26 октября 2014

Главные разделы

От Третьего Рима к "третьему миру"

Обложка книги Эдит Клюс "Russia on the Edge" ("Россия на периферии?") Обложка книги Эдит Клюс "Russia on the Edge" ("Россия на периферии?")
x
Обложка книги Эдит Клюс "Russia on the Edge" ("Россия на периферии?")
Обложка книги Эдит Клюс "Russia on the Edge" ("Россия на периферии?")

Мультимедиа

Звук
В США издательство Корнелльского университета выпустило книгу Эдит Клюс "Russia on the Edge" ("Россия на периферии") с подзаголовком "Воображаемая география и постсоветская самобытность". Автор исследования пишет, что после краха советской идеологии, основанной на вере в исторический прогресс, россияне стали искать новую, и пока сконцентрировались на геополитике.
 
Американские эксперты пишут, что Эдит Клюс интересует, почему вопрос о границах России вызывает столь острые дебаты внутри страны. Спорят не столько о том, что такое Россия, сколько о том, какое место она занимает на географической карте. От этого зависит восприятие россиянами самих себя. Одновременно книга "Россия на периферии?" названа новой страницей в изучении таких явлений как национализм и национальная самобытность.
 
Российская интеллигенция всегда тяготела к западным традициям, но Московия основывалась на некоторых принципах политического устройства и военного порядка Монгольской империи
Автор исследования – доктор философских наук, профессор факультета славянских языков и литературы Канзасского университета в Лоуренсе, возглавляет Центр российских, восточноевропейских и евразийских исследований. "Russia on the Edge" – ее пятая книга, посвященная России.
 
– Как-то Збигнев Бжезинский сказал, что, по его мнению, Россия не только ногами, но и головой в Азии. Вы согласны с этим?
 
– Да, согласна. Российская интеллигенция всегда тяготела к западным традициям, но Московия основывалась на некоторых принципах политического устройства и военного порядка Монгольской империи. Особенно интересно возрождение евразийского направления в политической мысли. Это очень хорошо показано в фильме Сергея Бодрова-старшего "Монгол", о Чингисхане, где евразийский союз славянских, тюркских и иранских народов противопоставляется романо-германским народам. 
 
– Чьи идеи, на ваш взгляд, главенствуют сегодня в российской философии, культурологии, литературе и искусстве – западников или славянофилов?
 
– Я бы сказала, что это ужасная смесь славянофильства и западничества. В моей книге есть глава о новом западнике – русском философе Михаиле Рыклине. Можно также вспомнить физика и переводчика Сергея Хоружего а в политике – Ирину Хакамаду. Все это западники. Им противопоставляется  смесь православного традиционализма, радикального неофашистского национализма философа Александра Дугина, писателя Александра Проханова и некоторых других.
 
– В качестве подзаголовка к своей книге вы используете фразу "воображаемая география". Что это значит?
 
Пока же нет ясного правопорядка, пока российское общество управляется новой плутократией и мракобесным национализмом, в духовном смысле оно остается пустым местом
– Воображаемая география последних 20-ти лет передает страстное желание вернуть империю. Это с одной стороны. С другой – это выражение неуверенности в себе и боязни, что без империи Россия не сможет состояться, станет периферией богатого мира. В  процессе работы над этой книгой я заметила, что в России изменяется геополитическое восприятие. В Советском Союзе речь шла о направлении Восток – Запад, после его распада появилось новое противопоставление: Север и Юг. Далее появилось выражение "банановая республика". Вдруг Россия стала "банановой республикой". Вроде была Третьим Римом, а перешла в "третий мир". Россияне боятся стать колонией зажиточных западных стран. В данном случае в  постсоветском сознании огромную роль играют границы.
 
– Как вы оцениваете нынешнюю российскую ситуацию: страна на распутье? В ней – затишье после бури или затишье перед бурей?
 
– Многие из лучших и самых умных, на мой взгляд, российских голосов в поддержку человеческих и гражданских прав, права на открытое общество, затихли. А некоторые, как журналистка Анна Политковская или поэтесса Анна Альчук, замолчали навсегда. Хотя, очевидно, их заставили замолчать. Ростки нового, открытого, безбоязненного общественного самосознания были подавлены. А потому я считаю, что это затишье после бури. При этом в России всегда будет новая буря. Пока же нет ясного правопорядка, пока российское общество управляется новой плутократией и мракобесным национализмом, в духовном смысле оно остается пустым местом. Но Россия участвует и в более обширном, общемировом кризисе самосознания. Мы все живем, в каком-то смысле, в пустом месте. Мы это тоже переживаем тут, в США, в нашей политической жизни.

Метки: россия



Уважаемые посетители форума РС, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Все учетные записи на сайте Радио Свобода закрыты.

Форум закрыт, но Вы можете продолжить обсуждение на Facebook-странице Радио Свобода
 
Показать комментарии  
Комментарии
     
пишет : Muslim Tatarstan Откуда: Qazan
10.10.2011 22:37
"Россияне боятся стать колонией зажиточных западных стран."
- Совершенно напрасные страхи, если вспомнить, что Германия, Япония, Ю.Корея модернизировались и стали экономически успешными современными демократиями не в последнюю очередь благодаря американской оккупации и финансовой помощи. Тщетные усилия России модернизироваться на протяжении многих десятилетий побуждают задуматься о необходимости для неё внешнего управления в обозримом будущем. Такое уже бывало в русской истории, когда пришлось обратиться к варягам за помощью в управлении: "Земля наша обильна, да порядка вней нет".
В ответ

пишет : оленька Откуда: таруса
21.10.2011 20:18
"Порядок", дорогой Muslim, происходит от латинского слова ordo, ordinis ("строй", "порядок", даже иногда "красота"). По-немецки Ordnung ("порядок") и т. д. Наше слово "ординарный" (т. е. обычный, тривиальный) - тоже из этого ряда однокоренных слов иностранного происхождения. Так вот, понятие "порядок", возможно, вовсе не свойственно для русского языка (и менталитета) и, скорее всего, это слово (как и понятие) заимствованы извне. Интересно, а каково происхождение термина "порядок" в татарском языке? И есть ли в татарском языке слово, передающее понятие "порядок"? И какой смысл вкладывается в татарское понятие "порядок" (думаю, религиозный, а не светский, т. е. актуальный, политический или экономический).


О чем говорят в сети
О чем говорят в сети