Ссылки для упрощенного доступа

Телекритик Александр Мельман – о Навальном и Собчак


Фото с сайта телеканала "Дождь"
Фото с сайта телеканала "Дождь"
Телеканал "ТВ Центр", имеющий общефедеральный охват, но принадлежащий правительству Москвы, по формальным причинам отказал кандидатам в мэры столицы России предоставлять бесплатное время для агитации. Штаб кандидата от РПР-ПАРНАС Алексея Навального намерен все же добиваться предоставления бесплатного времени на ТВЦ, поскольку оно получает "деньги из городского бюджета". Накануне Навальный выступил в телеэфире канала "Дождь" в программе Ксении Собчак "Собчак живьем" и поучаствовал в переписке с журналистом газеты "МК" Айдером Муждабаевым о своих националистических взглядах. Об Алексее Навальном в эфире и вне эфира в беседе с РС говорит телекритик газеты "МК" Александр Мельман.

Может ли решение канала ТВЦ быть вызвано политическими причинами?

– Вполне может быть. После прихода на ТВЦ нового руководства (я имею в виду генерального директора Юлию Быстрицкую, она пришла с канала "Россия", где возглавляла информационные проекты) было заявлено: это канал общефедерального назначения. По форме это правильно, потому что канал ТВЦ покрывает около 70 процентов территории страны, и когда я бываю в разных городах и весях России, то постоянно вижу там этот канал. Но это форма. Ленинская формулировка – "по форме правильно, а по существу издевательство" – как раз подходит. Это уловка: понятно, что именно
То, как ведет себя Собянин, значительно отличается от стиля, в котором привыкла работать федеральная власть, градоначальник даже выглядит "белой вороной"
Навальный стал бы говорить, получи он доступ в такой эфир, поскольку он обозначил свою повестку в других, не таких значительных общефедеральных СМИ: и по поводу господина Собянина, и по поводу того, что делается в Москве в разных сферах жизни, по поводу той самой коррупции, которая никуда не исчезла. Понятно, что на таком канале, как ТВЦ с его федеральным распространением, такая резкая критика власти нежелательна. Вот и применена такая уловка, которая, впрочем, кажется мне вполне невинной на фоне тех гигантских усилий, которые предпринимает господин Собянин для подтверждения своей легитимности. То, как ведет себя Собянин, значительно отличается от стиля, в котором привыкла работать федеральная власть, градоначальник даже выглядит "белой вороной". Но Навальный и его команды правы: если канал ТВЦ чуть ли не на 99 процентов финансируется из бюджета Москвы, то, при всем своем распространении, он должен быть рупором для информирования москвичей. Так было при Лужкове, в свое время руководитель канала Олег Попцов позиционировал этот канал как именно московский.

Алексей Навальный дал интервью Ксении Собчак на телеканале "Дождь". То, что он сказал, на ваш взгляд, может серьезно обеспокоить власть?

– Те, кто следит за высказываниями Навального, ничего нового не услышали. Но мне программа понравилась, поскольку Собчак вела интервью профессионально. Да, то, что говорит Навальный, опасно для власти, именно поэтому после событий декабря 2011 года, после Болотной и Сахарова, практически все оппозиционеры были допущены в федеральный эфир, а Навальный – нет. Собчак вела себя как настоящий журналист, для которого в политике нет "своих" и "чужих", который, несмотря на личные пристрастия, умеет задавать неприятные вопросы, так или иначе поставив Навального – довольно тонко и при этом непредвзято – в неудобное положение. И его ответы не всегда были убедительными и с точки зрения формальной логики, и с точки зрения психологии, и даже с точки зрения картинки. Я увидел как раз минусы господина Навального. Причем я вижу, как этот политик развивается, как он растет, меняется по сравнению, скажем, с дней митингов на Чистых прудах (какими словами он тогда бросался!). На "Эхе Москвы", где Навальному создают режим наибольшего благоприятствования, в программах Евгении Альбац или Ирины Воробьевой он выглядит очень выигрышно, но вот у Собчак я увидел, что минусов у Навального нисколько не меньше, чем безусловных плюсов.

Совпало так, что это интервью вышло в день переписки Навального с журналистом вашей газеты Айдером Муждабаевым эта переписка связана с националистическими взглядами Навального...

– То, что мой коллега Айдер Муждабаев поставил эти вопросы – очень правильно. Взгляды Навального по национальному вопросу как-то стали уходить в тень. В том числе потому, что этот человек меняется, он становится политиком и, значит, скрывает порой то, что считает нужным скрывать, о чем не хочет говорить так открыто. Поэтому все говорили о коррупции, о распиле, о посадке, о "Кировлесе", и уже забыли про эти националистические моменты. Программу Собчак смотреть было интересно – заметно, как Навальный, отвечая на вопрос, перегибает с эмоциональностью, начинает нервничать, когда он начинает обзывать людей, которые с ним не согласны... Когда я впервые услышал Навального на "Эхе Москвы", то был с ним абсолютно согласен с точки зрения его борьбы с коррупцией, но вот когда он начал говорить по национальному вопросу, то, честно говоря, мне стало страшновато. Он иногда говорит правильные вещи, но у него совершенно нет методологии, и это, с моей точки зрения, очень опасно. Здесь нужно Галича повторять: "Бойтесь тех, кто скажет: я знаю, как надо..." У меня неоднозначные впечатления вообще от Навального, и интервью на "Дожде" эти впечатления усилило. При том что я желаю Навальному оставаться на свободе и выступить на выборах как можно более успешно. Это интервью с Собчак усилило мои тревоги, мои опасения и мой интерес к этому политику.

У Навального стало больше избирателей после этого интервью, как вы думаете? Или своей профессиональной позицией Собчак "сдула" некоторую эйфорию, которая связана с возвращением Навального из Кирова?

– В моем представлении, как раз так и произошло. Видите, я не являюсь целевой аудиторией господина Навального. Есть определенная группа поддержки, которая, что бы Навальный ни сказал, воспринимает "на ура". Но у
Собчак задала Навальному экзаменационные вопросы, и этот экзамен Навальный выдержал не вполне
человека, критически мыслящего и не доверяющего первому впечатлению, все проверяющего, это интервью вызовет разные мысли. Вот Собчак задала вопрос про интеллигенцию и про то, что интеллигенции свойственно сомневаться и рефлексировать… Это были правильные вопросы, и хотя господин Навальный тут же назвал себя интеллигентом, его заявление показалось относительным. У меня теперь вопросов к Навальному возникло больше по сравнению с четвергом, когда и я тоже вышел на Тверскую, после обвинительного приговора в его адрес. Но я – не за Навального, а против беспредельной, откровенной наглости власти, которую она в очередной раз продемонстрировала. Теперь я опять, благодаря этой журналистской работе, спустился на реальную почву и довольно трезво начинаю относиться к тому, что говорит и делает Навальный. Мне кажется, Собчак задала ему экзаменационные вопросы, и этот экзамен Навальный выдержал не вполне.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG