Ссылки для упрощенного доступа

Социолог Владимир Шляпентох - о патриотизме по-американски


Профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох
Профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох
12 июня россияне отметят свой праздник – День России. При этом значительная часть населения страны не знает, как он официально называется. Американцев это обстоятельство очень бы удивило.

Там патриотизм в чести, считает социолог, профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох.

– Гордятся ли американцы своей страной?

– Да, согласно недавним опросам Гэллапа, примерно 75-80 процентов американцев считают себя патриотами своей страны.

– А в чем эта гордость проявляется?

– И здесь сошлюсь тоже на Гэллапа. На первом месте для американцев – участие в голосовании, желание принять участие в управлении своей страной. На втором месте – служба в армии. Это два главных показателя, характеризующих патриотические чувства населения.

– А если говорить о том, насколько довольны американцы своим президентом, правительством?

– Американцы разделяют эти два понятия – свою страну и правительство. Значительное меньшинство граждан считает, что патриот должен поддерживать правительство во внешней политике или во внутренней политике. Для большинства это, как говорится, разные вещи.

– Вы не видите тут никакого противоречия?

– Нисколько! Американец не считает, что его любовь к стране предопределяет его отношение к нынешнему руководству. Тем более, если он голосовал на выборах против нынешнего президента.

– А что означает для граждан США День независимости?

– История в Америке не играет такой большой роли, как в России. Это хорошо проявилось, когда в мире отмечали годовщину победы во Второй мировой войне. Для России это событие, которое произошло вчера, а для Америки – очень далекое событие. Поэтому и к историческим деятелям прошлого в Америке относятся спокойно, без особых страстей. Представить себе дискуссию, которая велась бы о Сталине, о Ленине, здесь практически невозможно.

– Тем не менее, сам праздник что означает?

– Празднуют в знак уважения к своей стране, но – и это важно подчеркнуть – степень интенсивности американского и российского патриотизма совершенно разные. Американец спокоен в своей любви к родине.

– Наверное, слово "национализм" в США никак не связано со словом "патриотизм"?

– Это вообще чуждые понятия. Америка – страна предельно неоднородная. И в этническом, и в политическом отношении. Особенность Америки в том, что она как бы сочетает свою большую фрагментарность и, вместе с тем, позитивное и доброе отношение к своей стране.

– А имперский комплекс хоть в какой-то степени присущ американцам?

– Это зарубежная выдумка. Средний американец об этом вообще не думает, это находится вне его сознания.

– Что думают жители США о путях развития страны, какой она должна быть?

– Вот тут ведутся острейшие дебаты. Сейчас Америка полна политических страстей. За 30 лет моего пребывания в США я никогда не видел такой острой идеологической борьбы, такой поляризации взглядов на то, как должна развиваться страна и каким образом. Смотреть различные телевизионные программы с разной политической направленностью, читать разные газеты – это огромное интеллектуальное удовольствие, должен вам сказать. Основная проблема – это вопрос о роли государства в стране. Должно ли государство усиливать свое влияние в экономике, воздействие на уровень жизни населения или абсолютно доминировать в обществе должны механизмы рынка? Есть движение, которое требует, чтобы государство резко сократило свою роль в экономической и политической жизни. Американские "левые" требуют активного участия государства в предотвращении экономических кризисов, поддержании и усилении социальной помощи бедной части населения страны. Вся эта полемика чрезвычайно интересна, остра, и предсказать ее исход очень сложно.

Полностью беседу можно услышать 13 июня в программе Вероники Боде "Общественое мнение"
XS
SM
MD
LG