Ссылки для упрощенного доступа

Дело ЮКОСа. Финальная битва


Платон Лебедев, Михаил Ходорковский, 2010
Платон Лебедев, Михаил Ходорковский, 2010

Президиум Верховного суда постановил освободить Платона Лебедева

Вслед за Михаилом Ходорковским на свободу выходит его друг и партнер по бизнесу, бывший руководитель компании "МЕНАТЕП" Платон Лебедев.

Президиум Верховного суда России снизил ему срок наказания до 10 лет 6 месяцев и 22 дней – именно столько он провел в заключении. Как сообщает ФСИН, Лебедев сможет покинуть Вельскую колонию сразу же, как только туда поступит оригинал решения высшей судебной инстанции – сегодня или завтра.

Лебедев и Ходорковский по первому делу ЮКОСа были освобождены от ответственности по одной из статей УК, а по второму делу им был уменьшен срок наказания. Из постановления Верховного суда следует, что амнистированный Ходорковский, так же как и Лебедев, должен был получить меньший срок – 10 лет 7 месяцев.

В то же время суд отказался отменить взыскание с Ходорковского и Лебедева более 17 миллиардов рублей неуплаченных налогов. Ранее Европейский суд по правам человека, рассмотрев жалобу адвокатов на первый приговор, постановил, что удовлетворение гражданского иска налоговой службы к Ходорковскому было "осуществлено судом произвольно", так как "действующее на тот момент законодательство и судебная практика не позволяли возложить гражданскую ответственность за неуплаченные налоги на руководителей компании". Как заявляет защита Платона Лебедева, в этой части Верховный суд России решение ЕСПЧ не исполнил. В свою очередь Федеральная служба судебных приставов сегодня официально сообщила, что продолжит работу по взысканию 17 миллиардов рублей с Ходорковского и Лебедева.

Лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин, комментируя решение Верховного суда, предположил, что вся эта история с налоговыми претензиями – "определенная страховка, которая с точки зрения Кремля позволит рассчитывать на то, что Ходорковский не будет слишком активно выступать против действий российских властей".

По словам адвокатов ЮКОСа, из-за долга в 17 миллиардов Лебедеву могут не позволить уехать за границу; для Ходорковского это фактически означает запрет на возвращение в Россию.

Защитник Ходорковского Вадим Клювгант говорит, что "разочарован решением суда, так как сдвигов в сторону законности опять не произошло". Он считает, что единственно законным решением могла стать лишь отмена обоих приговоров и полное оправдание осужденных.

Сегодня в Президиуме Верховного суда России прошло общее заседание по так называемым "первому" и "второму" делам бывших совладельцев компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. В 2005 году за налоговые преступления Мещанский суд Москвы приговорил их к 9 годам лишения свободы. А в конце 2010 года Хамовнический суд Москвы за хищение 200 миллионов тонн нефти и легализацию преступно нажитых средств приговорил бывших совладельцев ЮКОСа к 14 годам колонии. На протяжении последних нескольких лет различные судебные инстанции несколько раз сокращали сроки наказания Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, однако отказывались признать их невиновность.

Разбираться сразу в двух приговорах в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева судьи Верховного суда России решили "в целях процессуальной экономии и соблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства". Почти одновременно в президиуме готовились к слушаниям по "первому делу", назначенным по представлению председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, и рассмотрению надзорной жалобы по "второму делу".

Пересмотреть первый приговор и отменить отказ в рассмотрении надзорной жалобы по второму Вячеслав Лебедев требовал со ссылкой на новые обстоятельства. Такими, по мнению председателя Верховного суда России, являются решение Европейского суда по правам человека и неучтенные предыдущими инстанциями нововведения в российском законодательстве.

Михаил Ходорковский, помилованный в декабре прошлого года, в заседании президиума Верховного суда России участвовать не стал. Однако, по словам его адвоката Вадима Клювганта, позиция Ходорковского не изменилась: он не признает себя виновным.

В надзорной жалобе на второй приговор своим подзащитным адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, в частности, обращали внимание верховных судей на то, что в обвинительном акте содержится никем не опровергнутый вывод Хамовнического суда об отсутствии хищения. И то, что Мосгорсуд, ранее рассмотревший жалобы совладельцев ЮКОСа, "демонстративно отвернулся" от фактов, свидетельствующих о политической мотивированности уголовного преследования Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в рамках второго дела ЮКОСа. А декабрьские события, связанные с обстоятельствами помилования Михаила Ходорковского, по мнению Вадима Клювганта, лишнее свидетельство того, какое влияние оказывает политика на всю историю, связанную с ЮКОСом.

"Мы, прежде всего, подчеркивали неправовой характер вообще всего этого дела и этой расправы, какими бы мотивами она ни объяснялась и ни продвигалась, – говорит Вадим Клювгант, – а что касается политической составляющей, безусловно, она есть, это никто не отрицает. Этого, кстати, не отрицает даже Европейский суд по правам человека, вопреки неправильным утверждениям об обратном. Во всех его решениях написано, что, да, суд принимает во внимание и видит эти признаки, он просто не видит достаточной степени доказанности, чтобы признать это нарушением конкретной статьи конвенции, но признаки неправового, неправосудного преследования, связанного, в том числе, с политическими мотивами, он видит. И такое освобождение в режиме спецоперации тоже говорит, скорее, в пользу этого обстоятельства".

Защита Ходорковского и Лебедева привела множество фактов, указывающих, по мнению адвокатов, на заведомо неправосудное решение Хамовнического суда Москвы. В законности приговора усомнились и специалисты, привлеченные президентским Советом по правам человека к общественной экспертизе второго дела ЮКОСа. Теперь и этих экспертов вызывают на допросы. В Следственном комитете подозревают, что работа ученых, проводивших экспертизу второго приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, оплачивалась из "отмытых" бизнесменами денег. Причем в официальных бумагах указывается, что экспертами издавались монографии и осуществлялись публикации в СМИ, создавалась иллюзия необходимости либерализации уголовного закона и в интересах Ходорковского были внесены изменения в законодательство России.

Кстати, одно из изменений в законодательстве, отразившееся на судьбе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, было связано со смягчением санкций по некоторым статьям Уголовного кодекса. Именно поэтому в декабре 2012 года президиум Мосгорсуда был вынужден привести в соответствие с действующим законодательством приговоры Мещанского суда Москвы от 16 мая 2005 года и Хамовнического суда от 27 декабря 2010 года и снизить Ходорковскому и Лебедеву наказания с 13 до 11 лет. Но Верховный суд России, возбудивший надзорное производство тогда посчитал, что этого недостаточно, и сократил наказание на пару месяцев.

Вот что накануне сегодняшнего заседания в интервью Радио Свобода заявил адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов:

– Десять с половиной лет мы говорим о том, что так называемое дело ЮКОСа – это извращение правосудия, это политически мотивированная преступная репрессия. Оба приговора должны быть отменены. Ходорковский и Лебедев должны быть оправданы и получить право на реабилитацию.

В решении Европейского суда по правам человека по первому делу ЮКОСа, обнародованном 25 июля прошлого года, признается нарушение права Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на справедливое судебное разбирательство.

XS
SM
MD
LG