а абсолютно закономерно: ООН изначально конструировалась как слабая организация, у нее нет собственного механизма претворения в жизнь своих решений. И если одна из сторон делает ставку на силовое решение, то ООН вынуждена довольствоваться ролью пассивного наблюдателя.

Присутствие в Сирии российских войск, по логике вещей, должно уменьшить масштабы операций сил сопротивления, но оно совсем не обязательно приблизит окончание войны. И чем дольше Россия остается в Сирии, подчеркивает Майкл Рубин из Института American Enterprise, тем больше будут шириться ее амбиции в отношении других точек на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива. Хотя бы просто в силу необходимости парировать растущие из-за авиаударов по жителям суннитских городов Сирии антироссийские настроения среди их единоверцев во всем мусульманском мире.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG