Ссылки для упрощенного доступа

Рубль не успевает за нефтью


Значительное снижение курса российского рубля к доллару с начала мая пока оказывается почти вдвое меньшим падения мировых цен на нефть за это же время. Тем не менее, цены на нефть остаются главным из факторов, определяющих динамику курса российской валюты, напоминают эксперты, хотя и дальнейшее их снижение вряд ли приведет к сокращению оттока капитала из страны.

За три недели с начала мая мировые цены на нефть на фоне последних событий в еврозоне упали сразу на 10%, при этом рубль подешевел к доллару лишь на 6%. В целом графики, отражающие общую динамику как цен на нефть, так и курса российского рубля, в большой степени совпадают. Но бывает, что и нет – отмечает главный экономист по России и странам СНГ британского банка HSBC Александр Морозов. То есть в определенные периоды времени изменения цен на нефть не приводили к соответствующим переменам на финансовых рынках, или последние могли меняться даже в обратную сторону.

Курс рубля зависит от динамики цены на нефть, по нашим расчетам, с коэффициентом эластичности 0,6: то есть при изменении цены на нефть на 1% рубль теряет или, наоборот, выигрывает 0,6 процентного пункта, поясняет Морозов. "То, что происходит на мировых финансовых рынках, влияет дополнительно – либо усиливая, либо смягчая последствия изменения цен на нефть для динамики курса рубля. Но, безусловно, динамика цен на нефть остается для него первичным фактором".

На мировом рынке нефти, в свою очередь, главным фактором, определяющим динамику цен, еще в феврале-марте этого года считались события на Ближнем Востоке, но особенно – ситуация вокруг Ирана. К началу мая создалось впечатление, что его потеснили события в еврозоне – особенно после неудачных попыток сформировать правительство Греции.

"Иранская премия" в текущих ценах на нефть, которая в первые месяцы года могла составлять 10-20 долларов, постепенно сокращается, и нефть, соответственно, дешевеет, отмечает аналитик инвестиционного финансового Дома "Капиталъ" Виталий Крюков. Однако и значимость европейского фактора для нефтяного рынка, по его словам, не стоит переоценивать. "Фактически его влияние опосредовано. Он, скорее, более значим для финансовых рынков, а уже перемены на них влияют на сырьевые рынки", – полагает эксперт.

Экономисты до финансового кризиса 2008 года традиционно иллюстрировали зависимость темпов роста экономики России от динамики цен на нефть простым соотношением. Однако теперь его меняет продолжающийся отток из страны капитала, отмечает главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова. Раньше изменение среднегодовых цен на нефть на каждые 10 долларов за баррель приводило к соответствующему изменению роста ВВП России примерно на 0,4 процентных пункта.

Но после кризиса из России стал активно уходить капитал, поэтому даже значительное подорожание нефти соответствующую прибавку экономическому росту не принесло, продолжает Орлова. В прошлом году общий профицит счета текущих операций России составил почти 100 миллиардов долларов, а отток капитала – 80 миллиардов долларов. То есть фактически 80% дополнительных доходов от экспорта нефти "ушли" в отток капитала из страны. "В случае же падения цен на нефть высока вероятность того, что, помимо прямого сокращения экспортных доходов, в России отток капитала лишь ускорится. И тогда, вероятно, негативный эффект снижения цен на нефть может оказаться для российской экономики еще более существенным, чем он был до кризиса", – считает Наталия Орлова.

Многое зависит от того, как именно будут меняться цены на нефть, добавляет Александр Морозов. Если они снижаются постепенно, то отток капитала из России в какой-то момент может начать сокращаться. Если же цены на нефть падают стремительно, как было в кризисном 2008 году, это вызывает панику на рынке и оборачивается еще большим оттоком капитала. "Нынешнее падение цен на нефть, хотя и заметное, все равно не радикальное, как в 2008 году, –поясняет Морозов. – Можно, видимо, предположить, что при такой динамике цен на нефть отток капитала из России будет сохраняться на нынешних уровнях".

В середине лета 2008 года цены на нефть достигли абсолютно рекордного уровня – 147 долларов за баррель, но всего четыре месяца спустя нефть подешевела сразу в 4 раза – до 36 долларов за баррель. Текущая цена европейской нефти сорта Brent, к которой привязана экспортная цена российской нефти URALS, составляет примерно 108 долларов за баррель.
XS
SM
MD
LG