1 июля 2016

    Главные разделы / Общество

    Людмила Улицкая: "Европа, прощай!"

    Культура потерпела в России жестокое поражение, а люди культуры не в состоянии изменить самоубийственной политики государства

    Людмила Улицкая
    Людмила Улицкая

    Мультимедиа

    Звук

    Публикация в немецком еженедельнике "Шпигель" эссе Людмилы Улицкой "Европа, прощай!", по всей видимости, дала российским властям повод для немедленной реакции. Через пару дней после выхода журнала (неполный перевод или пересказ статьи появились в российских СМИ), в ИТАР-ТАСС со странным объяснением была отменена пресс-конференция писательницы, запланированная загодя в связи с присуждением Улицкой – а она один из немногих российских современных авторов, которых хорошо знают за границами бывшего СССР, – Австрийской государственной премии по европейской литературе. 

    В написанном для "Шпигеля" тексте Улицкая сожалеет о том, что Россия "находится в состоянии войны с культурой, ценностями гуманизма, свободой личности", о том, что страна "больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией величия": "Мне стыдно за наш парламент, невежественный и агрессивный, за правительство, агрессивное и некомпетентное, за руководителей страны, игрушечных суперменов, поклонников силы и хитрости, мне стыдно за всех нас, за народ, потерявший нравственные ориентиры". Вот что рассказала Людмила Улицкая в интервью корреспонденту Радио Свобода Андрею Шарому:  

    – Пару недель тому назад я получила предложение провести пресс-конференцию в ИТАР-ТАСС. Я немножко удивилась, потому что это агентство – такое пафосное и очень официальное место, и обычно я в такие места не попадаю, но я согласилась. Они составили какой-то определенный список журналистов, которых обычно приглашают на такие встречи, но за два часа до начала пресс-конференции мне позвонили и сказали, что она отменяется, потому что в здании прорвало трубу. Я скорее удивлена тому, что меня пригласили, чем тому обстоятельству, что трубу прорвало.

    – Ну, организаторов пресс-конференции, видимо, поправили вышестоящие товарищи после вашей публикации в "Шпигеле"?

    – И я очень им сочувствую, честно говоря, потому что попасть в такое положение – это довольно неприятно. Они явно хотели поговорить об австрийской премии, поскольку это достаточно интересный сюжет (Улицкая – первый отечественный автор, удостоившийся престижной европейской награды за полвека ее существования. – РС). Видимо, их одернули... Не стану этого наверняка утверждать, поскольку я не сантехник и состояния труб в этом зале не проверяла, но у меня такое впечатление, что организаторов действительно одернули.

    – Раз у меня есть такая возможность, я своих формально коллег из ИТАР-ТАСС выручу: что бы вы хотели сказать российским журналистам?

    – Я, строго говоря, все, что хочу сказать, – говорю. Недавно я давала интервью Дмитрию Бавильскому, это "Часкор", какие-то мои материалы размещены на сайте русского ПЕН-Центра. Так что я отвечаю на вопросы, когда мне их задают. У меня совсем нет желания заниматься "устной деятельностью", потому что я все-таки считаю, что моя профессия несколько в стороне от актуальной политики, но тем не менее, когда мне задают вопросы, я на них отвечаю.

    – Ваша публикация в еженедельнике "Шпигель" – это и есть ответы на некоторые из тех вопросов, которые стоят перед Россией, об отношениях России и Европы. Но почему ваш текст исполнен такого глубокого пессимизма? 

    Политика очень нуждается в корректировке со стороны художников, в критическом высказывании, в некотором вкладе деятелей культуры в политическое движение в мире. Но в нашей стране мы этого совершенно не видим, не слышим и, видимо, никогда не услышим. А культура меж тем совершенно необходима для политики

    – Во-первых, я огорчена тем, что этот текст попал в русские средства массовой информации в таком плохом переводе. Видимо, это был автоматический перевод, потому что это не мой оригинальный текст, а текст обратного перевода. Так что первое огорчение – по поводу корявости перевода, но тут уж ничего не поделаешь. Но вообще ничего нового в этом тексте я не сообщила, не совершила никаких открытий. Это точка зрения, которую разделяют многие мои друзья, и она действительно полна пессимизма, потому что сегодняшняя московская политика такова: мы отдаляемся от Европы, и это очень плохо. Маятник, подобно которому российская политика 300 лет качается – ближе к Европе, дальше от Европы, – имеет определенную амплитуду движений туда-сюда, и вот сейчас мы находимся, видимо, на максимальном отдалении от Европы. Надеюсь, что в какой-то момент маятник качнется в другую сторону, и мы все-таки найдем общие с Европой позиции. Россия не может развиваться вне европейской концепции, я не думаю, что Россия сможет организовать для себя "третий путь". Сегодня сделан выбор между Европой и Китаем – в пользу Китая и, к сожалению, мы идем по пути, который вряд ли принесет России благосостояние, успех, уважение. Это направление в сторону третьего, четвертого, уж и не знаю какого мира, и это печально, с моей точки зрения.

    – Вы, писатель, уже не первое десятилетие занимаетесь изучением загадок российской души. То, что сейчас происходит в стране, вас каким-то образом удивило?

    – Скорее очень огорчило. Моя поездка за получением этой премии в Австрию оказалась интересной, помимо прочего, еще и потому, что я попала на открытие моцартовского фестиваля в Зальцбурге, на котором присутствовали и выступали многие политики, в частности, президент Австрии и министр культуры Австрии. Я впервые услышала от политиков высокого ранга такую мысль (мне известную, впрочем, но впервые я это из уст политиков услышала), что взаимоотношения между культурой и политикой – как у супругов в давнем браке: они постоянно ссорятся, но не могут друг без друга существовать. И в наше время – это сказал президент Австрии Хайнц Фишер – политика очень нуждается в корректировке со стороны художников, в критическом высказывании, в некотором вкладе деятелей культуры в политическое движение мира. Это меня поразило, потому что я считаю – так оно и есть. Но в нашей стране мы этого совершенно не видим, не слышим и, видимо, никогда не услышим. А культура меж тем совершенно необходима для политики!

    – Как вы оцениваете позицию российских деятелей культуры в связи с теми проблемами, которые вас так глубоко волнуют?

    – Как раз и об этом шла речь на открытии фестиваля. Там был замечательный доклад австралийского историка Кристофера Кларка об истоках Первой мировой войны, и он говорил о том, с каким воодушевлением европейская культурная элита поддерживала эту войну. Даже такой выдающийся ученый, изменивший представление мира о человеке, Зигмунд Фрейд, был весьма воодушевлен и говорил о том, что никогда не чувствовал себя австрийцем до такой степени, как после начала Первой мировой войны. Разумеется, откат произошел очень быстро, у Фрейда на войне погибли два сына, и вся европейская элита испытала горькое разочарование. Националистический ажиотаж, который охватил европейскую элиту перед Первой мировой войной, рифмуется с тем, что мы сейчас видим у нас в стране. Восторг перед милитаризмом схлынет, но вопрос в том, какую цену заплатят наше и следующее поколение за это безумие. Потому что, конечно, это путь к Третьей мировой войне.

    – У вас есть ощущение, что порядочных людей меньше, чем казалось?

    – Вы знаете, я очень счастливый человек, у меня замечательные друзья. В кругу моих близких друзей царит полное единомыслие. Что же касается людей, которые сегодня так горячо поддерживают милитаристский дух, то, мне кажется, они тоже не все одинаковы. Одни находятся на службе у государства; будучи деятелями культуры, они руководят театрами, оркестрами, другими разными учреждениями и напрямую зависят от бюджетов, от правительственных дотаций и вообще очень связаны с государством. Они, сохраняя свои коллективы, иногда вынуждены говорить вовсе не то, что думают. Но есть и какое-то количество людей, которые искренне поддерживают эту совершенно безумную, с моей точки зрения, политику. Что делать, такова русская история, так она складывается...

    – "Русские патриоты" любят составлять теперь списки "врагов русского народа". Возглавляет эти списки Андрей Макаревич, есть там и коллектив Радио Свобода. Если вашего имени в этом перечне нет, так только потому, что люди, составляющие такие списки, плохо умеют читать. Если научатся как следует – вас тоже туда внесут. Не пугает такая перспектива?

    Я достаточно хорошо знаю историю; я знаю, как легко любую маленькую тенденцию превратить в общенародное движение с большим визгом одобрения

    – По-моему, я уже давно в этих списках, но я на букву "У", поэтому, видимо, вы просто не дочитали до конца... Нет, это меня не пугает. Более того, я даже считаю, что режим, при котором мы все сегодня существуем, очень мягок по отношению к своим противникам. Противников-то не очень много, и я думаю, что хватило бы всего на один железнодорожный эшелон. Это мой давний спор с друзьями – сколько надо эшелонов, чтобы из Москвы выслать куда-нибудь на восток людей, которые не поддерживают сегодняшнюю политику? Я искренне благодарна нашему государству за то, что пока оно еще нас не сажает. Хотя некоторых, особенно больших любителей митинговать, все-таки уже сажают – человек 70, по-моему, политзаключенных в России сидят – но в общем это по русским меркам мягкая политика. Я достаточно хорошо знаю историю; я знаю, как легко любую маленькую тенденцию превратить в общенародное движение с большим визгом одобрения.

    – У вас есть какая-то личная связь с Украиной? Или для вас эта страна – просто часть общего, в том числе советского, прошлого?

    – Мои бабушка и дедушка жили в Киеве, с Киевом связана жизнь моей семьи. В Киеве довольно большое количество моей дальней родни похоронено, Киев для нашей семьи – это еще и Бабий Яр. Но сама я в Киеве бывала довольно мало, у меня там нет особенно близких друзей, я бы сказала так: ничего личного. Тем не менее, все, что происходит, вызывает ужасное огорчение, и главное – ощущение, что последствия ошибок, которые сейчас совершаются, будут расхлебывать не одно поколение русских и украинцев.

    – Как вам в этой непростой ситуации пишется? И о чем пишется сейчас?

    – Я начала какое-то время тому назад роман, как я надеюсь, последний, уже по обстоятельствам возраста, но прервала работу на полгода, потому что умерла моя подруга Наташа Горбаневская. В последние месяцы я занималась тем, что составляла сборник ее памяти, и это было для меня чрезвычайно важной работой, которая мне доставила много... не могу сказать – радости, но, во всяком случае, принесла ощущение прощания с человеком, с которым я больше 50 лет дружила. Какое-то проникновение, проход по нашей совместной и несовместной жизни был для меня чрезвычайно важен. Книжка, как мне кажется, получилась очень хорошая, она уже сдана в издательство и выйдет к декабрю, к годовщине Наташиной смерти. Сейчас я снова принимаюсь за свою очень медленную и длинную работу. В Москве я почти не работаю, обычно из города уезжаю, потому что здесь телефон звонит, что-то все время происходит, что-то кому-то нужно, большая суета. Вот уеду в сентябре, поработаю где-нибудь вне Москвы.

    – Не скажете хотя бы в двух словах, о чем роман?

    – Нет, не могу! Знаете, роман – это всегда такая большая история, что в двух словах все равно не опишешь. Сюжет связан с историей моей семьи, в частности, – рассказала Радио Свобода писатель Людмила Улицкая.

    С любезного разрешения Людмилы Улицкой и редакции еженедельника "Шпигель" мы предлагаем вашему вниманию оригинальный текст эссе "Европа, прощай!":

    Европа, прощай! (зальцбургские впечатления)

    Зальцбург, волшебная табакерка, идеальный туристический город, в котором время как будто остановилась – воображение дорисовывает картину прежней, вымершей и ностальгически прекрасной жизни. Река Зальцах, отливающая зеленью, каменный срез горы, крепость на вершине, пара монастырей, несколько соборов, университет – все те же, что и в древности.

    Город-миф, город-фантом, город-вымысел. Местные жители носят форму – портье, официантов, горничных, за спинами которых изредка мелькают колпаки поваров. В поле зрения несколько ряженых Моцартом попрошаек в синтетических париках, с маленькими скрипочками, и несколько нищих, уже не ряженых: здешние цыгане, беженцы из Восточной Европы… Только они и напоминают о сегодняшнем дне.

    Из аэропорта в гостиницу привез меня шофер с такой внешностью и с таким английским, что дать ему чаевые я не осмелилась. Меня поселили в гостинице "Захер", старинной и роскошной, того жанра, которого чурается моя душа разночинца-интеллигента, – здесь пахло "старыми деньгами", старомодной роскошью, Австро-венгерской империей, тайным и изжившим себя романом аристократии и буржуазии. Узнавание бывшей империи началось прямо от порога, а закончилось на премьере оперы Моцарта "Дон Жуан". Но между этими событиями, утром того же дня состоялось открытие фестиваля.

    Тема его – столетие Первой мировой войны, ее неусвоенные уроки. И об этом мне более всего хочется рассказать. Собираясь на это торжественное мероприятие, я спросила моих давних немецких подруг и коллег – переводчицу Ганну-Марию Браунгардт и редактора Кристину Линкс – а не взять ли мне с собой книжечку для чтения, чтобы не умереть от тоски? Они-то прекрасно знают, что у меня от официальных речей начинаются мигрень, аллергия и депрессия одновременно. Но книжечку не взяла – из вежливости. Открылось это мероприятие исполнением австрийского гимна. Я, как и все прочие зрители, встала. И подумала – хорошо вам, австрийцам, музыка вашего гимна моцартовская, а слова гимна написаны в 1947 году приличным человеком, Паулой фон Прерадович.

    И тут я испытала легкую зависть: нашего-то гимна, российского, мы давно стыдимся. Первый его вариант, на музыку композитора Александрова, написал Сергей Михалков, поэт-царедворец, в 1944 году. Слова были мощные: "Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиг он нас вдохновил…" Когда Сталина развенчали, тот же Михалков подправил текст – вместо Сталина поставил "партию", догадайтесь какую… С 1955-го по 1970-й пели про партию… С 1971-го по 1991-й исполняли гимн без слов, голая и бодрая музыка Александрова будила по радио всю страну в шесть часов утра… Потом поменялся век, и с 2000 года узаконили еще раз подправленный текст: все тот же Михалков, профессионал из профессионалов, помусолил свой ловкий карандаш, заменил одну пару слов на другую, вместо "партии" вставил слово "Бог" с большой буквы, как теперь у нас, в свежеправославной стране, принято, и теперь мы снова при гимне. И автор, и композитор "почили в Бозе", так что трудно теперь предположить, кто будет делать поправки к следующему… Впрочем, история нашей страны развивается такими кругами и зигзагами, что скоро, кажется, можно будет еще раз освежить гимн, вернувшись к Сталину…

    Пока я размышляла, два замечательных актера читали диалог из странного восьмисотстраничного произведения "Последние дни человечества" Карла Крауса, одного из пророчеств о гибели человечества, написанного между 1915 и 1919 годами… Что произошло с миром, если он вспомнил снова о пророчествах столетней давности? Я слушала выступления руководителей Австрии – главы земли Зальцбург, министра культуры, президента республики и проникалась все большим изумлением, которое совершенно непонятно гражданам европейских стран: это были речи культурных образованных людей, и были они гораздо более похожи на речи университетских профессоров, чем на выступления партийных функционеров, к которым мы привыкли от рождения.

    Речь шла о взаимодействии культуры и политики, это были размышления о возможной гибели мира, сопоставления двух моментов истории – предвоенного, начала ХХ века, и теперешнего, начала ХХI. Все выступающие так или иначе касались этой темы: энтузиазм народа, шумное одобрение войны в кругу европейских интеллектуалов начала века, редкие голоса протеста… И главное – неслыханный подъем националистических настроений в обществе. При сопоставлении этих двух исторических точек бросается в глаза их опасное сходство: тот же подъем национализма в разных странах, эксплуатация понятия "патриотизма", вскармливание настроений национальной исключительности и превосходства…

    Во мне нет никакой ненависти – есть стыд и бессилие. Политика России сегодня – самоубийственная и опасная – представляет собой угрозу в первую очередь для России, но может оказаться триггером новой, Третьей мировой войны

    Я, живя в России, это чувствую особенно остро. Я не занимаюсь политикой, но говорю то, что я думаю, в тех случаях, когда меня спрашивают. Именно по этой причине меня определили в "пятую колонну", обвиняют в том, что я ненавижу свою страну, и оправдываться мне глупо и неплодотворно. Во мне нет никакой ненависти – есть стыд и бессилие. Политика России сегодня – самоубийственная и опасная – представляет собой угрозу в первую очередь для России, но может оказаться триггером новой, Третьей мировой войны. В сущности, она уже идет. Локальные войны в Чечне, в Грузии и теперь на Украине – ее пролог. А эпилог скорее всего писать будет некому.

