19 апреля 2014

Главные разделы

Спецпроект РС, глава 2. Дагестан: уйти в лес и не вернуться

Мультимедиа

Звук
  • Путешествие по Кавказу: почему и против кого в Дагестане проводятся контртеррористические операции.

Размер шрифта - +
Дагестан: уйти в лес и не вернуться i
X
04.08.2010 16:05
Радио Свобода продолжает свой репортаж-путешествие по Северному Кавказу. В новой главе корреспонденты РС пытались понять, как, почему и против кого едва ли не ежедневно организуются в Дагестане контртеррористические операции.


Радио Свобода продолжает свой репортаж-путешествие по Северному Кавказу.  В новой главе корреспонденты РС пытались понять, как, почему и против кого едва ли не ежедневно организуются в Дагестане контртеррористические операции.

Корреспонденты Радио Свобода проехали весь Северный Кавказ, от азербайджанской границы до Ессентуков, где на привокзальной площади разместилось главное кавказское полпредство. Спецпроект Радио Свобода – семь мультимедийных репортажей, которые публикуются на сайте РС ежедневно. Аудиоверсия – в программе Ирины Лагуниной "Время и мир".


Дагестанский правозащитник Заур Газиев рассказывает обычную для Дагестана историю.

Гусейн Мусалаев был младшим братом шести сестер, и можно только догадываться, как ждал его появления отец. В двадцать лет Гусейн женится. У него две дочки. К его отцу приходит милиция: ваш сын изнасиловал девушку. Гаджияв Мусалаев, сам бывший милиционер, начинает собственное расследование. Девушка признается: оговорить его сына ее заставили. Мусалаев-старший с ее помощью составляет фоторобот, добивается нового расследования, сына, уже три месяца просидевшего в СИЗО, выпускают и даже дают компенсацию порядка 90 тысяч рублей.

Видео: Заур Газиев о деле Гусейна Мусалаева

 
Заур Газиев о деле Гусейна Мусалаеваi
|| 0:00:00
X
03.08.2010 19:17
Дагестанский правозащитник Заур Газиев о деле Гусейна Мусалаева
Однако через восемь месяцев к Гусейну снова приходят: ты, дескать, похож на того, кто совершил ограбление в Буйнакске. Отец снова проводит свое расследование. Сына опять отпускают. Через полгода новая история – теперь связанная с хранением оружия. Снова забирают и люто бьют. Снова выпускают.

И парень, как следовало ожидать, уходит в лес – боевиков здесь называют на старый советский манер "лесными братьями". Отец снова бросается на поиски, и ему советуют: "Спроси у ментов". Знакомый милиционер организует ему встречу в одном из РУВД с одним из лесных командиров. Тот возвращает ему сына, который в лесу довольно быстро почувствовал себя чужим.

Люди, посвященные в процесс, утверждают: тех, кто приходит в лес, боевики фотографируют и MMS-ками отправляют фото милиционерам, лишая новобранцев обратной дороги. Проверить это невозможно. Но с Мусалаевым происходит следующее. Он возвращается, полгода не выходит из дома. А потом однажды за ним приходит машина от вчерашних лесных коллег. На первом же перекрестке машину расстреливают милиционеры.

- "Лесники" сами сдают тех, кто уходит от них, - убежден Газиев, - у них есть налаженные связи и договоренности с милиционерами. Они нужны друг другу. Милиционеры получают неплохие бюджеты на борьбу с лесом, лесные получают наводки на тех, кто хорошо зарабатывает. Менты пополняют свою отчетность за счет мелкой пехоты, которой боевикам не жалко.

Человек из исламского государства

"Где в Махачкале улица Салаватова?" – на бегу спросил я у администратора гостиницы. "А что случилось?" - "Контртеррористическая операция", – бездумно выпалил я. Она, охнув, села: "Я там живу…"

К спецоперациям в Дагестане привыкли
Впрочем, больше, кажется, новость никого не взволновала. Зевак, собравшихся у оцепленного квартала в центре города, было не больше, чем телеоператоров местных каналов, скучавших в ожидании спецпредставителя ФСБ. По заранее известному сценарию он, после нескольких часов вялой перестрелки, должен был выйти из-за кулис и чеканно сообщить, сколько убито боевиков (три), к чему кто из них причастен (к теракту в Каспийске) и нет ли среди них лидера дагестанского подполья Магомедали Вагабова (нет)…

– Про Вагабова, когда я учился в университете, ходили легенды – вспоминает Газиев. – Он мог на спор выпить трехлитровый баллон пива. Он был душой студенческого театра миниатюр, он любил женщин, и женщины любили его. Что должно было случиться, чтобы такой человек ушел в ислам и стал лидером подполья?

Говорят, Вагабов ушел в тот ислам, который одни называют радикальным, другие – истинным, третьи ваххабизмом, еще в середине 90-х. В то время многие из тех, чья юность выпала на излет атеистической эпохи, оказавшись в Саудовской Аравии, Иордании или Египте, обнаружили, что увиденный там ислам совсем не похож на то, что они привыкли считать исламом на родине. Эти прозрения органично вплетались в романтическую ткань открытий ранних 90-х, но религиозного диспута не получилось, как, впрочем, не получается его в таких случаях никогда.

"Нельзя брать из ислама только то, что нравится", – наставляет нас в элитном махачкалинском кафе молодой человек со светским юридическим и двумя исламскими образованиями. Он и его спутник, вполне интеллигентного вида человек средних лет, некогда авторитетная фигура в местном криминале, не бравируют своей связью с лесом, это данность, из которой в разговоре и приходится исходить. "Ислам надо принимать полностью". Это значит, что привычка жить по адату, то есть по традиции, а не по шариату, порочна, а с пороком надо бороться. В сложившейся традиции нормы ислама вполне комфортно сочетаются со светскими вольностями, чем традиция большинству и нравится. "Вы спрашиваете, что первично, адат или шариат, и тем самым выдаете в себе атеиста, – резюмировал "лесной" богослов. – У вас получается, что традиция была всегда, а потом кто-то пришел и написал Коран. Но мы-то знаем, что все было наоборот". И – очередной аят, который декларируется на арабском.

В Махачкале на заборах пишут и такое
Между тем "истинные" мусульмане, кажется, сами еще не до конца разобрались в своих планах. Государство, функционирующее по законам шариата, – это понятно. Но дальше начинаются разночтения. Расул, торгующий в центре Махачкалы холодильниками и кондиционерами, призывающий не смотреть на женщин с вожделением, честно признается, что с искушениями бороться непросто и ему самому. Он полагает, что в будущем государстве, построенном по законам чистого ислама, всем, кому эти законы не понравятся, надо позволить уехать, не платя ни копейки за вывозимое имущество. "Лесной" богослов называет таких людей провокаторами, но и сам, кажется, не уверен в существовании модели, по которой неистинное меньшинство будет уживаться с истинным большинством. Он вспоминает арабскую Испанию, которая была торжеством веротерпимости.

"Но, согласитесь, исламское государство в вашей модели сродни коммунизму или царствию небесному – это не вопрос одной-двух пятилеток…" Он снисходительно улыбается и снова что-то выразительно зачитывает наизусть на арабском…

Но, возможно, если бы дело ограничивалось лишь тем раздражением, которое естественным образом вызывали неофиты у тех, кто, ни в чем себе не отказывая, полагал себя добрыми мусульманами, все могло бы несколькими драками и обойтись. Накал Варфоломеевской ночи в планы оппонентов не входил. Но уже вовсю разыгрывалась чеченская драма, уже готовилось к назначению виновными мировое исламо-террористическое подполье. Тем более, что и сами борцы за веру, назвавшие себя салафитами, к своей борьбе были готовы с самого начала.

Абу-Муслим уверен в победе
– Что такое ислам? – экзаменует нас собеседник в кафе и ставит двойку: "Ислам – это покорность". Но в том-то, кажется, и лукавство, что это не просто покорность – это покорность Аллаху. И если он велит очистить ислам, надо быть готовым к покорности любой ценой. Нельзя принимать ислам фрагментами. У Абу-Муслима, торгующего на дербентском рынке джинсами, исчез брат, и на то, что он жив, никто уже особенно не надеется. Абу-Муслим готов к вопросу, почему он еще не ушел в лес. Его ответ "не все из нас в лесу" звучит, кажется, как "всему свое время". "Мы победим!" – сказал он, хотя я спросил его всего лишь о готовности к диалогу с официальной мечетью.


