Ссылки для упрощенного доступа

Гаагский опыт для Чечни


Татьяна Локшина
Татьяна Локшина
Общество Российско-чеченской дружбы сегодня представит коллективную монографию этой и других правозащитных организаций, посвященную перспективам привлечения российского руководства к ответственности за военные преступления в Чечне.

В исследовании собраны факты нарушения гуманитарных норм в ходе спецопераций в республике и проведены параллели с подобными нарушениями, зафиксированными в бывшей Югославии. О содержании документа Радио Свобода рассказала заместитель директора российского представительства правозащитного движения "Human Rights Watch" Татьяна Локшина.

- Речь идет о подробнейшем анализе ситуации в Чеченской республике, в основном, в первые годы второй чеченской войны.
В ситуации с Россией в ближайшем будущем вообразить себе Международный трибунал по Чечне очень сложно
Станислав Дмитриевский проводит параллели между тем, что происходило в Чечне, и тем, что происходило в бывшей Югославии, И, основываясь на опыте Международного трибунала по бывшей Югославии, доказывает нарушение международного гуманитарного права в Чечне. Он сопоставляет схожие дела, и получается, что, если по бывшей Югославии было обнаружено преступление против человечности, то, значит, и в Чечне - реальное преступление против человечности. Работа направлена на будущее, на то, что если когда-нибудь у международного сообщества появится политическая воля провести Международный трибунал по Чечне. Мне показалось наиболее любопытным в этой работе то, что анализируется факт операции, разбирается цепочка подчинения. Если человек Х руководил вот этой конкретной зачисткой, то его прямым начальником был человек Y, а начальником последнего был человек Z, - все они, таким образом, являются ответственными.

- Фигурируют ли в этой монографии конкретные фамилии?

- Да, это фамилии достаточно известных генералов, таких как Шаманов, Баранов. Там есть фамилия Владимира Владимировича Путина, который, будучи главнокомандующим, фактически контролировал операции в Чеченской республике.

- Сама монография называется "Перспективы привлечения к ответственности российского руководства". По вашему мнению, существуют эти перспективы?

- Это вопрос политической воли. Я бы сказала, что в случае бывшей Югославии ситуация была несколько другая – там эта политическая воля наличествовала. Но в ситуации с Россией в ближайшем будущем вообразить себе Международный трибунал по Чечне очень сложно.
XS
SM
MD
LG