Ссылки для упрощенного доступа

Утрата фронтового братства


Мемориальный комплекс "Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в Киеве
Мемориальный комплекс "Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в Киеве

Участие россиян в боевых действиях в Донбассе заставляет Украину отказаться от некоторых традиций празднования Дня Победы

Украина в этом году впервые отмечает годовщину окончания Второй мировой войны не так, как на протяжении многих лет в прошлом. В центре Киева нет военного парада, а накануне Дня Победы 9 мая отмечается еще и 8 мая, День памяти и примирения. Так Украина отныне следует резолюции ООН, принятой по случаю 60-летия Победы над нацизмом. В этом документе рекомендовалось не только отмечать победу в войне, что считается праздником выживших, но и вспоминать о погибших. По-новому взглянуть на события Второй мировой войны Украину вынудило и вооруженное противостояние в Донбассе.

Последний военный парад в Киеве, 24 августа прошлого года в годовщину Дня независимости Украины, был связан с войной на востоке страны: его участники, как утверждало Министерство обороны страны, прямо из центра города вместе с новой техникой отправились в зону боевых действий. Чтобы не возвращать в памяти воспоминания о погибших на новой, донбасской войне, в этом году решено было не проводить военный парад по случаю 70-летия Победы над нацистской Германией. Вместо него в мемориальном комплексе "Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в Киеве состоится марш военных оркестров и торжественное принесение присяги на верность родине новобранцами Вооруженных сил Украины.

Президент Петр Порошенко принял приглашение своего польского коллеги Бронислава Комаровского и будет отмечать годовщину победы в Гданьске, куда приедут лидеры нескольких стран европейского союза.

В этом году на Украине главное внимание во время памятных дат было решено уделить не общей с Россией советской истории, а роли украинцев в победе 1945 года, ведь они воевали не только в рядах Войска Польского или Красной Армии, но и в вооруженных силах Канады и США, членов антигитлеровской коалиции, куда влились потомки эмигрантов, уезжавших на протяжении начала XX века с украинских земель. Среди них есть и герои войны, получившие награды за доблесть и отвагу.​ Некоторые из тех украинцев, кто воевал на фронтах Второй мировой войны, потеряли в Донбассе своих внуков. Об одном из них, Иване Залужном, 97-летнем участнике войны из Запорожья, украинский режиссер Олесь Санин снял короткий видеоролик, в котором ветеран рассказывает о гибели в Донбассе 10 августа 2014 года своего внука, Ивана Гутника-Залужного, бойца Национальной гвардии Украины (большое интервью с Иваном Залужным можно прочитать на сайте Радио Свобода):

Другие ролики этой серии – об известных или не очень известных героях войны, не доживших до наших дней. В интервью Радио Свобода Олесь Санин рассказал об этом проекте и о своем отношении к нынешним событиям на востоке Украины:

Скачать медиафайл

Меня интересовала прежде всего "настоящесть" этих историй, документальность. История дедушки, который похоронил своего внука, ветерана Великой Отечественной войны, даже Второй мировой войны, потому что он закончил войну с Японией, был морским пехотинцем, в конце мая 1945 года, я знал эту историю, слышал о ней, видел несколько фотографий в прессе. Несколько дней заняло, чтобы найти этого человека, оказалось, что он живет в Запорожье, и у нас есть какие-то общие знакомые, я взял съемочную группу, мы приехали к нему и попробовали снять такую историю. Понятно, что она достойна большой документальной картины. Если бы мог, я бы ее сделал, но, с другой стороны, я понимаю, что контакт с публикой через телевидение, через короткие ролики будет намного больше. Потом мы сделали маленькие реконструкции, пять историй героев, неизвестных в большинстве своем в Украине, героев Второй мировой войны, украинцев, которые воевали не только в советской армии, но и тех, кто воевал в повстанческом движении против фашизма, и тех, кто воевал против фашизма и нацизма со стороны американской армии, французской армии, в немецком сопротивлении. Нашли людей украинского происхождения, украинцев и сняли про них маленькие истории.

Руфер Мустанг, раскрасивший в цвета украинского флага звезду на московской высотке, 8 мая надел на голову киевской "Родины-матери" венок из красных маков - новый для Украины символ памяти жертв Второй мировой войны, схожий с таким же европейским символом памяти жертв Первой мировой
Руфер Мустанг, раскрасивший в цвета украинского флага звезду на московской высотке, 8 мая надел на голову киевской "Родины-матери" венок из красных маков - новый для Украины символ памяти жертв Второй мировой войны, схожий с таким же европейским символом памяти жертв Первой мировой

Как вы искали эти истории?

Мы задействовали сотрудников Института национальной памяти Украины, позже мы обратились за настоящими письмами, которые были отправлены на войну в 1942-1945 годах, но не дошли до адресатов. Мы нашли эти письма – оказалось, что их десятки тысяч в Музее Второй мировой войны в Киеве. Работали с материалами Центрального государственного кинофотоархива имени Пшеничного, с фотографиями. Мы задействовали все, что могли, и надеюсь, что получилось. Это очень специфическая история. Я много снимаю игрового кино, кроме того, являюсь специалистом по спецэффектам. Меня часто приглашают снимать войну в чужих фильмах, снимать спецэффекты, даже в фантастических картинах. Часть наших съемок – это именно историческая реконструкция событий войны, потому что оригинального материала не было. Мы пригласили реконструкторов. Это была почти игра для взрослых, когда они надевали историческую военную форму, но оказалось, что большинство из этих людей, которых мы пригласили на съемки, были только что на войне, они вернулись оттуда. Часть моей съемочной группы, осветитель, операторская группа – это тоже ребята, которые вернулись только что с войны, и отношение к любым выстрелам и взрывам на площадке было у них абсолютно другое.

Большинство людей, которых мы пригласили на съемки, осветитель, операторская группа – только что сами были на войне. Отношение к любым выстрелам и взрывам на площадке было у них абсолютно другое

Расскажите подробнее про людей, которые стали героями этих роликов.

Амет-Хан Султан – это дважды Герой Советского Союза, очень известный летчик-ас, который был признан абсолютным гением войны. Он был крымский татарин. Когда он получил звезду Героя, Крым уже освободили. Он попросил отпуск, и ему дали возможность поехать к своим родителям в Алупку. Когда он туда приехал, он стал свидетелем депортации всего своего народа и своей семьи, и только из-за того, что он был Героем Советского Союза, его семье удалось спастись от депортации. Он всю свою жизнь рассказывал, что он крымский татарин, хотя это было очень непопулярно. Погиб он как летчик-испытатель, при испытании нового советского самолета. Амет-Хан говорил: "Орлы умирают только в небе. Они высоко поднимаются в небо перед смертью, складывают крылья и падают камнем вниз, на землю падают только мертвые". Он считал, что нужно рассказывать людям о своем народе, дух его не сломлен, неправда, что они предатели, и так далее. Он всю жизнь добивался того, чтобы крымско-татарский народ получил признание и вернулся домой.

Майкл Стренк – это украинец (по другим версиям – русин, выходец из Лемковщины, области в Закарпатье, ныне расположенной в Словакии, заселенной украинцами-лемками. – РС), который воевал, был героем Второй мировой войны, стал уже американцем, воевал за США. Он получил большое количество наград за героизм, но самая известная с ним история была та, что он вместе с еще пятью солдатами поднял флаг над островом Иводзима.

Водружение флага над Иводзимой. Фотография, сделанная Джо Розенталем 23 февраля 1945 года в том же году получила Пулитцеровскую премию
Водружение флага над Иводзимой. Фотография, сделанная Джо Розенталем 23 февраля 1945 года в том же году получила Пулитцеровскую премию

Это одна из самых известных историй морской пехоты США, этому событию посвящено несколько фильмов художественных, памятник есть морской пехоте США, который находится в Вашингтоне. Он, наверное, один из самых известных в мире, есть знаменитая фотография. Он украинец, он сам всегда об этом говорил, и это признавал весь мир, но мы об этом не знали, потому что даже при независимой Украине было немного странно, что украинцы воевали не только в советской армии, но оказалось, что они были героями и в армиях союзников. Это признанные люди, герои, они принимали участие в разных операциях во время Второй мировой войны, о них сняты фильмы, написаны картины, и сейчас только эти истории становятся известными нам здесь и сейчас. Я хотел бы, чтобы это было известно.

Как вы оцениваете события, которые происходят сейчас на востоке Украины?

Независимость, оказалось, нельзя получить, подарить просто так, а ее надо отвоевывать, к сожалению, с оружием в руках

Это война, настоящая война, которая была развязана не Украиной. Я пробовал свое это отношение рассказать и в роликах. Для меня лично это огромная трагедия, и это огромное испытание для моего народа. Сейчас я расцениваю это как войну за независимость Украины. Если мы в этой истории выстоим, выживем и победим, она даст на столетия понимание самого народа. Независимость, оказалось, нельзя получить, подарить просто так, а ее надо отвоевывать, к сожалению, с оружием в руках. Наверное, это когда-то это будет частью нашей истории. Я, как могу, этому помогаю, езжу на восток, что-то там снимаю, материально помогаю, как могу, своим друзьям, стараюсь в меру своих возможностей. Но по-настоящему очень стыдно, что я не там, что не могу с оружием воевать. Если будет нужно, я, конечно, будут там.

Вы планируете снять большой фильм о нынешней войне на востоке Украины?

Я не знаю, может быть. Пока нет душевных сил об этом заявлять. Но я, конечно, материал собираю, но сейчас говорить о том, что я скоро начну снимать большую художественную картину, рано. Она должна быть настоящей, а сейчас я не чувствую для этого сил.

Вы говорили в одном из своих интервью, что нельзя снять кино о войне – можно лишь снять кино о какой-то истории, о любви или предательстве на фоне войны. Какая история из тех, что вы видели на востоке, могла бы лечь в основу такого фильма?

Я не видел ни одного человека на войне, который откровенно и честно пришел туда, чтобы убивать

Конечно, у меня есть такие истории, но самое важное и главное сейчас – я не видел ни одного человека на войне, который откровенно и честно пришел туда, чтобы убивать. Все понимают, что это огромная трагедия, что это история, чтобы выжить. Все, о чем говорили солдаты, о чем я с ними разговаривал, они все говорили о мире, о том, что будет после войны, о том, ради чего они воюют. Они воюют не ради войны, а ради мира, ради своих близких, ради своей маленькой родины, большой родины. Я только сейчас начал понимать, почему большие и великие писатели, режиссеры, мой любимый Хемингуэй, почему они, будучи сами на войне, воюя, будучи корреспондентами, написали там свои самые пацифистские произведения. Произведения о любви, чести, достоинстве, вере, они написали их во время войны. Я думаю, что мы в любом случае должны приложить усилия, чтобы те, кто действительно являются героями, получили свою славу, чтобы о них были спеты песни, сложены легенды. Я встретил абсолютно незнакомых мне людей, и они сами не знали, что их характеры жизнь будет проверять таким образом. Я увидел настоящее братство, даже не могу сказать, воинское или нет. Вот, например, история: мать приехала к раненому солдату и сказала ему: "Сын, давай мы тебя заберем домой" – а он говорит: "Нет, мама, у меня легкое ранение, я вернусь обратно на войну. Я всю жизнь мечтал, что я буду заниматься чем-то нужным, и вот это то, ради чего я жил". Это очень странные истории, если не понимать контекста, истории искренней дружбы, любви, понимания своего места и какой-то миссии. Я уже многое услышал, увидел, что-то снял, но я глубоко уверен, что об этом надо рассказывать людям, иначе война постучится к нам снова, говорит украинский режиссер Олесь Санин.

