Ссылки для упрощенного доступа

Церковь между властью и обществом: Великобритания


Архиепископ Кентерберийский Роуэн Вильямс приветствует папу Бенедикта XVI в Лондоне (сентябрь 2010 года)
Архиепископ Кентерберийский Роуэн Вильямс приветствует папу Бенедикта XVI в Лондоне (сентябрь 2010 года)
Несколько громких скандалов последнего времени вокруг Русской православной церкви заставили говорить об отношениях этой религиозной организации с российскими властью и обществом.

Преследование панк-группы Pussy Riot, устроившей громкую акцию в храме Христа Спасителя в Москве, судебное разбирательство из-за квартиры, соседней с квартирой патриарха Кирилла, полемика вокруг роскошных часов главы РПЦ, тяжба из-за недвижимости между церковью и детской больницей и другие подобные истории – все это ставит вопросы: насколько близкими могут быть отношения церковных иерархов с руководителями государства, допустимо ли для священнослужителя жить в роскоши.

Радио Свобода решило сравнить положение РПЦ в России с положением крупнейших религиозных организаций в других странах. Сегодня в цикле "Церковь между властью и обществом" – разговор о роли в Великобритании Англиканской церкви, формальным главой которой является британский монарх. О ее прошлом и о ее нынешних проблемах рассуждает эксперт по британской истории, международный обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин:

– Напомню слушателям, что в начале XVI века в Англии произошла реформация. Но она произошла не так, как она происходила в Германии, когда реформация проходила снизу. Английская реформация носила верхушечный характер. Это была реформация или полуреформация, которая проводилась государством, а именно королем Генрихом VIII. И вот эта реформация имела три цели – политическая (поставить церковь под управление государством), экономическая (Католическая церковь была просто ограблена, лишена своих владений) и месть Католической церкви за отказ тогдашнего папы утвердить очередной развод любвеобильного и имевшего привычку жениться, а потом что-то делать со своими женами Генриха VIII. Вот с этого момента начинается драма отношений между британской короной и англиканской церковью, с одной стороны, с другой стороны драма отношений между государственной англиканской церковью и другими конфессиями, представители которых живут на острове Британия и части острова Ирландия.

– Насколько сейчас церковь влиятельная в отношениях с обществом?

– С одной стороны, проблемы англиканской церкви, особенно последнего десятилетия, довольно острые. Связаны они с двумя принципиально важными вещами. Первое – это рукоположение священников-геев, второе – возможность для женщин быть священниками. В других протестантских церквях, по крайней мере, в тех странах, где реформация была доведена до логического конца, где она проводилась снизу, например, в Германии и в скандинавских странах, там, конечно, существование женщин-священников является бытовым фактом. В сущности это говорит о том, что та полуреформация, которая была проведена при Генрихе VIII, не была завершена. Англиканская церковь по сути своей остается полукатолической. Они изгнала основы католической символики, прежде всего, богатое оформление церквей, отказалась тогда же от мессы на латыни, но какие-то важные вещи, особенно связанные с независимостью церкви, независимостью, прежде всего, отдельных церковных общин, от центрального управления, они сохранились. Эти проблемы сейчас концентрированы на этих двух вопросах.

Ситуация обострилась еще вот за счет чего. Дело в том, что нынешний архиепископ Кентерберийский блестящий интеллектуал, написал несколько книг о Достоевском, абсолютный идеалист. И когда он занял этот пост, перед ним стояли вопросы – договориться по поводу этих двух главных вопросов не столько даже внутри самой британской англиканской церкви, а с другими англиканскими церквями. В конвент англиканских церквей входят многие африканские англиканские церкви. А там некоторые епископы позволяют себе высказывания, что гомосексуалисты равняются собакам. С другой стороны, например, во многих англиканских общинах США гораздо более либеральное отношение к идее женского священничества. Перед ним стояла менеджерская дипломатическая задача – договориться. Договориться он не смог. И сейчас он объявил о том, что вскоре собирается уходить.

Вторая проблема заключается в том, что англиканская церковь теснейшим образом связана с идей монархии. Это наследие не только деятельности Генриха VIII, но и английской революции XVII века – свержение короля Карла I, казнь короля Карла I. Движущей силой этой революции были представители тех протестантских церквей, в которых реформация была доведена до конца – это пресвитерианцы и индепенденты, их называли еще пуританами. Они сначала и выиграли в этой гражданской войне. Они пришли к власти, и Кромвель был из них. Так что, идея более радикального протестантизма теснейшим образом связана с идей республиканизма. Поэтому, конечно, отношение к англиканской церкви во многом связано с отношением к монархии.

Третья часть этого вопроса – постколониальная эпоха. В Британии живет огромное количество людей, которые приехали из бывших колоний – это и мусульмане, и индуисты, буддисты, достаточно большая православная община, благодаря деятельности Антония Сурожского. Это мультиконфессиональная страна по сути дела, но с государственной церковью.

– Насколько выдерживает англиканская церковь это испытание?

– На мой взгляд, не очень хорошо. Часть англикан переходит в католичество. Относительно недавний визит папы Римского Бенедикта в Великобританию очень много в этом деле прояснил. Я напомню, что акт о равноправии католиков был принят только в середине XIX века. Католик или папист – это всегда в Англии было ругательным словом. Католики – это ирландцы. И тот фактический геноцид ирландского народа, который произошел сначала при Кромвеле, а потом и после, был связан еще с преследованием не только ирландцев, а ирландцев-католиков.

– Англиканская церковь, на самом деле, весьма плюралистична. Она не пытается использовать какое-то давление для того, чтобы не позволять другим конфессиям переманивать у себя верующих?

– Это был первый визит Папы Римского в истории. Так что, общественное мнение учитывается. Общественное мнение включает в себя мнение англикан. Англикане до сих пор не очень хорошо относятся к католикам. Они вынуждены мириться с тем, что вокруг существуют представители других конфессий. Этот плюрализм не был изначально заложен в англиканской церкви. Вспомните преследование пуритан в XVII веке. Вспомните преследование католиков в XVIII, в начале XIX века. Другое дело, что, в конце концов, здравый смысл возобладал и под влиянием обстоятельств, и под влиянием изменений самого характера англиканской церкви.

– Насколько допустима роскошь в этике англиканской церкви?

– Все знают, что англиканские священники, если не бедны, как церковные мыши, но они именно бедны. Те деньги, на которые они живут, позволяют едва-едва поддерживать очень скромную жизнь. Не забывайте, что сама реформация началась, в частности, с движения против богатства и роскоши церкви. Протестантские церкви вообще по основанию своему – и теологическому, и экономическому – бедны. Они могут быть богатыми за счет пожертвований и т. д., но это богатство никогда не предъявляется.

***

Предыдущий выпуск "Церковь между властью и обществом: Польша"

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG