Ссылки для упрощенного доступа

Грозный желает получить компенсацию за сталинские репрессии


В 1992 году от компенсаций отказался президент Дудаев, с тех пор их сумма возросла
В 1992 году от компенсаций отказался президент Дудаев, с тех пор их сумма возросла

Парламент Чечни предложил Государственной Думе России принять поправки к Закону «О реабилитации жертв политических репрессий», которые предусматривают выплату денежных компенсаций пострадавшим от сталинских депортаций. По одним данным, речь идет о 8 миллиардах рублей, по другим – о 18-ти. Деньги на компенсации жертвам сталинских репрессий чеченские депутаты предлагают взять из Стабилизационного фонда России.


Спикер парламента Чечни Дукваха Абдурахманов заявил накануне, что жертвам политических репрессий в республике необходимо выделить 8 миллиардов рублей. И в среду же «Независимая газета» опубликовала материал, в котором утверждала, что чеченские власти попросили выделить единовременно 18 миллиардов рублей для реабилитации жертв сталинской депортации чеченцев в 1944 году, а затем выделять еще 10 миллиардов рублей ежегодно. Эта цифра, как отметило издание, указана в пояснительной записке к поправкам в Закон «О реабилитации жертв политических репрессий».


Политолог Тимур Музаев утверждает, что инициатива Грозного связана с тем, что в 1992 году президент Чечни Джохар Дудаев отказался от получения денег из федерального центра на выплату компенсаций:


«Выступление парламента Чеченской республики по поводу выделения дополнительных средств на выплату компенсации связано с тем, что в свое время жители республики, депортированные в 1944 году, не получили законной компенсации согласно Федеральному законодательству. В 1992-1993 году президент Чечни Дудаев заявил, что Чечне не нужны российские подачки. В то же время гражданам России, подвергшимся депортации, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, в Дагестане, в Калмыкии были выплачены эти компенсации. На то время они составляли в пересчете на условные единицы примерно 1300 долларов.
Сейчас же, когда в Чечне начинается выплата компенсаций в тех же самых размерах, 10 тысяч рублей, примерно равняется 300 долларов. Таким образом, получается очевидная несправедливость. Я думаю, что выступление парламента Чеченской республики о выплате дополнительных средств на компенсацию репрессированным гражданам связана с этой несправедливостью, которая возникла в связи с отказом властей получать компенсацию».


Сумму компенсации депутаты проиндексировали исходя из прошедшего с 1992 года времени, говорит Тимур Музаев, и если она не устраивает Москву, то пусть центр выдвинет свои предложения, а не намекает на связь этого дела с делом о разграничении полномочий между Москвой и Грозным. Против подписания такого договора в среду в Москве высказался президент республики Рамзан Кадыров. Он назвал договор неактуальным и предложил о нем забыть:


«Если эти расчеты завышены и не соответствуют действительности, то следует ожидать, видимо, со стороны федеральных властей каких-то аргументированных предложений, а не криков о том, что это все является выкупом за отказ Кадырова от подписания федерального соглашения. Здесь нужно говорить о разумном взвешенном подходе, который у федерального центра мы пока не наблюдаем. Любые предложения, любые выступления, которые звучат в Грозном, какие бы они ни были, здесь почему-то встречаются не просто в штыки, а буквально истерическими кампаниями, истерическими выкриками со стороны рогозиных и прочих депутатов».


В то же время проблема справедливого распределения всевозможных компенсаций остается наиболее актуальной в Чеченской республике, говорит Тимур Музаев: «Это одна из самых серьезнейших проблем, поскольку явное мошенничество и жульничество с компенсационными выплатами приводит к нарастанию напряженности и к росту недовольства. Вообще, ни одно из правительств, которое правило в Чечне, не смогло достойно справиться с этим вопросом».


XS
SM
MD
LG