В Красной армии было около 6 миллионов украинцев, 7 из них были командующими фронтами, 200 – генералами, сотни тысяч – участниками движения сопротивления. 700 украинских городов и местечек были стерты с лица земли, такие города, как Киев и Харьков, практически полностью разрушены бомбардировками.

Память о войне остается живой и сегодня, достаточно зайти на созданный по случаю годовщины победы сайт "Поле памяти", на котором можно посадить виртуальный мак в память о погибшем во время Второй мировой войны родственнике или друге семьи, написав его имя, дату рождения, род войск и место гибели. Здесь сотни и тысячи имен. О том, чем отличается празднование годовщины окончания Второй мировой войны на Украине в этом году, рассказывает историк Кирилл Галушко:

Кирилл Галушко
Кирилл Галушко

– У нас происходит сильный мировоззренческий сдвиг. Появляется политика памяти, которой не было раньше. Суть ее состоит не в том, чтобы отрицать борьбу украинцев в рядах Красной армии, а чтобы показать, как повлияла на их судьбы Вторая мировая война. Хочется, чтобы украинская политика памяти не зависела от идеологии режима, как это происходит в России, мы не можем постулировать победу сталинизма над нацизмом как главный итог Второй мировой войны. Иными словами, это была война, в которой украинцы принимали участие на разных сторонах, они воевали и против нацизма, и против советского тоталитаризма. И надо найти какой-то компромиссный подход и компромиссный месседж для общества – для того чтобы информация о войне не разжигала в обществе конфликты, а вела к компромиссам и взаимопониманию.

Мы не можем постулировать победу сталинизма над нацизмом как главный итог Второй мировой войны

–​ Все-таки большинство украинцев принимали участие во Второй мировой войне именно в составе Красной армии. Не получается ли так, что этот факт в результате новой политики отодвигается на задний план?

– Я этого не опасаюсь по той причине, что сейчас в России существует тезис, что победа во Второй мировой войне, в том числе победа Красной армии над вермахтом, – это была победа исключительно русских, и другие национальности, другие народы Советского Союза играли символическую роль. Я думаю, что сейчас украинские историки, наоборот, будут рассказывать о том, какое количество украинцев воевали в Красной армии, говорить о множестве подвигов, которые они совершили, и о том, какое огромное количество людей погибли. Ведь в отличие от России, Украина была полностью оккупирована и пережила гораздо больше насилия над гражданским населением.

–​ В этом году у Дня Победы появился новый символ –​ красный мак, с чем связан этот выбор?

Фронтовое братство украинцев и русских 1945 года утрачено, а внуки тех, кто тогда воевал вместе, сейчас воюют друг против друга

– Был взят европейский символ Первой мировой войны, потому что иначе создается впечатление, что единственная война, в которой мы принимали участие, – Вторая мировая. Получается как в России, где существует только Великая Отечественная война, потому что, например, начальный период Второй мировой войны неудобен российской идеологии. Я надеюсь, что в связи с красным маком у нас начнут вспоминать и Первую мировую войну, которая для Украины тоже была трагической, ведь украинцы воевали и в австрийской, и в российской армии, то есть, друг против друга. Это и попытка избавиться от идеологических символов. Для украинской этнографии и культуры мак – памятный цветок, который точно так же, как и в европейской традиции, растет на могилах. Это попытка избавиться от красной звезды, от идеологии. За годы независимости Украины отношение к победе над нацизмом не менялась. То есть, как привыкли за последние лет 30-40 отмечать, так это и происходило. Но сейчас мы переживаем кризис, ведь фронтовое братство украинцев и русских 1945 года утрачено, а внуки тех, кто тогда воевал вместе, сейчас воюют друг против друга, – говорит историк Кирилл Галушко.

В Киеве и за его пределами 8 и 9 мая будут возлагать цветы к мемориалам с Вечным огнем, а также на военных кладбищах. Кроме этого, местные власти будут поздравлять ветеранов, дарить им подарки и красные маки, которые на Украине отныне являются символом пролитой крови.

XS
SM
MD
LG