Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о суде над организаторами взрыва в минском метро


Обвиняемые во взрыве в минском метро Коновалов и Ковалев предстали перед судом
Обвиняемые во взрыве в минском метро Коновалов и Ковалев предстали перед судом

В "Гранях времени": политолог Кирилл Коктыш и журналист Павел Шеремет.

В Белоруссии в четверг, 15 сентября, начался судебный процесс по делу о взрыве в минском метро 11 апреля. Тогда в результате теракта на станции "Октябрьская" погибли 15 человек, пострадали около двухсот. В совершении теракта обвиняются граждане Белоруссии -25-летние Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев.


Владимир Кара-Мурза: В Минске проходит судебный процесс по делу о теракте, который был совершен в апреле в городском метро. Обвиняемый Дмитрий Коновалов признал свою вину в совершении преступления. Напомним, в результате теракта на станции минского метро "Октябрьская" 11 человек погибли на месте, 4 позже скончались в больнице. Всего потерпевшими признано 523 человека.
Подсудимый признался и во взрыве 4 июля 2008 года, а также в незаконных действиях со взрывчаткой. Второй фигурант данного дела - Владислав Ковалев - также частично признал свою вину. Максимальное наказание по ч.3 ст.289 (терроризм) УК Белоруссии предусматривает высшую меру наказания - смертную казнь через расстрел.
Накануне белорусский рубль за день обесценился на 60%, согласно последним данным Нацбанка Белоруссии его рыночный курс теперь составляет 8,5 тысяч за доллар вместо прежних 5 тысяч.
Эксперты, выражают опасения по поводу неизбежного в этой ситуации роста инфляции и ухудшения положения простых граждан страны.
Официально белорусы по уровню доходов оказались отброшенными на десятилетие назад. Средняя зарплата, которую к президентским выборам власти подняли до 500 долларов в эквиваленте, теперь составляет всего лишь 200, а пенсия даже не дотягивает до 100.
Отвлечет ли внимание белорусов от финансового краха суд над организаторами взрыва в метро, мы сегодня беседуем с Кириллом Коктышем, кандидатом политических наук, доцентом кафедры политической теории МГИМО, Павлом Шереметом, российским тележурналистом, создателем сайта "Белорусский партизан" и реактором отдела "Общество" журнала "Огонек". Насколько убедительно выглядит официальная версия, предъявленная обвиняемым во взрыве в городском метро?


Павел Шеремет: Пока официальная версия совсем не выглядит
Пока у большинства людей только вопросы к спецслужбам, вопросы к белорусским властям, на которые ответа мы не получали

убедительной. Пока у большинства людей только вопросы к спецслужбам, вопросы к белорусским властям, на которые ответа мы не получали. Напомню, белорусский президент объявил о раскрытии теракта буквально через сутки, чуть больше чем сутки после взрыва. Еще буквально через сутки были названы основные террористы. При этом после этого обществу не было предъявлено ни одного доказательства их вины, ни фрагментов показаний, ни фотографий какой-нибудь лаборатории, где эту бомбу собирали, ни доказательства того, из чего состояла эта бомба и так далее. Пока у нас только вопросы, а ответов у нас на эти вопросы нет.

Владимир Кара-Мурза: Как вам кажется, убедительно ли выглядит официальная версия происшествия?

Кирилл Коктыш: Честно говоря, нет. Я соглашусь с Павлом, здесь не было предъявлено никаких доказательств, то есть по сути кроме признания самих обвиняемых, а это не является все-таки достаточным
Злодей оказался простым рабочим, которого просто не рассмотрели, оно немножко противоречит законам жанра. Честно говоря, это контпродуктивно

доказательством, ничего другого не было сгенерировано. Более того, достаточно странно звучит сама версия. То есть террорист, который всю жизнь был нормальным слесарем, который вводил в заблуждение органы правопорядка, как выясняется, в течение 7 лет, совершил два теракта перед этим и благополучно скрывался от спецслужб, и в этом случае злодей оказался простым рабочим, которого просто не рассмотрели, оно немножко противоречит законам жанра. Честно говоря, это контпродуктивно. Поэтому будем смотреть, конечно, на судебный процесс, но пока это не звучит совершенно убедительно.

Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, случайно ли совпадение по времени этих двух медийных событий – обвала республиканской валюты и открытие громкого судебного процесса?

Павел Шеремет: Я убежден, что это неслучайное совпадение, все срежиссировано властями. Точно так же, как и теракт. Я напомню, что теракт произошел буквально за сутки до того, как в Брюсселе руководители европейских государств должны были обсуждать экономические санкции против Белоруссии. И ситуация была настолько напряжена в тот момент, что вероятность принятия каких-то серьезных санкций была очень высока. После того, как случился взрыв, естественно, все страны выразили соболезнование белорусскому народу, жертвам. Естественно, тема санкций даже не поднималась, и вообще совещание по Белоруссии было перенесено. Сейчас 14 сентября произошел очередной обвал белорусского рубля, и общество просто в шоке из-за того, что происходит. Напомню вам, что буквально с апреля месяца белорусский рубль фактически обесценился в три раза. Это последнее падение на 60% было, а вообще меньше, чем за полгода, белорусский рубль обесценился в три раза. И вот на следующий день вдруг проходит суд.
Но это связано не столько даже с девальвацией белорусского рубля, сколько это связано с выделением денег, кредита со стороны Международного валютного фонда. Вчера, тоже, кстати, связанное с этим событие, была освобождена еще одна группа политзаключенных, 11 человек неожиданно вышли на свободу. Это уже третье массовое освобождение политзаключенных. И в октябре МВФ должен принять окончательное решение по выделению кредита Белоруссии. И поэтому власти демонстрируют разного рода такие спецоперации: освобождают политзаключенных, неожиданно начали суд над террористами и демонстрируют, что у них новая экономическая политика, они освобождают белорусский рубль и так далее. Напомню вам, что буквально три недели назад председатель Верховного суда заявил, что не надо ждать скорого суда над террористами, что мы только что получили 550 томов уголовного дела и нам потребуется несколько месяцев. Нам потребуется много времени для изучения всех этих материалов и для подготовки к суду. Суд над террористами – дело для Белоруссии необычное. Поэтому все понимали, что, наверное, это займет какое-то время. И вдруг неожиданно, буквально 10 дней назад объявляют, что суд начнется в середине сентября, суд будет открытый, чтобы все увидели страдания белорусского народа. Я думаю, что это связано с тем, что надо продемонстрировать европейскому сообществу, что Беларусь жертва теракта, что людям так плохо живется и поэтому нужно им помочь.

Владимир Кара-Мурза: Согласны ли вы с Павлом, что этот процесс во многом рассчитан на внешний эффект?

Кирилл Коктыш: Дело в том, что Белоруссии любое событие имеет в первую очередь пиарную логику. Впрочем, это не только в Белоруссии – это особенность нашей современности. Но, безусловно, и белорусский президент, по первому образованию он все-таки замполит, и пиар-кампании всегда учитывает. Тем более, что не обвал ваучера произошел, вчера просто официальный курс сравнялся с черным курсом. Потому что реально даже цены в государственных магазинах выставлялись по курсу 8-8,5 тысяч, 9 тысяч белорусских рублей за доллар, при том, что официальный курс в обменниках был на уровне 5,500. То есть в этом плане наконец ликвидировались те ножницы, которые позволяли кому-то получать наживу, но одновременно весь малый бизнес оказался в состоянии катастрофы. Потому что сегодня любой импорт стал фактически недосягаем для абсолютного большинства белорусов. То есть все завозное, все, что привозилось, а в Белоруссии производится совсем не так много продукции, все завозное стало сегодня для белорусов запредельной роскошью. Это новая проблема. Потеряли работу огромное количество челноков, которые завозили эту продукцию, потому что это был способ выживания мелкого предпринимательства. Вопрос, что будет с ними. Тут громадное количество вопросов. Причем вопросов достаточно драматичных, на которые сегодня, боюсь, ни у кого в принципе нет ответа. Народ не готов жить на том уровне бедности, который сегодня сулит им белорусская власть.

Владимир Кара-Мурза: Станислав Богданкевич, экс-глава Национального банка Белоруссии, почетный председатель Объединенной гражданской партии, уверен, что валютный кризис заслонил эффект от терактов.

Станислав Богданкевич: Это параллельные события, взрывы уже начали забываться в обществе, все-таки полгода, как будто бы все ясно было на второй день. Полгода шло ожидание суда. Результат его в обществе известен. Поэтому валюта связана с другими вещами, связана с обнищанием населения, с ростом цен. Мясо свинины килограмм сто тысяч уже стоит, говядина 110 тысяч. Невиданные для Белоруссии цены, полки пустеют и так далее. Поэтому это разные вещи. Но и валютный курс как будто бы более-менее соответствует ожиданиям рынка.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG