Ссылки для упрощенного доступа

40 лет "революции гвоздик"


Уличная фреска в память о "революции гвоздик" в городе Порту
Уличная фреска в память о "революции гвоздик" в городе Порту

В Португалии отмечают годовщину бескровного военного переворота, свергнувшего диктатуру

В пятницу, 25 апреля, исполняется 40 лет со дня демократической революции в Португалии, символом которой стала красная гвоздика в стволе автомата. Восстание молодых армейских офицеров против анахроничного диктаторского режима положило начало непростому переходу Португалии к современной парламентской демократии.

В Португалии с момента военного переворота 28 мая 1926 года и вплоть до "революции гвоздик" существовало так называемое "Новое государство". Речь идет о самоназвании, поскольку в других странах португальский режим называли "фашистской диктатурой". Правящей и единственной партией являлся Национальный союз. Забастовка каралась заключением в концентрационный лагерь на принадлежащих в то время Португалии Островах Зеленого Мыса. Офицерам и другим госслужащим были запрещены гражданские браки, они были обязаны венчаться в храме. Действовала жесткая цензура, даже президент США Джон Кеннеди был в списке запрещенных авторов. Страна жила под контролем политической полиции PIDE. Она преследовала и наказывала лишением свободы любую оппозиционную деятельность.
Португальские солдаты в Анголе, 1972 год
Португальские солдаты в Анголе, 1972 год


Полувековая диктатура к началу 1970-х годов завела страну в политический и экономический тупик. Отсталая экономика и общественная система, разорительная колониальная война в Африке – против повстанческих движений в Анголе, Мозамбике и Португальской Гвинее – вызывали в португальском обществе, особенно среди военных, нарастающее недовольство. События 25 апреля 1974 года в Лиссабоне, когда армия вывела на улицы танки, положили конец диктаторскому режиму. Военные, возглавляемые так называемым "движением капитанов", сместили главу государства и правительство, ликвидировали политическую полицию и другие структуры диктаторского режима. Были декларированы все гражданские свободы, отменена цензура и разрешена деятельность политических объединений. В состав первого временного правительства вошли представители легализованных партий, включая коммунистическую. Через некоторое время были проведены свободные выборы и разработана демократическая конституция.

Лиссабонский журналист Жозе Венту вспоминает, что режим, правивший с 1926 по 1974 годы, не позволял проявлять какое-либо инакомыслие:

– Чуть что тебя арестовывали и отправляли в тюрьму. Мы жили в атмосфере страха, всеобщей слежки и доносительства. Не удивительно, что многие – полтора миллиона из девяти миллионов португальцев – не желали оставаться в подобной атмосфере. Они бежали из страны в поисках свободы и лучшей жизни. События 25 апреля, безусловно, были встречены нашим народом с огромным энтузиазмом. Страну охватила подлинная эйфория. Люди искренне радовались падению ненавистного режима. После 25 апреля все стали жить лучше: и бедные, и богатые – все ощутили на себе эффект нового времени свободы. Появилось больше возможностей для работы, для предпринимательской деятельности. Повысилось благосостояние народа. В последние годы в стране велось огромное строительство.
Мы жили в атмосфере страха, всеобщей слежки и доносительства


Однако первые годы после победы "революции гвоздик" оказались непростыми: внутренняя и внешняя политика страны смещалась то влево, то вправо, особенно в экономике: власть то национализировала промышленность и банки, передавала кооперативам земли помещиков, то возвращала все это – частично или полностью – прежним хозяевам. Политическая жизнь, отмеченная частой сменой правительств, развивалась на фоне удручающего экономического положения. Поток беженцев из бывших африканских колоний, которые получили независимость в 1975 году, вызывал дополнительные трудности.

Тем не менее к концу 70-х годов ситуация в стране стабилизировалась, и Португалия твердо встала на путь демократического развития. Стабильность позволила ей завоевать доверие европейских партнеров и, соответственно, кредиты для преодоления экономических невзгод. В 1986 году страна стала членом Европейского экономического сообщества, нынешнего Евросоюза, что способствовало дальнейшей стабилизации ее политической и экономической жизни.

Впрочем, наследие тоталитаризма все же дало о себе знать через много лет после революции. Именно это наследие, как считают эксперты, и послужило причиной того, что мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году, в Португалии сказался особо тяжело. У страны по традиции был слишком раздутый бюрократический аппарат, сохранялся неэффективный госсектор в экономике, осуществлялись крупные и не всегда оправданные строительные проекты. Все это поставило Португалию в 2011 году на грань банкротства, говорит Жозе Венту:

У нас сегодня трудные времена, очень непростые. Народ приуныл – смотрит в будущее без особого оптимизма, поскольку дела идут скверно. Все как бы омрачилось из-за кризиса.

Чтобы преодолеть кризис, Португалия получила помощь от Евросоюза. Одновременно ей пришлось пойти на весьма непопулярные среди населения меры: к примеру, заморозить заработную плату госслужащих, отменить премиальные, поднять налоги, снизить ассигнования на социальные нужды, и так далее. Экстренные меры экономии, которые вызвали уличные протесты, все же привели в последние полгода к положительным результатам – это констатировали и международные рейтинговые агентства.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG