Ссылки для упрощенного доступа

"Революция кедров" берет передышку


Ирина Лагунина

200 ливанских журналистов провели в понедельник акцию протеста против убийства неделю назад своего коллеги, редактора газеты «Ан-Нахар» и члена парламента Джибрана Туэйни. «Разница между темнотой и светом – слово», гласил вывешенный участниками акции транспарант. Завершая час молчания, журналисты зачитали лозунг, с которым Туэйни выступал за прекращение сирийской оккупации его страны: «Клянусь Богу, мусульмане и христиане, мы будем вечно едины, защищая наш великий Ливан». Протест совпал со встречей лидеров антисирийски настроенных ливанских партий, на которой они вновь потребовали отставки президента Эмиля Лахуда, который считается ставленником Дамаска.

С момента убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири 14 февраля этого года в стране произошло 15 взрывов автомобилей, погибли четверо видных политиков и журналистов, выступавших против Сирии. Партии, призывающие к отставке президента, составляют большинство в парламенте. Это требование разделяют и молодежные организации, которым принадлежала главная роль в организации массовых протестов после убийства Харири. Возможно, что без них Сирия никогда бы не вывела свои войска. Молодежь также требует полного международного расследования политических убийств в Ливане.

Есть ли в Ливане консенсус относительно того, что именно и как надо делать? Недавно вернувшийся из Бейрута эксперт Радио Свобода/Радио Свободная Европа Аббас Сами считает, что проблема политических убийств показывает, насколько расколото здешнее общество.

Одни его собеседники (в основном политики, представляющие христианские партии) считают, что страна сможет двинуться вперед, только когда будет раскрыта вся правда о политических убийствах.

Представители шиитских групп (они традиционно относятся к Сирии более лояльно) не скрывают своего беспокойства. Активист организации "Амаль" в разговоре с Аббасом сами сформулировал это так: "Мы копаемся в сирийской оккупации, будь то убийства или иные связанные с этим политические процессы, тем самым только усугубляя и так уже горькое горе. Надо дать людям остыть, на время отложить эту тему. Давайте смотреть в будущее".

При этом абсолютное большинство обычных граждан, с кем довелось встретиться аналитику РС, уверены в причастности Дамаска к убийству Харири и при этом благодарны Сирии за то, что она ушла. Люди хотя знать, кто совершил это преступление, а затем уже оставить этот вопрос в прошлом.

А "партия Аллаха" - против

Во время похорон журналиста Джибрана Туэйни раздавались призывы расширить полномочия следственной комиссии ООН, раз уж ливанское правительство не контролирует ситуацию, не может или не желает докопаться до правды.

Но легко говорить: мы хотим знать всю правду об убийстве Харири. Cейчас следствие в предварительном порядке указывает на Сирию. А если на самом деле выяснится, что преступление было организовано кем-то из самого близкого окружения ангажированного ей сирийского президента? Какого рода воздействие это окажет на ливанское общество? Не окажется ли оно расколотым этой правдой еще больше?

По мнению Аббаса Сами, мало кто в Ливане думает о том, что произойдет, когда комиссия ООН предоставит свои окончательные заключения. "Если официальные лица Сирии на самом деле окажутся виновными в этом преступлении, более того, если это будет признано ООН, то, вероятно, надо будет что-то предпринимать. А я не уверен, что ливанцы готовы что-то предпринимать, - говорит эксперт РС. Он напоминает, что влиятельная шиитская группировка «Хезболла», к примеру, неоднократно заявляла о благодарности Сирии (и Ирану) за многолетнюю поддержку и о своей готовности поддержать Дамаск сейчас.

Так что эта руководимая шейхом Хасаном Насруллой партия выступает против любого наказания Сирии (допустим, ввода санкций). Другой шиитский авторитет шейх Фадлалла, с которым встречался в Бейруте Аббас Сами, уверен, что расследование, которое ведет ООН, является попыткой США установить свой контроль над Сирией. Эксперт РС полагает, что сопротивление идее наказания Сирии со стороны шиитских фракций очевидно, а сами эти фракции в последнее время набирают силу в ливанской политике.

Таким образом, предсказать завершение расследования по "делу Харири" на внутреннюю политику Ливана сейчас сложно.

Возникает вопрос, почему суннитская Сирия поддерживает шиитскую партию в Ливане. По мнению Аббаса Сами, это объясняется враждебным отношением обеих к Израилю: "После завершения израильской оккупации Ливана Сирия стала оказывать «Хезболле» поддержку, чтобы не своими руками воевать с Израилем. Вторая возможная причина состоит в том, что Сирия решила поддерживать растущие и все более влиятельные шиитские политические организации в Ливане, чтобы закрепить за собой контроль над ливанской политикой".

Сами уточняет, что процесс принятия решений в таком закрытом государстве, как Сирия, постороннему взгляду не виден, так что остается лишь делать предположения.

Есть у революции конец?

После убийства Рафика Харири в Ливане произошло то, что назвали «революцией кедров» - по символу на флаге страны. Но эта "революция" мало что изменила. По крайней мере, президент Эмиль Лахуд остался на своем месте, а он считается просирийским политиком; более того, четыре человека из его службы безопасности проходят по делу об убийстве Рафика Харири. Ливанская политическая верхушка меняется очень мало. Можно ли вообще считать это общество политически зрелым после почти 30 лет сирийской оккупации?

По мнению Аббаса Сами, партийная система в Ливане за последнее время, особенно за этот год, все же претерпела эволюцию. "В 1950-60-х, даже и в 1970-х годах, партии ассоциировались с отдельными лидерами, и основу их составляла религиозная принадлежность людей – будь то друзы, христиане или мусульмане-шииты. Сейчас каждая партия включает в себя больше, чем одну какую-то религиозную или этническую группу. Более того, партии уже научились совместно работать в правительстве. Например, в нынешнем правительстве есть представитель «Хезболлы», есть человек, близкий к «Хезболле», есть и представитель христианской партии. Так что партии взрослеют, если можно так сказать, но этот процесс далеко еще не завершен".

Международное следствие по делу о политических убийствах в Ливане продолжится в новом составе. Возглавлявший его немец Детлев Мехлис уходит, а его место, судя по всему, займет бельгиец Серж Браммерц, прокурор Международного уголовного суда в Гааге.

XS
SM
MD
LG