Ссылки для упрощенного доступа

"Катынь": мертвый актив


Фильм "Катынь" широкий российский зритель так и не увидел.
Фильм "Катынь" широкий российский зритель так и не увидел.
5 марта 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о расстреле нескольких тысяч польских офицеров. Фильму Анджея Вайды "Катынь", снятому несколько лет назад, в новой России повезло больше: права на показ в РФ куплены, но прокат до сих пор не состоялся.

Сказать, что у "Катыни" (2007) Анджея Вайды сложилась трудная судьба в российском кинопрокате, было бы неверно: эта судьба в России у картины практически не сложилась. "Катынь" - переосмысление трагедии тысяч польских военнослужащих, расстрелянных в 1940-м году по приказу Политбюро ЦК - лишь иногда появлялась на российских киноэкранах. Как правило - в рамках закрытых и просто не известных широкой публике показов, устраиваемых Центром польской культуры при посольстве Польши в РФ.

"Год назад мы пытались договориться с польскими правообладателями - "Телевизиа Польска", TVP. Но наши партнеры выдвинули непомерные финансовые требования. Прав на кинопрокат "Катыни" в России нет ни у кого", - объясняет ситуацию с фильмом Антон Мазуров, вице-президент прокатной компании "Кино без границ" (специализация - авторское кино).

В том, что этот фильм Вайды не закуплен для кинопоказа в России – причем именно по вине польских контрагентов, уверены и многие коллеги Антона Мазурова. Однако права на прокат "Катыни" в России все же выкуплены. Есть и их конкретный обладатель – продюсер Аркадий Цимблер. Послужной список: коммерческий директор радио "Европа Плюс", директор Пятой студии МХАТ, директор кинопоказа и кинопроизводства на НТВ. Ныне – руководитель собственной компании по производству телесериалов.

- Да, мы купили права на прокат "Катыни" в России, - подтвердил корреспонденту Радио Свобода Аркадий Цимблер. – Однако все это время нам не удается преодолеть сопротивление кинопрокатчиков. Вот, собственно, и все.

От дальнейших комментариев Аркадий Цимблер отказался. Свидетельств активного сопротивления кинопрокатчиков также не обнаружено.

- Одно дело - фильм купить, а другое дело - выпустить его в прокат, - Даниил Дондурей, редактор журнала "Искусство кино", понимает проблемы российского правообладателя. Об этом он сказал в интервью Радио Свобода.

- Права могут быть в 10 или в 20 раз дешевле, чем выпуск. Поэтому вы можете купить фильм за 5 тысяч долларов - а чтобы выпустить его, вам понадобится полмиллиона, в 100 раз дороже. В случае с "Катынью" вы еще подумаете, стоит ли рисковать - зная, какой это непростой в историческом смысле фильм. Может, лучше ограничиться условными пятью тысячами за права – деньгами, которые вы за день-другой заработаете на прокате чудесного блокбастера или американской комедии. А с другой стороны – права на ту же "Катынь" у вас, и эта часть рынка занята: никто другой уже эту картину купить не сможет. Ни купить, ни показать.

- От того, что "Катынь" Вайды все же покажут широкому зрителю, мир едва ли перевернется. Далеко это от нас, просто по времени. Да и вина за расстрелы поляков официально признана еще властями СССР.

- Но существуют сложные механизмы самоцензуры, которая всегда немножко забегает вперед цензуры как таковой. Угадать, куда нельзя идти; в этом - специфика современной российской культуры. Творчество менеджеров, - решающих, что показать, а что не показывать, - заключается в том, что подробную историю маньяка Пичужкина можно в течение 35 минут показать в прайм-тайм; а напоминать России о Катыни фильмом Вайды – лучше не надо. Они исследователи, пионеры, первопроходцы – всегда сами решают каждый раз, что можно и что нет.

Естественно, никогда не будет разговора о политической цензуре – ее и нет-то, цензуры: есть предугадывание, опережение. Спросите их, почему не показывают "Катынь" – в ответе никогда не возникнет политическая тема. А скажут вам другое: "Зрители такое кино смотреть не будут, зачем же нам терпеть убытки?" Никакой политики, одни развлечения.

Сегодня ты можешь заниматься чем угодно, но только не политикой. Более того, ты молодец, что не занимаешься политикой, потому что политикой занимаются специально назначенные люди. Никто наших режиссеров не запугивает, и продюсеру никто не говорит: "Не дай бог, ты этого не делай". Просто получилось так, что они сами знают, что делать, а чего не делать.

- А просто показать фильм Вайды, выдающегося европейского режиссера, нельзя?

- Если бы Вайда снял кино о событиях, связанных с Гражданской войной в США; если бы Вайда снял фильм о сражениях Первой мировой войны между Германией и Францией, - то все бы сразу же вспомнили, что это выдающийся европейский режиссер. И фильм был бы выпущен в прокат - пусть и небольшим, но обязательно значимым тиражом. И ему были бы посвящены статьи, и были бы премьеры, и так далее. Но речь идет о России, речь идет о Сталине, о начале Второй мировой войны, о том, в чем виноват СССР. Кто же будет к этому относиться обывательски и объективно?

* * *
6 марта, "Катынь" вновь покажут в Москве. В польском посольстве. Даже формально - не на российской территории.
XS
SM
MD
LG