Ссылки для упрощенного доступа

Дело ЮКОСа окутал смог


Михаил Ходорковский в "аквариуме" Хамовнического суда
Михаил Ходорковский в "аквариуме" Хамовнического суда
Сегодня в Хамовническом суде Москвы возобновляются слушания по делу бывших совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Их обвиняют в хищении 350 млн тонн нефти. В настоящее время защита подсудимых представляет доказательства, которые должны свидетельствовать об их невиновности. Однако не все свидетели являются в суд. Многим повестки просто не дошли. Вот что рассказала корреспонденту Радио Свобода Марьяне Торочешниковой адвокат Платона Лебедева Елена Липцер:

- Не дошли повестки до иностранных свидетелей, которые суд направил через МИД. О чем нам сообщили еще 2,5 месяца назад. В суд приходят свидетели, которые откликнулись на призыв Ходорковского, размещенный в некоторых СМИ, к тем, кто когда-то работал в ЮКОСе и может что-либо рассказать по тем обвинениям, которые предъявлены нашим подзащитным. Такие люди нашлись, они связались с пресс-центром, с адвокатами и приходят по собственной инициативе рассказать о том, как шла работа в некоторых структурах ЮКОСа. И все они говорят о том, что такого хищения нефти, которое вменяется в вину нашим подзащитным, произойти просто не могло.

Кроме всего прочего, до 17 августа был последний раз продлен срок содержания под стражей нашим подзащитным. Обычно где-то в 10-х числах каждые три месяца обвинение выходит с ходатайством о продлении срока содержания под стражей. И в прошлый раз, когда это ходатайство было заявлено, как раз уже вступили в действие поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, которые были внесены по инициативе президента, о том, что лица, обвиняемые в совершении преступлений экономического характера, связанных с предпринимательской деятельностью, не должны содержаться под стражей до суда. Когда ходатайство о продлении срока содержания под стражей было заявлено, мы возражали и говорили суду о том, что нет правовых оснований для того, чтобы продлевать срок действия меры пресечения в виде заключения под стражу. Мы и раньше говорили о том, что это бред - избирать меру пресечения, продлевать меру пресечения тем людям, которые содержатся под стражей. Но после изменений, которые были внесены президентом, это носит характер непонятного какого-то действия, которое уже вообще не предусмотрено никаким законом.

Суд тем не менее опять согласился с мнением обвинения - продлил срок действия меры пресечения в виде заключения под стражу до 17 августа. При этом вообще никак не аргументировал свое решение и никаким образом не опровергал мнение защиты, которое как раз основывалось на новом законе. Теперь мы ждем - будет ли обвинение, во-первых, выходить с ходатайством о продлении срока содержания под стражей и как суд, если такое ходатайство будет, будет его разрешать.

- Приходят ли какие-то известия из Европейского суда по правам человека, где находятся жалобы Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, в частности, связанные еще с первым процессом, который шел в Мещанском суде Москвы? Известно, что их жалобы было решено рассматривать в приоритетном порядке. Тем не менее уже довольно много времени прошло.

- По второй жалобе Лебедева мы в конце мая получили письмо из Европейского суда о том, что принято решение о приемлемости. Это решение было принято 27 мая Европейским судом. Мы получили это решение о приемлемости и получили вопросы, которые Европейский суд поставил сторонам. Причем вопросы были поставлены как правительству РФ, так и заявителю. Поэтому в настоящее время мы готовим ответы на эти вопросы. После того как мы ответим и ответит правительство, мы будем иметь возможность эти ответы прокомментировать. После этого суд уже может по жалобе Платона Лебедева, которая касалась первого суда, Мещанского, вынести решение по существу. Я считаю, что основные наши доводы были признаны приемлемыми, в том числе нарушение права на справедливое судебное разбирательство. Мы, конечно, сейчас не можем пока предполагать, какое решение будет вынесено по существу, но тем не менее какое-то движение уже произошло.

***

Защита Михаила Ходорковского и Платона Лебедева представляет доказательства в пользу невиновности подсудимых на протяжении последних нескольких месяцев. По словам корреспондента "Новой газеты" Веры Челищевой, она ежедневно посещает этот процесс, из-за установившейся в Москве жары и смога судебные заседания длятся неполный рабочий день. Однако в ближайшее время можно ожидать перехода процесса к следующей стадии - дополнениям сторон.

- Жара безусловно сказывается, поскольку несмотря на то, что у нас стоят кондиционеры и все окна закрыты, в зале есть задымленность. Судья чихает, публика чихает, а об "аквариуме", где находятся обвиняемые, вообще говорить не приходится. Что касается самого процесса, то обстановка несколько нервозная. Потому что в принципе уже всем понятно, что обвинение окончательно развалилось. Все свидетели, словно сговорившись, говорят об одном и том же - что нефть не похищалась. Все точно контролировалось. В компании был жесткий контроль. Показания однотипные. Прокурор, мягко говоря, расстраивается. Поэтому со стороны некоторых государственных обвинителей в адрес свидетелей звучат и угрозы, и расспросы о том, сколько им заплатили за приход в суд, и т. д. И не боятся ли они вообще за свою нынешнюю работу, за свой бизнес из-за этого прихода в суд. Даже такое у нас звучит.

- По вашим наблюдениям, как долго еще может продлиться нынешняя стадия? Когда можно ожидать стадию дополнения и перехода к прениям?

- Буквально на последнем заседании судья поинтересовался об этом у защиты. Они сообщили: к концу августа. Потому что в ближайшее время, через две недели, показания будет давать Платон Лебедев. Он сказал, что уложится примерно в две недели. В конце августа уже защита планирует завершить стадию представления своих доказательств.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG