Ссылки для упрощенного доступа

Алексей Цветков: Последний раунд


Накануне третьих и последних по счету дебатов кандидатов в президенты США рейтинг Хиллари Клинтон составлял, согласно одному из авторитетных опросов, 47% против 38% за Дональда Трампа. Учитывая, что до выборов осталось меньше трех недель, практически невозможно вообразить себе ситуацию, при которой Трамп мог бы сменить Клинтон в роли фаворита, хотя острых моментов на протяжении кампании было немало. Какие цели, в таком случае, могут преследовать эти дебаты с точки зрения обоих участников?

Угадать стратегию Трампа довольно трудно, в первую очередь, как я подозреваю, сотрудникам его собственной избирательной кампании, не говоря уже о руководстве Республиканской партии. Более традиционный кандидат в таком невыигрышном положении попытался бы изо всех сил вытягивать лишние очки в надежде по крайней мере способствовать победе кандидатов в Сенат и Палату представителей от своей партии. Но Трамп, судя по его тактике в последние недели, пошел на разрыв с республиканским руководством, и спикеру Палаты представителей Полу Райану от него достается ненамного меньше, чем прямой сопернице.

Что касается Клинтон, то ее тактика прослеживалась проще: поскольку, как уже было ясно из предыдущих двух дебатов, Трамп не только не владеет фактическим материалом, но последовательно его игнорирует, предпочитая личные выпады, максимально выгодной линией поведения для Хиллари должна быть минимальная реакция на эти выпады и демонстрация компетентности и выдержки. Иными словами, Клинтон должна заглядывать вперед и не позволять отвлекать себя на демонтаж расставляемых ловушек.

Оба участника дебатов поначалу справлялись со своими задачами, но Дональду Трампу явно не хватило ни выдержки, ни владения материалом. Примерно треть отпущенного времени он держался, не срываясь в свою обычную риторику и гиперболы. Перелом, как ни странно, наступил, когда ведущий Крис Уоллес, журналист телекомпании Fox News, задал Клинтон ожидаемый всеми вопрос о тексте ее речи, произнесенной в бразильском банке, за которую она получила более 200 тысяч долларов и текст которой отказывалась обнародовать, – это как раз и была одна из главных и вполне ожидаемых ловушек. Речь шла об "открытых границах", которые и Трамп и, как ни странно, сам ведущий истолковали как свободу иммиграции, тогда как речь в контексте шла о свободе торговли и о единой энергетической сети.

Трамп оставил без ответа вопрос, все больше занимающий сегодня как его противников, так и сторонников: в чем, собственно, состоит его стратегия?

Клинтон, не задержавшись долго на ответе и даже несколько его скомкав, сумела резко развернуть тему, отметив, что текст речи получен в результате электронного взлома, в котором Министерство национальной безопасности прямо обвинило Россию, и в упор спросила Трампа, одобряет ли он вмешательство Кремля в избирательную кампанию США и по-прежнему ли он придерживается высокого мнения о Владимире Путине. Ни на тот, ни на другой вопрос Трамп так и не дал прямого отрицательного ответа. Другим явно провальным пунктом стал для Трампа вопрос, заданный обоим участникам: уступят ли они без спора Белый дом выигравшему кандидату в соответствии с традицией, сложившейся за всю историю США. Дональд Трамп, заранее уверяющий своих сторонников, что выборы сфальсифицированы, от ответа неловко уклонился.

Серьезным поворотным пунктом в ходе дебатов стали вопросы об экономике, внешней политике и социальных выплатах, на которые уходит львиная часть бюджета страны. Клинтон, с ее долгим послужным списком, отвечала вполне вразумительно, хотя и избегала цифр, и ее ответы еще предстоит разбирать аналитикам. В ответах Трампа аналитикам, похоже, долго разбираться не придется: он явно не приготовил домашнего задания и постоянно повторял одни и те же астрономические цифры, явно не имеющие прямого отношения к фактам. В финале стало очевидно, что выдержка Трампу изменила, он называл ложью легко проверяемые обвинения в свой адрес, а в ходе одной из реплик Клинтон обозвал ее "гадкой женщиной".

В том, что Хиллари Клинтон удалось местами вызвать у соперника раздражение, сомнения нет, но сама она сумела в целом сохранить достоинство и не выйти из себя, хотя в паре пунктов ее замешательство было очевидным. Что касается Трампа, то он оставил без ответа вопрос, все больше занимающий сегодня как его противников, так и сторонников: в чем, собственно, состоит его стратегия? Если вторые дебаты еще оставляли надежду на улучшение рейтингов Трампа, то его последующее поведение практически свело эту надежду на нет, и заключительный тур тут ничего не поправил – он его явно проиграл, хотя, может быть, и не с таким разгромным счетом, как первый. Мы, вполне вероятно, никогда не узнаем, каким Трамп будет президентом, но он пытается представить себя удачливым бизнесменом, и главный товар в его ассортименте – не банкротящиеся казино и отели, а бренд, который он сдает в аренду. С начала президентской кампании оценка этого бренда сильно упала, и вряд ли скоро поднимется.

Алексей Цветков – нью-йоркский публицист и политический комментатор

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG