Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о смертной казни в Белоруссии


Владислав Ковалев на оглашении приговора в Верховном суде Белоруссии
Владислав Ковалев на оглашении приговора в Верховном суде Белоруссии
В четверг, 1 декабря, в Белоруссии мать Владислава Ковалева, приговоренного к смертной казни по делу о теракте в минском метро в апреле этого года, передала в приемную президента прошение о помиловании сына. Верховный суд Белоруссии в среду приговорил Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева к высшей мере наказания. Первый признан виновным в осуществлении взрыва, в результате которого погибли 15 человек, - второй назван его пособником. Белорусские правозащитники не считают вину осужденных доказанной и требуют дополнительного расследования.


Владимир Кара-Мурза: Организация "Международная амнистия" осуждает смертный приговор, вынесенный в Белоруссии, обвиняемым в терроризме Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалёву.
По мнению "Международной амнистии", суд по делу Коновалова и Ковалёва "не соответствовал международным стандартам справедливого судебного разбирательства". Организация напоминает о том, что Коновалов и были задержаны 12 апреля - на следующий день после теракта в минском метрополитене. "В нарушение их права на презумпцию невиновности, на утро 13 апреля президент Александр Лукашенко заявил, что двое мужчин, которые были задержаны, признались в нападении, а также в организации предыдущих взрывов в Белоруссии. На самом деле, Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев в тот же день еще не были допрошены".
Приговор обоим обвиняемым окончательный и обжалованию не подлежит. Мать Владислава Ковалева, приговоренного в среду Верховным судом Белоруссии к расстрелу, подала президенту Лукашенко прошение о помиловании.
Власти Белоруссии отказались от комментариев по поводу заявления Совета Европы, в котором осуждается вынесение смертного приговора Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву.
Отмена смертной казни, является обязательным условием для возвращения статуса специального приглашенного для Белоруссии в Парламентской ассамблее Совета Европы.
О том, поможет ли устоять белорусскому режиму применение смертной казни к осужденным по делу о взрыве в метро, мы сегодня беседуем с политиками Валерием Буйволом, активистом Консервативно-христианской партии Белорусского народного фронта, Станиславом Шушкевичем, бывшим председателем Верховного совета Белоруссии и Юрием Шевцовым, политологом, директором минского Центра по проблемам европейской интеграции. Как воспринимает думающая часть белорусского общества вынесенный и сенсационный, можно сказать, смертный приговор?

Станислав Шушкевич: Вы знаете, те, с кем я беседовал, с кем я говорил сегодня и вчера, они абсолютно убеждены в том, что этот приговор – это очередная операция спецслужб найти виноватых в тех террористических актах, которые имели место в Минске, заявить, что все выяснено, все расследовано и вынесен справедливый судебный приговор. Вы знаете, прочитав заключительную речь адвоката защиты, я абсолютно убежден, что это звенья той же цепи, в которой исчезли наши виднейшие политики Гончар, Захаренко. Это звенья той же цепи, в которой фальсифицируются выборы. Это демонстрация алчности, кровожадности нашего режима. Расстрел этих людей – это спрятать концы в воду по поводу тех кровавых событий, которые имели место в Белоруссии.

Владимир Кара-Мурза: К каким последствиям может привести, по-вашему, применение смертного приговора к осужденным?

Валерий Буйвол: Последствия могут быть самые драматичные. Во-первых, погибнут невиновные люди. Абсолютное большинство в Белоруссии сейчас обсуждают этот вопрос повсюду – в трудовых коллективах, в семьях, повсюду в публичной жизни. Абсолютное большинство людей уверены, что эти двое молодых людей, молодых рабочий невиновны, что все организовано режимом и спецслужбами режима – такие мнения высказываются. Сегодня есть для этого достаточно прочная аргументация. Люди помнят и многие видели то, что происходило в ближайшие к теракту часы вокруг этого места, вокруг этой станции метро. Это отдельный разговор. Режим демонстрирует свою античеловечность не впервые. И в связи с этим нужно сказать, что режиму не впервой уничтожать людей. С 94 года население Белоруссии уменьшилось на 800 тысяч человек – такая просто статистика войны, существования лукашизма на нашей земле.

Владимир Кара-Мурза: Каков, по-вашему, мог бы быть резонанс смертной казни, которую давно не видела Европа, в случае применения смертного приговора?

Юрий Шевцов: Я думаю, ничего не будет. Если бы это дело этих двух людей было бы очень значимым в Белоруссии, то тогда были бы массовые акции, протестные или более жесткие, чем протестные. Но этого не произошло. И сейчас после вынесения приговора тоже мы не видим, чтобы вопрос об этом деле был каким-то слишком значимым для белорусского общества, его массовой части. Естественно, что оппозиция и люди оппозиционных взглядов, они критично воспримут и восприняли, как мы видим, этот приговор. Но я не думаю, что эта проблема может выйти за проблемы оппозиционного круга.

Владимир Кара-Мурза: Павел Шеремет, российский тележурналист, редактор отдела "Общество" журнала "Огонек", создатель сайта "Белорусский партизан", разделяет подозрения части белорусского общества, не доверяющего следствию.

Павел Шеремет: Поскольку следствие по теракту вызывало очень много вопросов, суд тоже был фактически закрытый, у общества нет ощущения, что наказаны истинные виновники преступления. Более того, такой немотивированно жестокий приговор только усиливает подозрения, что к теракту могли быть причастны не эти люди, а спецслужбы. Поэтому такое наказание не усилит популярность Лукашенко. Жестокие наказания срабатывают только в том случае, если ни у кого из людей не вызывает сомнения вина наказуемого, а если эта вина не доказана, то этот жестокий приговор вызывает ощущение, что власти пытаются только скрыть истинных заказчиков и исполнителей теракта.



Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG