Ссылки для упрощенного доступа

На «АРТ МОСКВА» российские и западные художники нашли общий язык


Галерист Марат Гельман, эксперт ярмарки «АРТ МОСКВА»: «В этом году хочется поговорить о деньгах»
Галерист Марат Гельман, эксперт ярмарки «АРТ МОСКВА»: «В этом году хочется поговорить о деньгах»

В Москве в Центральном Доме художника на Крымском валу открылась десятая международная ярмарка современного искусства «АРТ МОСКВА». Впервые за историю ярмарки половина ее участников представлена галереями из стран Европы и США.


Устроители ярмарки разъяснили собравшимся журналистам, что героическое время борьбы российского современного искусства за создание эффективного рынка закончилось: ярмарка, которую десять лет назад придумали несколько московских галеристов-энтузиастов, уже достаточно сопоставима и по масштабам, и по коммерческим оборотам с несколькими ведущими европейскими ярмарками. Кроме того, организаторы считают, что в России, в том числе их усилиями, создан адекватный европейский контекст современного искусства. Действительно, в отличие от прошлых сезонов, тон на коммерческой части ярмарки задает не эстетика «пригламуренной» экзистенциальной катастрофы, столь любимая российскими кураторами, а ровные, хорошего изобразительного тона немецкие галереи (специальные стенды ярмарки отданы галереям из земли Северный Рейн-Вестфалия). Зрителю предлагается цивилизованное художественное высказывание о противостоянии Запада и исламского мира, блеске и нищете цивилизаций, о войне полов, порнографии и оружии. Эти темы являются содержанием современного искусства (contemporary art), которое пользуется «информационным сором» телевидения и газет. На ярмарке «АРТ МОСКВА» этого года российские и западные художники наконец напоминают людей, говорящих на одном языке.


Если в прошлом году ярмарка «АРТ МОСКВА» отдавала предпочтение открыто политизированным проектам, связанным с процессом Ходорковского, исламским терроризмом и православным фундаментализмом, то в этом сезоне ее устроители предпочли сосредоточиться на эстетической и коммерческой ценности продукта. Говорит эксперт ярмарки «АРТ МОСКВА» галерист Марат Гельман, в прошлом выставочном сезоне выигравший суд по иску группы православных граждан: «В прошлом, если вы помните, ярмарка открывалась, там в центре были скандалы с националистами, с ортодоксами, волновались, писали этикетки о том, что это зона свободная от цензуры. За это время мы выиграли все суды. В этом году хочется поговорить о деньгах. Собственно, условно говоря, этот контекст нам задал Путин. Все говорят о "Газпроме", о некой новой энергетической империи. Мы обедали с моим партнером из Милана, галеристом, и он мне говорит: а что ваш "Газпром" - капитализация Пикассо 80 миллиардов, столько же, сколько стоит ваш "Газпром". Сегодня у нас есть пусть небольшое количество русских художников, которые должны статьи мировыми именами, и художественная империя будет гораздо более мощная, чем энергетическая империя».


Конечно, оценивая этот текст, следует делать скидку на то, что Марат Гельман совсем недавно покинул поле политтехнологий и работу на Первом телеканале.


Некоммерческая зона ярмарки «АРТ МОСКВА» в этом году невелика. Обычно она имела просветительский характер, показывала международные группы и проекты. К сожалению знатоков современного искусства, на «АРТ МОСКВЕ» не состоится обещанная устроителями выставка легендарной художественной группы «Флуксус». Зато выставка русского видеоарта 1996-2006 годов, подготовленная итальянским куратором Антонио Джеузой, заставляет без снобизма и разочарования воспринимать отечественное арт-видео как романтическое и искреннее свидетельство героических девяностых и неопределимых пока ни историками, ни искусствоведами 2000-х годов.


XS
SM
MD
LG