Ссылки для упрощенного доступа

СНВ-1 ушел в прошлое


Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву уложиться в сроки по договору СНВ-1 не удалось
Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву уложиться в сроки по договору СНВ-1 не удалось
5 декабря закончилось действие договора между Россией и Соединенными Штатами о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений - СНВ-1. Договор, заключенный Москвой и Вашингтоном еще во времена Советского Союза, долгие годы определял верхние пределы численности ядерных вооружений обеих стран, и в нем были прописаны механизмы контроля за ядерным оружием.

Новый договор по ограничению стратегических наступательных вооружений между Россией и США так и не подписан. Видимо, Дмитрий Медведев и Барак Обама всерьез озабочены и огорчены таким ходом событий – ведь именно они на своей встрече летом этого года дали задание переговорщикам за полгода разработать текст нового документа. Некоторые эксперты уже тогда сказали, что задача это почти непосильная: по договору СНВ-1, срок действия которого истек 5 декабря, работа велась несколько лет.

Обама и Медведев выпустили накануне совместное заявление, в котором выразили приверженность продолжению сотрудничества, как они выразились, в духе СНВ. Что это значит, непонятно – договор, в отличие от "сотрудничества в духе", прописывает совершенно четкие правила учета и контроля ядерного оружия. С 5 декабря эти правила юридически не действуют.
Бюрократические организации, которые раньше были вовлечены в эти переговоры, политические элиты в России и в США, в принципе, не испытывали какого-то большого энтузиазма или заинтересованности в заключении нового договора

Как отмечает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Арбатов, в обеих странах нашлось слишком мало сторонников того, чтобы новый договор был заключен в положенный срок:

- Впервые в истории переговоры велись не просто в очень сжатые сроки, не просто экспромтом, потому что надо было срочно собирать команду после 8 лет перерыва, а еще и при том, что бюрократические организации, которые раньше были вовлечены в эти переговоры, политические элиты в России и в США, в принципе, не испытывали какого-то большого энтузиазма или заинтересованности в заключении нового договора.

Что касается США, то там царило, скорее, равнодушие и некоторая подозрительность американских элит, несмотря на воодушевляющие призывы нового президента Обамы, и особенно его речь в Праге, где он призвал к ядерному разоружению.

А что касается России, - давайте называть вещи своими именами. Российская политическая элита и стратегическое сообщество относятся к ядерному разоружению просто враждебно. Что касается больших бюрократических ведомств, они выполняют указания начальства – президента, премьер-министра. Но я думаю, что они, являясь частью общества, в известной степени разделяют если не враждебность, поскольку являются чиновниками, в погонах или без, но, во всяком случае, они испытывают не очень большой энтузиазм и желание во что бы то ни стало договориться. А российская элита – посмотрите в Думе, посмотрите политические круги, партии, посмотрите средства массовой информации – 90 процентов просто враждебно относятся к идее ядерного разоружения.

Если говорить не о политической воле, а о технических деталях, разногласия в которых и привели к срыву сроков подписания нового документа по СНВ, одной из главных тормозящих сил со стороны России были военные. Сначала они добились того, чтобы действующий договор не был продлен - переговоры о его продлении еще на 5 лет должны были начаться год назад, но не начались. Многие военные в частных беседах говорили, что новый договор нужен Соединенным Штатам больше, чем России, поэтому Москве нужно использовать возможность выбить из Вашингтона уступки по многим пунктам. Например, в новый договор как допустимый вид вооружений должны попасть российские ракеты с множественными боеголовками "Тополь-М". Еще российские военные настаивали на точных согласованных цифрах по количеству боеголовок и носителей у каждой стороны, а также предлагали строгий способ учета: по их мнению, должны учитываться не только боеголовки, находящиеся в готовности к пуску, но и размещенные на складах.

Пока, как говорит Алексей Арбатов, отсутствие нового договора по СНВ не драматично, но время терять нельзя:
Новый договор – вопрос в первую очередь политический, а не военный

- То, что не успели договориться к 5 декабря, еще не катастрофа. Что-то близкое к катастрофе случится, если не договорятся о новом соглашении к маю следующего года, когда предстоит конференция по рассмотрению договора о нераспространении ядерного оружия. Конференция 2005 года закончилась полным провалом, и если вторая конференция сейчас также закончится полным провалом, можно поставить крест на договоре о нераспространении ядерного оружия. А эта конференция закончится полным провалом, если к маю следующего года США и Россия не заключат новый договор на смену СНВ-1.

Эксперты говорят, что добрую волю при подготовке нового договора нужно прежде всего проявлять Москве. Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, в отличие от российских военных, уверен, что России новый документ нужнее, чем США, и Дмитрию Медведеву нужно попросту отдать приказ:

- Новый договор – вопрос в первую очередь политический, а не военный. Потому что, с военной точки зрения, по крайней мере, США он практически не требуется. В первую очередь, вопрос политической воли президента Обамы, чтобы его вообще заключить. И, с другой стороны, вопрос политической воли президента Медведева – до каких пор, так сказать, требовать от Обамы уступок по этому договору. Что касается нашего парламента, естественно, что там дисциплина сейчас идеальная, и вопрос ратификации сам по себе является чисто техническим. Просто, скорее всего, Россия будет ждать до тех пор, пока не произойдет ратификация в США, ну и возможна некая увязка с какими-либо другими вопросами двусторонних отношений, но это уже совсем гипотетическая ситуация.

Большинство наблюдателей отмечает, что Обама и Медведев явно настроены подписать договор в самое ближайшее время. Почти все сходятся на том, что он будет подписан до конца декабря, а оптимисты говорят, что сделать это у двух президентов будет шанс в Праге, где они, по предварительным данным, увидятся на будущей неделе.
XS
SM
MD
LG