Ссылки для упрощенного доступа

Сколько можно сэкономить на лампочках


Отказаться от ламп накаливания в быту планируется к 2014 году
Отказаться от ламп накаливания в быту планируется к 2014 году

Законопроект об энергосбережении и повышении энергоэффективности в России для Радио Свобода комментируют Игорь Башмаков (Центр по эффективному использованию энергии) и Михаил Расстригин ("ВТБ Капитал").


Российская Госдума России приняла во втором чтении проект нового закона об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Он предусматривает поэтапную замену ламп накаливания на энергосберегающие и целый ряд других мер, направленных на сокращение энергоемкости экономики страны.


По эффективности энергозатрат, то есть по тому, какое количество энергии расходуется для выпуска продукции или оказания услуг на каждый доллар ВВП, Россия в разы отстает не только от развитых стран, но и от Китая и государств Восточной Европы. Разработчики проекта нового закона намерены к 2020 году добиться снижения энергоемкости российской экономики на 40 процентов относительно уровня 2007 года.


— Энергоемкость России сегодня в 2,5 раза выше среднемировой и в 2,5-3,5 раза выше, чем у стран Западной Европы и США, — говорит руководитель Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. — Так, кстати, было не всегда. В середине XIX века Россия, по расчетам американских специалистов, была одной из самых энергоэффективных стран мира. Это вновь подтверждает, что высокая энергоемкость России по сравнению со странами Западной Европы и другими объясняется не только более холодным климатом или протяженностью страны. Вопрос в структуре экономики, которая десятилетиями определялась централизованным планированием. А в любой стране с централизованной системой планирования энергоемкость, как правило, в два раза выше, чем в стране с аналогичными характеристиками, но с рыночной экономикой. В последние 10 лет энергоемкость российской экономики снижалась почти на 5 процентов в год. Это один из самых высоких когда-либо наблюдавшихся в мире показателей. Так же динамично она уменьшалась в Китае с 1970 до 2000 год, но затем снижение замедлилось.


В Китае, где энергоемкость экономики уже вдвое ниже российской, была разработана специальная программа. В соответствии с ней темпы сокращения энергоемкости не позднее 2010 года вновь должны составлять не менее 4 процентов в год. По экспертным оценкам, экономика КНР лишь сейчас выходит на этот уровень.


— Во времена кризисов происходят существенные структурные сдвиги в экономике, — отмечает Игорь Башмаков. — Например, доля промышленности в общем энергопотреблении снижается гораздо быстрее, за счет чего растет доля жилищного сектора, сферы услуг. В целом из-за этих структурных сдвигов общая энергоемкость сокращается гораздо медленнее, чем до кризиса. По нашим оценкам, в этом году энергоемкость России, возможно, несколько снизится или стабилизируется.

Цена "лампы Ильича"


Проект нового российского закона об энергосбережении предполагает поэтапный (с 2011 по 2014 год) отказ от использования в стране обычных лампочек накаливания в пользу энергосберегающих.


— Доля населения в общем потреблении электроэнергии в России составляет примерно 20 процентов, — напоминает аналитик по электроэнергетике инвестиционного банка "ВТБ Капитал" Михаил Расстригин. — А уже в них доля лампочек составляет примерно две трети, так как в основном электроэнергия в быту тратится именно на освещение. При переходе от ламп накаливания к энергоэффективным лампам общая экономия может составить примерно 8 процентов от общего потребления электроэнергии в стране.


— Если представить, что мы в одночасье заменили только в жилом секторе все лампы накаливания (по нашим оценкам, примерно 450 миллионов штук) на энергоэффективные лампы, то экономия составит 10 миллиардов киловатт-часов, — уверен Игорь Башмаков из Центра по эффективному использованию энергии. — Это сопоставимо с объемами производства электроэнергии крупнейших ГРЭС в России, например, Конаковской — одной из крупнейших в московском регионе.


Энергосберегающие лампы, на которые предлагают перевести страну разработчики законопроекта, содержат пары ртути. Поэтому скептики сразу же поднимают вопрос о системе утилизации отработавших срок ламп — выкидывать их "просто так" нельзя.


— Во-первых, в России эта система существует, — парирует Игорь Башмаков. — Она пока что может быть не очень удобна для жителей, но в принципе каждый может пойти в управляющую жилищную компанию и сдать свою лампочку. А дальше у них есть схема утилизации, потому что ртутные лампы у нас — не только энергосберегающие бытовые, но и трубки дневного света, лампы уличного освещения. То есть система существует. Ее мощности, конечно, будут неадекватны, когда появится потребность утилизировать определенное количество компактных люминесцентных ламп. Но надо помнить, что число этих ламп, а значит, и объемы их утилизации, будет примерно в 7 раз меньше, чем сегодня выходит из строя ламп накаливания — просто потому, что энергоэффективные лампы служат в 7-8 раз дольше.


В арьергарде прогресса

Две трети всей электроэнергии в России сейчас производится на тепловых электростанциях — газовых и угольных. На долю гидро- и атомной генерации приходится примерно по 16 процентов. При этом эффективность многих российских тепловых станций заметно отстает от зарубежных.


— Разница очень значительная, — констатирует Михаил Расстригин из "ВТБ Капитал". — Допустим, новые парогазовые технологии сжигания газа работают с эффективностью 220 граммов условного топлива на производство 1 киловатт-часа электроэнергии. А действующим в России обычным конденсационным тепловым станциям требуется 315 граммов условного топлива на один киловатт-час. Кроме того, если КПД парогазовых установок составляет 50-60 процентов, то КПД большинства тепловых станций в России равен 30-33 процента.


Таким образом, разница в эффективности составляет 1,5-2 раза — современные парогазовые генераторы в России есть, но их доля составляет не более 9 процентов от общего числа газовых электростанций.


— То же самое касается и производства электроэнергии на угольных станциях, — продолжает аналитик "ВТБ Капитал". — За рубежом в передовых технологиях используются циклы суперсверхкритического давления, где параметры эффективности производства электроэнергии значительно выше. В целом сжигание газа эффективнее сжигания угля при пересчете на граммы условного топлива для производства одного киловатт-часа. Для новых угольных станций этот параметр составляет порядка 290 граммов. А на российских угольных станциях на производство одного киловатт-часа тратится 350 граммов.


Помимо перехода на энергосберегающие лампочки, директор Центра по эффективному использованию энергии отмечает такие положения нового законопроекта, как развитие энергосервисного бизнеса в бюджетной сфере, реализация энергосберегающих технологий на уровне строительных норм и правил и маркировка энергоэффективности оборудования:


— В бюджетной сфере потребляется большое количество энергии, и бюджеты разных уровней несут значительные расходы на оплату коммунальных услуг в то время, как там возможно снижение затрат примерно на 50 процентов. Закон предусматривает развитие энергосервисного бизнеса: частные компании могут вкладывать деньги в капитальный ремонт общественных зданий, а потом получать эффект за счет экономии бюджетных средств, — поясняет эксперт.— К сожалению, закон не является законом прямого действия, там много очень отсылочных норм, которые должны быть разработаны в постановлениях правительства. Но плюс этого законопроекта и всей деятельности, связанной с его подготовкой — в том, что разработка многих из подзаконных актов уже началась.


Есть куда сжиматься

Напомним, что главная цель закона — сокращение общей энергоемкости экономики России к 2020 году сразу на 40 процентов к уровню 2007 года. Для сравнения, Европейский союз планирует такое сокращение к 2020 году на 20 процентов. Другое дело, что исходные базы разнятся очень существенно, говорит Михаил Расстригин:


— Естественно, снижение, которое будет достигнуто в России к 2020 году может быть значительно больше европейского. Можно сказать, что в России никто прежде не экономил электроэнергию. Эти вопросы отходили на второй план, поэтому потенциал повышения эффективности производства и потребления электроэнергии колоссален. Начать можно с перехода на совместное производство электроэнергии и тепла. Особенно в крупных городах, где сейчас получило распространение неэффективное производство тепла в котельных. Кроме того, потери тепловой энергии в сетях доходят до 30 процентов. Нужно улучшать тепловые сети, снижать потери, и эффект тоже будет громадный. Нужно стимулировать потребителя к более равномерному распределению нагрузки, к потреблению электроэнергии, допустим, в ночные часы — путем дифференциации цен на электроэнергию по времени суток. Это приведет к повышению энергоэффективности, потому что сгладится дневной график электрической нагрузки. Здесь существует очень хороший пример: при либерализации цен на электроэнергию в Англии стоимость электроэнергии в ночные часы была намного ниже, чем стоимость потребления той же электроэнергии днем. И многие домохозяйства перешли к запуску стиральных машин и другого оборудования в ночные часы. Это им позволило сэкономить средства в семейном бюджете, и такое прямое экономическое стимулирование потребителя привело к повышению энергоэффективности всей страны.

Фрагмент из программы "Время и Мир"

XS
SM
MD
LG