Идеалисты, мстители, бандиты


Однако никто не мешает Абу-Муслиму торговать джинсами, а Расулу в центре Махачкалы – кондиционерами. И наши непреклонные собеседники с хорошим знанием арабского не выказывают ни малейших признаков беспокойства за свою безопасность. Да и вообще по улицам дагестанских городов и сел в немалом количестве ходят мужчины и женщины, своим видом вполне способные вызвать подозрение в том, что ислам они принимают целиком. "Есть ситуации, в которых мусульманину позволено лгать, – объясняют нам. – В частности, когда признание религиозных взглядов может быть опасным". Но и лгать по этому поводу тоже никто не собирается. Хоть никто не удивится, если завтра за тем же Абу-Муслимом все-таки придут.

– За что забирают людей? – переспрашивает адвокат Сапият Магомедова. – Да за все, что угодно. Скажем, подвез таксист незнакомого человека. Откуда ему знать, что он из леса? Но к таксисту приходят, его забирают. Пытки душераздирающие. И когда вам говорят, что посадят на бутылку или на ваших глазах изнасилуют жену, вы подпишете все, что угодно – потому что они все это на самом деле делают.

Видео: Интервью адвоката Сапият Магомедовой

 
Интервью адвоката Сапият Магомедовойi
|| 0:00:00
X
18.06.2010 20:27
Эксклюзивное интервью адвоката из Хасавюрта Сапият Магомедовой Радио Свобода
Но Сапият занимается отнюдь не только теми, кто подозревается в связях с подпольем. Через две недели после нашего разговора ее жестоко избили в Хасавюртском ГУВД, когда она попыталась встретиться со своей подзащитной. Подзащитная никакого отношения к лесу не имела – она просто пыталась спастись от милиционера, который ее не только насиловал, но еще и вымогал деньги за то, что оставит это в секрете. "Выкиньте эту сучку!" – кричал начальник ГУВД людям в маске, избивавшим Сапият, а за две недели до этого она рассказывала про задержанную женщину, которую избивали в камере: "Причем били по женским частям тела, так, чтобы она не могла показать следы побоев адвокату-мужчине". Я тогда, еще чего-то не понимая, наивно спрашивал: "Почему милиционеры не боятся? Ведь есть родственники, есть тот же лес, в конце концов..." "А почему они должны бояться?" – спрашивала Сапият, не понимая, почему дагестанские милиционеры должны чем-то принципиально отличаться от своих общероссийских коллег.

В том-то и дело, что милиция в Дагестане обычная и ей, в общем-то, все равно, кому ломать кости и с кого брать деньги – с таксиста, подвезшего "лесного брата", или с Гусейна Мусалаева, которого оговорила жертва изнасилования. Обычная практика. Но дело происходит в Дагестане.

– Сколько осталось бы в лесу народу, если бы вдруг все ваши религиозные требования были удовлетворены? – спросил я у своего собеседника в махачкалинском кафе. "Около трети", – ответил он. Он не заметил случайного подвоха, улыбнулся и поправился: "То есть, нет, никого бы не осталось". Но его первая нечаянная искренность приблизила наше общее понимание к оценкам других наблюдателей: стойких борцов за построение исламского государства в лесу не более половины.

Подполье развивается уже по собственным законам, весьма далеким от шариатских. Идеалы леса оказываются близки обычному криминальному беспределу. В лес уходит Гусейн Мусалаев. В лес идут те, у кого остается в жизни одна радость – завалить мента. Идеалисты, мстители и бандиты переплавляются в одном котле, превратившись в воинство, которому, с одной стороны, уже нечего терять, а с другой – особенно и непонятно, за что воевать.

Остается только одно – конечно же, исламское государство.

Закон ваххабизма

– А бывает такое, что "лесу" кого-нибудь заказывают, чтоб не тратить время и патроны самому? – спросил я у Сапият Магомедовой.

– Конечно.

Лес стал органичной частью дагестанского ландшафта. Тем более размытого, чем меньше необходимости у "лесных" на самом деле сидеть в лесу. Куда удобнее жить дома. Да ведь и не в лес носят деньги те, кого "лесные" считают достаточно обеспеченными, чтобы удостоить отправленной флэшкой, на которой записывается высокопарное обращение с предложением поделиться во имя, конечно, Аллаха, и от таких предложений отказываться здесь не принято. "Ни один глава администрации не выживет, если не будет поддерживать конструктивного диалога с боевиками", – уверены разбирающиеся в вопросе люди. В Хасавюрте взорвали магазин, торгующий водкой. Что это было – послание на шариатскую тему или просто назидание тем, кто вовремя не расплатился? Или, в самом деле, и то, и другое?

"Мы просто хотим таких же прав, какие имеет официальная мечеть", – настаивает богослов. Он, конечно, имеет в виду право проповедовать. Но у официальной мечети сегодня, говорят, есть и другие проблемы: ее очень интересует вопрос о распределении долей в махачкалинском порту. И мечеть альтернативная об этом, конечно, тоже знает.

Тем временем богословский диспут в нашем махачкалинском кафе меняет тональность. "Да, – признают они, – в последнее время появились признаки того, что дагестанская власть готова пойти на диалог". И даже дает понять, что готова отменить закон о запрете ваххабизма, принятый еще в 1999 году. Только, говорят, Москва против. Пребывать в уверенности, что дело именно в ваххабизме, ей по-прежнему ничего не мешает.


В первой главе  спецпроекта "Кавказ особого назначения" был опубликован репортаж из Дагестана "Как научиться жить на войне"

Читайте далее:

Третья глава: Чечня. Фараон, сын муфтия.

Четвертая глава: Ингушетия. Полковнику никто не верит.

Пятая глава: Северная Осетия. Забытый форпост.

Шестая глава: Карачаево-Черкесия. Искусство играть в карту.

Седьмая глава: Передний край в глубоком тылу.

Ищем ответ на вопросы: "Зачем России Северный Кавказ? Зачем Северному Кавказу Россия?"

 

Чтобы задать вопрос или оставить комментарий не забудьте войти на сайт.  
Комментировать материал без премодерации можно на нашей странице в Facebook


ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ
Форум закрыт, но Вы можете продолжить обсуждение на Facebook-странице Радио Свобода
 
Показать комментарии  
Страница комментариев из 4
пишет : Sonner Откуда: Питер
01.09.2010 19:45
Ебтыть...Слухайте,товарищи-камрады-геноссе....Что за ересь?Марьям,история с украдеными людьми средь бела дня-ересь полнейшая.На самом деле так работают ребята из различных спец.служб.Чтоб тихо,и без стрельбы.Подтвержаю фактом-у меня в Питере так барыгу одного брали-прямо у меня во дворе.Люди в масках,закинули в машинку-и алга.ВЫСТАВИТЬ кого-то преступником очень сложно.И толку от этого будет 0.Намного проще вынести какого-нибудь ублюдка из его дома,после отработки по нему БТРом.И не надо рассказывать,что входе таких операций-ублюдки эти не отстреливаются.Сказки,про белого бычка.
Теперь по-корану.Коран я читал.В трех различных переводах.Книжка крайне интересная.Ничего плохого в ней не нашел.НО!,как и в Христианстве,в Исламе существуют секты,такие ,как секты вахаббистов (салафитов).И это Оченно нехорошая секта,равно как и христианские (самая безопасная из которых,нене существующая секта "Свидетелей Иеговы",которая просто обкрадывает своих прихожан).
Далее по тексту самой статьи.В статье написано ,что в Махе или Буйнакске ублюдков (бандитов) называют "лесные братья"
Полная чушь-я много раз был в Дагестане,и много общался с людьми (ОБЫЧНЫМИ СРЕДНИМИ ЛЮДЬМИ) по этому вопросу.Уродов вахаббитов никто не любит.Ублюдков,что по лесу шатаются,и людей похищает никто не любит.НАЗЫВАЮТ ИХ УБЛЮДКАМИ.И варианты,типа Кавказ надо исключить из состава России...ну ребят...:)Ну вы что?:)КТОЖ КАВКАЗ ОТДАСТ ТО?
Максимум что можно там устроить,это заслать туда кучку арабов в Чечню,и в Дагестан,и на время раскачать ситуацию,а потом начать "ВСЕЙ ПРОГРЕССИВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ" орать,что Геноцид.Что и было сделано,что и продолжается сейчас.
Теперь выводы за вами,господа присяжные засидатели.Комы это выгодно?Вот вопрос,который собственно и стоит перед нами:)
Медвепуту?Нет...нифига.Один шлак им от этого.

