Ссылки для упрощенного доступа

Грош цена


Путин знает немецкий язык, но знает ли он историю Германии и её общественной мысли? Вопрос имеет отношение к его антиамериканизму. Считают, что это наигрыш для той части населения, которая остаётся советской. Будь его неприязнь к янки серьёзной, он, мол, не стал бы ни хранить в их долларах российские деньги, ни оказывать им всяческое содействие в очень важных для них делах. С таким же правом можно сказать, что в этом случае он просто наступает на горло собственной песне. Однако, дело не в нём, а в России.

К Первой мировой войне Германия шла, воодушевлённая поистине религиозной ненавистью к Англии и ко всему английскому, включая такой продукт Альбиона как США. Немецкий народ в этом духе воспитывала не мелкота вроде той, что толкала речи на Поклонной, а виднейшие люди культуры, мировые величины. На стяге, под которым они повели немцев в объятия Гитлера, были слова не кого-нибудь Дугина, а Ницше: "Keine amerikanische Zukunft!". Дословно: "Никакого американского будущего!", а по смыслу – "Не допустим обуржуазивания Европы!". Американизм представлялся сгустком худшего, что было в Англии: духа торгашества. Англичане и америкашки поклоняются золотому тельцу, а мы, немцы, - сплошной героизм и духовность. Ницше и его образованные читатели, конечно, знали, почему именно Англия раньше других окунулась в мировую торговлю и совершила промышленную революцию: островное положение великой нации. Но им очень уж нравилось считать, что англичанин и американец, а с ними и все прочие – уроды по природе. "Мы — Божий народ. Как немецкая птица – орел летает выше всякой твари земной, так и немец вправе чувствовать себя превыше всех окружающих его народов и взирать на них с безграничной высоты" (Зомбарт).

Уже шла Вторая мировая война, каждый советский подросток знал, что гитлеровская Германия вот-вот нападёт на СССР, а кремлёвская пропаганда выставляла источником всех бед мировую плутократию, то есть, опять же, Англию и Америку. Прекратить войну сталинизм требовал не от Германии, а от Англии, сурово обещая в противном случае стать плечом к плечу с Германией для отпора зарвавшемуся жёлтому дьяволу. Не фашизм, а заморское и заокеанское золото советский народ должен был считать главной угрозой всему живому на Земле. Когда это золото пришло на помощь Советскому Союзу, уроки ненависти к нему прекратились, вчерашних плутократов стали называть союзниками и товарищами по оружию, но после общей победы над Гитлером снова принялись крутить довоенную шарманку. Газета "Правда" переписывала свои довоенные статьи, только заменяя слово "плутократия" "империалистическими кругами".

Если Путин не оригинален в своём антиамериканизме, то насколько оригинальными могут быть последствия этого увлечения? К счастью, антиамериканизм антиамериканизму рознь. Антиамериканизм Гитлера восходит к Ницше, антиамериканизм Сталина – к Марксу. Общий знаменатель – антикапитализм. Путин же, надо признать, не подходит под этот знаменатель. Ни социалистические, ни, тем более, декадентские пошлости, порождённые неприятием буржуазной действительности, на него не действуют. Его антиамериканизм насквозь конъюнктурно-политический, и, даже если подхалимы назовут его геополитическим, в нём не появится ни одной ноты против товарно-денежных отношений и мещанских радостей жизни. В этом "изме" нет вероучения. В глазах его исповедников Штаты есть просто сила, которой для полного счастья не хватает такой подчиненной, как Россия. Это не идеология, а фобия – смесь страха, зависти и мнительности. Они, разумеется, жертвы пропаганды, но она, спасибо ей, не навязывает стране выбор невозможной жизни, не зовёт её к строительству рая на земле - она лишь пытается объединить людей известным болезненным чувством. Поэтому осмелимся сказать, что нынешнему российскому антиамериканизму грош цена в базарный день, то есть, не больше, чем антиамериканизму, к примеру, тех французов, которые никак не могут простить американцам, что Франция не могла без них избавиться от гитлеровской оккупации.
XS
SM
MD
LG