Ссылки для упрощенного доступа

Энциклопедия ядов от Сталина до Путина


В книге Бориса Володарского история смешивается с современностью самым ядовитым образом
В книге Бориса Володарского история смешивается с современностью самым ядовитым образом
В Великобритании 17 декабря вышла книга историка разведки Бориса Володарского под названием "Фабрика ядов КГБ" с подзаголовком "От Ленина до Литвиненко". В книге рассказывается об использовании ядов советскими спецслужбами для ликвидации врагов коммунистического режима. Автор книги ответил на вопросы Радио Свобода.

Борис Володарский - бывший офицер ГРУ Генерального штаба Советской армии, автор книг и статей по истории разведки, член Ассоциации международных исследований при Гуверовском институте и соредактор журнала по истории разведки Personal Files. Его книга "Фабрика ядов КГБ" посвящена истории разработки и использования ядов советскими и российскими спецслужбами, начиная с ЧК и кончая ФСБ. Свой рассказ Борис Володарский начинает с 1918 года, когда по инициативе Ленина в Москве была создана первая лаборатория по производству ядов. "С самого начала, - пишет автор "Фабрики ядов КГБ", - ее "продукция" предназначалась для использования против "врагов народа". В книге подробно описываются и анализируются зарубежные операции НКВД и КГБ по ликвидации с помощью ядов лидеров антисоветских организаций, подробно анализируются дело Александра Литвиненко и попытка отравления президента Украины Виктора Ющенко.

Борис Володарский утверждает в интервью Радио Свобода, что убийство Александра Литвиненко в Лондоне было лишь эпизодом в серии убийств, совершенных советскими и российскими спецслужбами с помощью ядов.

- Это только один из эпизодов, поскольку в книге я рассматриваю довольно много случаев. Но случай с Литвиненко все-таки выдающийся по целому ряду причин. Применен неординарный яд, и самое главное: убийство вызвало необыкновенный мировой резонанс.

Борис Володарский считает, что личная охрана советских лидеров была причастна к описываемым преступлениям.
Кульминация - начальник личной охраны Путина Виктор Золотов. Одновременно он является заместителем руководителя Федеральной службы охраны

- Одна глава книги называется "Мертвые души. От Сталина до Путина". Она посвящена личным телохранителям всех советских лидеров. Кульминация - начальник личной охраны Путина Виктор Золотов. Одновременно он является заместителем руководителя Федеральной службы охраны. За два срока Путина он продвинулся от полковника до генерал-полковника. Он вошел в самый тесный, в самый близкий круг Путина.

- Много писали о том, что полоний-210, которым отравили Литвиненко, слишком дорог, чтобы им могли пользоваться частные лица. Пишете ли вы об этом?

- Яд недорогой. Я думаю, это специально было сказано для отвлечения публики. По мнению экспертов, которые работали с полонием, надо учитывать два фактора. Первый: это вовсе не полоний. С полонием-210 работать невозможно и отравить им тоже невозможно. На основе этого полония-210 в специальной лаборатории был произведен совершенно специальный яд, который в виде кристаллика соли, очень хорошо и быстро растворимого, был впоследствии применен против Литвиненко. Этот кристаллик был помещен в специальное желе, которое было помещено в две оболочки, чтобы избежать излучения. Но излучение все-таки по какой-то причине было: то ли использовались неправильные вещества, то ли еще какие-то обстоятельства сыграли свою роль. Излучение было впервые зарегистрировано 16 октября, когда Луговой и Ковтун непосредственно соприкасались с этим ядом в гостинице Best Western Hotel.

- Вы пишете о том, что лаборатория по производству ядов была создана по инициативе Ленина. Как и когда это произошло?


- После того, как на него покушалась Каплан, ему сообщили о том, что пули были отравлены веществом, которое называется рицин. Он очень заинтересовался этим, и через некоторое время была создана небольшая лаборатория, которая называлась "Особый кабинет".

- В наше время существует в недрах ФСБ или ГРУ такая лаборатория?

- В ГРУ никогда не было такой лаборатории. Был отдел, который сотрудничал с соответствующими подразделениями КГБ. Потом такие же подразделения были в ФСК, сейчас они тоже работают.

* * *
Без полония виноватый?
Борис Володарский комментирует решение прокуратуры Гамбурга закрыть уголовное дело в отношении предпринимателя Дмитрия Ковтуна

Никаких вопросов
Историк спецслужб Борис Володарский не согласен, что главные вопросы о деле Александра Литвиненко остаются без ответа. Более того, он попытался ответить на них сам
XS
SM
MD
LG