пишет : 11 Откуда: оттудава
01.09.2010 18:33
по меньше надо писать о кавказе.ато анализируем,анализируем и лет через 10 все темы исчерпаем)))))

пишет : Андрей Откуда: Москва
01.09.2010 15:52
По народным понятиям, Россия немыслима без Царя; „Без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится”; „Нельзя земле без Царя стоять”; „Нельзя быть земле русской без государя”; „Без Царя — земля вдова”; „Государь — батько, земля — матка”. Если крестьянин хочет сказать, что в том или другом государстве происходит неурядица, он говорит: „У них ни Царя, ни закона”. Где нет Царя, там, по народному воззрению, не может быть и закона, т. е. порядка. Где нет Царя, там не может быть ничего разумнаго. Отсюда иносказательное употребление слова Царь в пословицах: „У всякаго свой царь в голове” и „Свой ум — царь в голове”. О глупых людях народ говорит, что у них „нет царя в голове”. Народ не допускает, чтобы государство могло обойтись без Царя, ибо „Без пастуха овцы — не стадо”. „Где хан (царь), тут и орда” (народ), говорит одна пословица. „Каков хан (царь), такова и орда” (народ), прибавляет другая (Даль, I, 291).
В ответ

пишет : Марьям Откуда: Дагестан
01.09.2010 16:47
Андрей, если говорить о Дагестане, до прихода "цивилизации" с российской армией в горы у большинства дагестанцев были вольные общества/джамааты/, с всенародно избранным "председателем", которого народ мог легко уволить. Все вопросы решались сообща. Не это ли пример, пусть "средневековой" демократии?

пишет : мурад Откуда: махачкала
01.09.2010 14:14
тех кто режет головы не надо подразделять на мусульман и немусульман вспомните тех же скинов убивших на ролике таджика и отрезавших голову дагестанцу еше и поиздевались после над трупом в ответ с ними также и поступили

пишет : мурад Откуда: махачкала
01.09.2010 13:41
вот тут кто-то сказал дагестан только и делает что вымогает деньги у москвы под разные проекты а куда смотрит москва когда деньги распределяются не по назначению значит ей это выгодно

пишет : Сергей Откуда: Уфа
01.09.2010 12:15
Последняя фраза о том, что не распространилась идеология за пределы Кавказа - это полная ложь и говорит только о не компетентности "специалиста". У нас в Башкирии (Это Урал, от Кавказа почти 2500 км.) активнейшим образом действуют ваххабитские миссионеры. Мало того, что они затягивают в свои ряды не образованных (или просто не далёких) жителей башкирских деревень, так уже пошло активное проникновение в города. Вот пример, мой товарищ, сам он по национальности чувашин, перешёл в ислам и активно пропагандирует его среди всех знакомых говоря о шариате и даже о том, что русские насильно перекрестили многие этносы, такие как чуваши или мордва, а до этого все они были мусульманами... И он в это верит... И с этим уже ничего не поделаешь... По информации МВД на территории действую лагеря подготовки НВФ... И социальные аспекты здесь совершенно не причём.
В ответ

пишет : Мурад Откуда: Дагестан
01.09.2010 14:46
Говоря о росте популярности салафия, на мой взгляд, необходимо иметь ввиду два объективных фактора.
Так называемый "традиционный" ислам в России, зачастую сильно отходящий от канонов ислама, дискредитировал себя присущим ему комформизмом. В отличие от него салафия демонстрирует приверженность каноническому пониманию (в основном, за исключением некоторых отступлений) ислама даже под сильнейшим административным нажимом. Этим она привлекательна для многих, особенно для молодёжи ввиду характерного ей максимализма.
Другим фактором является рост недоверия населения к власти и отсутствие законодательных гарантий оппозиционной деятельности. Подсознательно народ выбирает сильных. Постоянно избиваемая властями оппозиция не может вызывать у него симпатии. А вот люди, отстаивающие свои принципы с оружием, предлагающие простые рецепты обуздания коррупции и всеобщего беспредела в России, вызывают внутренее восхищение и симпатию. Чем дольше в России будет сохранятся режим, попирающий естесственные права и свободы людей, тем больше будет прибывать в рядах этих сочувствующих и содействующих. Причём со временем доля этнических русских среди них будет только расти.

пишет : Марат Откуда: Дагестан
31.08.2010 13:21
Хватит кормить Дагестан Исламом. Езжайте в Саудею и там балдейте от своей псевдопричасности к чему то особому и избранному. Ислам самая агрессивная религия. Не мусульмане террористу - я согласен, но ВСЕ ТЕРРОРИСТЫ МУСУЛЬМАНЕ!!!!!!!!!!

пишет : Марат Откуда: Дагестан
31.08.2010 13:17
Всё у нас в Дагестане было отлично, пока не появились придурки со ссвоим Исламом. Ислам религия пустынных арабов. Адаты вот истина для горца.
В ответ

пишет : Мурад Откуда: Дагестан
01.09.2010 14:54
Уважаемый, Марат! То, что Вы безбожник, это Ваше личное дело и за это только Вы в ответе перед Всевышним. Но кто Вам дал право обобщать и говорить за всех дагестанцев? И где эти твои горские адаты, когда вокруг творится такой беспредел?! Если такой умный, попробуй в Дагестане публично высказать эту свою мысль. Уверен, ты сразу поймешь какая религия у нашего народа. Но ты этого не сделаешь, так зачем здесь пустословишь?

пишет : Балк Откуда: Москва
30.08.2010 18:58

пишет : Марьям Откуда: Дагестан
05.08.2010 13:04.Ваше сообщение о ваххабизме,походе Басаева и Хатаба на Дагестан меня поразило.Допустим Басаев агент влияния Кремля,а Путину и Степашину нужен был выигрыш в выборах,все это может подтвердит Б.Березовский.Вопрос:что делали в этой схеме Хатаб и тысячи боевиков разных кровей на территории Дагестана?Вы отрицаете,что ваххабизм/родом из Саудовской Аравии/ это цемент в рядах боевиков.Значит жить по законам шариата в светском государстве РФ по вашему благо?!Я уважаю обычаи,нравы и религию/кроме тотал. сект/ разных народов.Не надо кивать на Москву\здесь тоже не пушистые кролики/,не пора ли вам разобраться со своими князьками беками?!Они же вас давят,а многие из ваших же кланов и родов!
В ответ

пишет : Мурад Откуда: Дагестан
01.09.2010 07:29
Уважаемый, Балк! Вы, наверно, невнимательно читали сам репортаж. В нём достаточно объективно представлена структура "лесных братьев". И не надо всех их ассоциировать с добропорядочными мусульманами. Таким же макаром всех русских можно называть скинхедами. Полностью солидарен с мнением, что проблему в Дагестане создал сам Кремль "собственными руками". Впрочем, он создаёт проблемы не только дагестанскому, но и другим российском народам, в том числе титульному.
В ответ

пишет : Марьям Откуда: Дагестан
31.08.2010 16:45
Уважаю Ваше мнение, но один и тот же предмет под разным ракурсом выглядит иначе. В рядах т.н. религиозных экстремистов процент идейных очень низок и то замороченных, это чистый криминал, а кто их поддерживает и в чём их интересы разбираться соответствующим органам/при желании/.
Я против, когда под видом борьбы с религиозным экстремизмом пропадают молодые ребята, расстреливают средь бела дня в центре города, не стесняясь при очевидцах к убитым подбрасывают оружие и перекладывают трупы/посмотрите "Черновик"-их ещё не успели "задушить"/.
Меня это волнует, потому что недовольство сложившейся ситуацией могут питать, теперь уже и родственники невинно убитых
Поход на Дагестан /см. компромат.ру-"Предвыборный поход на Дагестан"/был необходим некоторым силам в Кремле.
Что же касается понятия ваххабизма/салафия/, он извращён "докторами околоисламских наук", трактующих всё на свое усмотрение.
PS. Балк, я ни одеждой, ни стилем жизни не отличаюсь от любой светской женщины, за исключением острого чувства справедливости. На шариате не настаиваю, хотя, как гражданское право одобряю-подкупает незыблемость написанного. Вы меня не так поняли или я нескладно написала.

пишет : Александр Откуда: Нижний Тагил
30.08.2010 17:26
Я в детстве несколько раз был в Дагестане - в Махачкале, на Каспийском море. Впечатления, естественно, самые волшебные. Как жаль, что теперь этот край безвозвратно потерян и превращается в оплот зла.
Страница комментариев из 4
О чем говорят в сети

О чем говорят в сети
О чем говорят в сети