    Именно в этот день, следя за выступлениями австрийских руководителей, я вернулась к моим давним размышлениям о природе государства, сходной с природой раковой опухоли. Демократия, у которой есть свои опасные стороны, тем не менее единственный механизм, который в состоянии бороться с этим присущим любому государству свойством. Есть строго ограниченные обязанности, которое общество делегирует государству, правительству, людям, находящимся у власти. Государство по своей природе имеет тенденцию к самосохранению – оно предпринимает огромные усилия, чтобы быть вечным и несменяемым. Государство пускает в рост метастазы в те области, которые ему не принадлежат, в культуру, подчиняя ее своим интересам, в частную жизнь человека, пытаясь манипулировать сознанием. Чем выше уровень демократии, тем большая гарантия контроля общества над государством. В наше время, когда возник мощный механизм управления народными толпами с помощью тотальных средств массовой информации, государство стремится взять под контроль или присвоить себе все СМИ. Именно это произошло в нашей стране. В этом и есть главная опасность демократии – в условиях авторитарного режима она легко становится "управляемой"…

    Австрийские политики говорили именно о том, что более всего меня занимает: о взаимоотношении политики и культуры. Но наиболее точно и обоснованно выступил австралийский историк Кристофер Кларк, автор глубокого труда "Сомнамбулы. Как Европа шла на войну", давший блестящий анализ предвоенной ситуации в Европе. Восторг и воодушевление, которое испытали даже выдающиеся интеллектуалы Европы после начала Первой мировой войны, говорят только о том, что даже самый развитой интеллект проигрывает мощи природной агрессии, заложенной в человеке-животном, легко попадает в сети национализма, особой исключительности своего народа. Даже Зигмунд Фрейд был ослеплен блеском этого мнимого величия. Человек, написавший за несколько лет до начала войны "Плата за цивилизацию – чувство вины и недовольство, испытываемое людьми из-за давления своих первобытных инстинктов и неспособности совладать с ними", после объявления войны пишет с восторгом: "Я никогда не чувствовал себя в такой мере австрийцем, как сейчас". У него оставалось время для размышлений: во время Первой войны он потерял двух сыновей, а Вторая мировая вынудила его покинуть столь любимую Австрию… Но в те годы восторг Фрейда разделяли Томас Манн, Музиль, Гофмансталь, видевший в войне очищение от буржуазности и застоя. Так люди культуры, всегда работавшие противовесом политики, предавали свое предназначение, пренебрегая собственными нравственными ориентирами. Выбор сегодня стоит не между войной и миром, а между войной и полным уничтожением человечества. Мир сегодня разделился не на белых и черных, евреев и арабов, мусульман и христиан, бедных и богатых, образованных или невежественных, а на тех, кто это понимает, и на тех, кто отказывается это понимать.

    Мир сегодня разделился не на белых и черных, евреев и арабов, мусульман и христиан, бедных и богатых, образованных или невежественных, а на тех, кто это понимает, и на тех, кто отказывается это понимать

    Цивилизация зашла в тупик: агрессия, заложенная в природу человека, не укротилась достижениями науки, просвещения, познания, искусства. Казалось, что культура может укротить эту самоубийственную страсть к самоуничтожению, но боюсь, у человечества уже не осталось времени… Сама по себе цивилизация, ее выдающиеся технические достижения ничего не значат, кроме возможности провести полное взаимоуничтожение в короткий срок. Нам уже не свалить вины на мистические силы зла, Дьявола с его прислужниками – в недавнем фильме "Фауст" великого режиссера Сокурова человеку поставлен новый диагноз, которого Гете не знал: зло, живущее в глубинах человеческой души, превосходит все, что христианское богословие приписывало Дьяволу.

    Человек победил Дьявола по концентрации зла и более не нуждается в устаревшей концепции инфернальной природы зла, справляясь собственными силами. Иозеф Остермайер, министр культуры Австрии, вспоминает имена тех, кто поднял свой голос против Первой мировой войны, – Стефана Цвейга, Оскара Кокошко, Берту фон Зутнер. Это было незначительное меньшинство, но никто сегодня не может предсказать, как повернулось бы развитие Европы, если бы этой точки зрения придерживалось в то время большинство интеллигенции.

    Программа открытия Зальцбургского фестиваля продолжается. Звучит музыка Рихарда Штрауса, песни на музыку Антона Веберна. И музыка продолжает этот разговор о жизни и смерти. Другой темы у сегодняшнего искусства уже нет. В конце вечера президент Австрии Хайнц Фишер произнес слова огромной важности: "Сегодня нет такого противопоставления культуры и политики. Люди культуры выступают часто против политики, против неонацизма. Политика и культура как партнеры в многолетнем браке: ссорятся, конфликтуют, но существовать друг без друга не могут; это очень важно, чтобы художники сохраняли критическое отношение к действительности". Устами австрийского президента политика впервые на моей памяти апеллирует к культуре. Может быть, уже поздно.

    Последнее, что хотелось бы мне сказать: я живу в России. Я русский писатель еврейского происхождения и христианского воспитания. Моя страна сегодня объявила войну культуре, объявила войну ценностям гуманизма, идее свободы личности, идее прав человека, которую вырабатывала цивилизация на протяжении всей своей истории. Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией. Мне стыдно за наш парламент, невежественный и агрессивный, за правительство, агрессивное и некомпетентное, за руководителей страны, игрушечных суперменов, поклонников силы и хитрости, мне стыдно за всех нас, за народ, потерявший нравственные ориентиры.

    Культура потерпела в России жестокое поражение, и мы, люди культуры, не можем изменить самоубийственной политики нашего государства. В интеллектуальном сообществе нашей страны произошел раскол: снова, как в начале века, против войны выступает меньшинство. Моя страна каждый день приближает мир к новой войне, наш милитаризм уже поточил когти в Чечне и в Грузии, теперь тренируется в Крыму и на Украине. Прощай, Европа, боюсь, что нам никогда не удастся войти в европейскую семью народов. Наша великая культура – наш Толстой и Чехов, наш Чайковский и Шостакович, наши художники, артисты, философы, ученые – не смогли развернуть политики религиозных фанатиков коммунистической идеи в прошлом и алчных безумцев сегодня.

    Триста лет мы, люди культуры, питались от одних источников – наш Бах и наш Данте, наш Бетховен и наш Шекспир, – мы не теряли надежды, но сегодня нам, людям российской культуры, той ее малой части, которой я принадлежу, остается сказать только одно: "Прощай, Европа!"

    Метки: Людмила Улицкая,Шпигель

    Читайте также

    Видео Несанкционированный митинг на пепелище

    В Томске семьи погорельцев отказались переезжать в маневренный фонд, который предложили власти. Люди говорят, что условия там не пригодны для жизни. Восемь семей с детьми разбили палаточный лагерь прямо на пепелище. Власти заявили, что это несанкционированный митинг и вызвали полицию. Дальше

    Букет для Савченко – "преступный умысел"

    Председатель союза "Женщины Дона" Валентина Череватенко – о расплате за миротворческе усилия в эпоху Путина Дальше

    Видео "Военная" дорога к наследию

    Путешествие в оказавшуюся никому не нужной усадьбу знаменитого архитектора Николая Львова Дальше

    Форум закрыт, но Вы можете продолжить обсуждение на Facebook-странице Радио Свобода
     
    Показать комментарии  
    Страница комментариев из 4
    пишет : Yury Peregudov
    15.09.2014 11:36
    А что, если не всем людям, в том числе интеллигентным, нравится, когда им на голову..., ну Вы сама знаете :-{

    пишет : Какбыть Откуда: Москва
    02.09.2014 20:05
    Уважаемая Людмила Улицкая, спасибо Вам за публикацию и развернутый анализ.
    На мой взгляд, наша страна вступила в режим новой идеологии – Умным можешь
    ты не быть, но лояльным быть обязан. В отличие от формулировки
    Александра Солженицына - "Сохранение жизни".

    пишет : azovchanka Откуда: Азов, Россия
    02.09.2014 08:37
    1. Почему "Шпигель"? Почему не Россия? Это уже говорит о многом.
    2. По-моему, в конечном счете в эссе те же переживания, что у Собчак по тому же поводу.
    Я была в Донецке, знаю людей из Славянска. У моей России нет выбора - быть с Донецком или Европой.

    пишет : Вячеслав-70 Откуда: Москва
    27.08.2014 01:30
    Не согласен по поводу "заложенности" агрессии в человеке. Сам нередко размышлял на эту тему. Я немало уже пожил на белом свете, пришлось жить подолгу и в разных странах, и в замкнутых небольших сообществах, короче, пришел к выводу, что агрессия это все-таки всего лишь защитная реакция, но никак не врожденное, фундаментальное свойство. В хороших условиях даже собака не бывает агрессивной. Чем дальше человек от государства, тем он лучше. Где-то в религиозных писаниях прочел: "Душа человека по природе своей христианка". Зла не существует- есть отсутствие добра. Как не существует мрака- есть отсутствие света. Свет можно привнести- мрак же привнести невозможно, потому как его и так нет. Полагаю, что то же самое и с агрессией. В России жизнь становится собачьей. Человек все более ощетинивается. Полностью разделяю пессимизм автора статьи- сам уже в будущее хоть не смотри. Надо бы по-умному налаживать жизнь в стране, делать ее более достойной и благополучной и тогда вопросы об агрессии отпали бы сами собой. Боюсь, уже поздно. Имперская дурь и геополитическое помешательство властей зашли уже очень далеко. Как мудро сказал Махатма Ганди: "Цели мы не знаем. Позаботьтесь о средствах, цель же позаботится о себе сама".

    пишет : agnetha
    23.08.2014 12:40
    Не со всем согласна. Я не говорю, что в России остались вообще какие-то ценности. Но сближение с Европой этиз ценностей нам не добавила - она только развратила нас. Может быть, это и есть демократия, не знаю, но я не хочу быть терпимой к пакостям, содомии, к тому, что поощряются самые низменные желания и инстинкты. Моцарт, Бах, Бетховен, Кант и прочие давно канули в лету. Теперь основные ценности Европы представляет Кончита Вурст. Арабы жгут машины во Франции. Представители исламской культуры сетуют, что женщины ходят по улицам без чадры...В Европе достаточно своих проблем, с которыми она не знает как справиться. опять же - из-за своей терпимости и демократии. В чем права Улицкая - в человеке много агрессии, от скуки он склонен к извращениям, и если объявить вседозволенность, то вряд ли он сам захочет жить по правилам. Правила, законы и заповеди для того и существуют, чтобы сделать человеческую стаю хотя бы слегка управляемой. А если эта стая начнет сама писать себе правила...впрочем, это уже происходило. Почти все развитые высококультурные цивилизации и были убиты сами же собой, своей демократией и распущенностью. Что мне нравится в Европе, и что не плохо было бы перенять нам - они не мочатся в лифте. Вот это было бы не плохо воспитать и в наших товарищах. А вот Китай я бы не назвала страной четвертого мира. Азия вообще дело тонкое, и их образ жизни еще дальше от нас, чем мы от Европы. Почему Россия должна обязательно бежать вслед за кем-то? За Европой ли(хотя сама Европа внутри себя очень даже разнится по образу жизни), за Китаем ли ? И почему, если мы живем в соответствии со своим укладом (которого пока, к сожалению нет - после развала СССР мы все мечемся, пытаясь найти, под кого подстроиться), то это значит - мы выбираем свои путь или третий путь, как там названо у Улицкой? Слишком много у нее обобщений и шаблонов. Ну а если мы, к огорчению писательницы, не хотим качнуться маятником в сторону гей-парадов и бородатых баб, то я не сожалею. И с удовольствием скажу "прощай, Европа!"
    В ответ

    пишет : очкарик Откуда: аптека за углом
    24.08.2014 17:46
    Моцарт, Бах, Бетховен, Кант ... А шо Моцарт, светоч морали? Ну если слушать Реквием, может показаться. А если "Так поступают все"? Бах строгал кантаты и детей (к-е иногда умирали, а некоторые доросли почти [да простится мне] до Моцарта), стремление к богу чувствуется непосредственно. Образец для подражания. Чего вы не подражаете, чего болтаетесь по европам, от безделья или что б агрессия из берегов не выходила?
    Бетховен. Если вы знаете наизусть его сонаты и симфонии (я, кстати, знаю, не все, но половину симфоний и треть сонат - точно), чего это добавит вам в плане ценностей? С чего вы взяли, что Баха там любят теперь меньше Кончиты? А что, во времена Моцарта его имя знало большинство населения Европы? Пруссии, одной Вены? Вы ничего не можете сказать про это, но жонглируете именами.
    В окружении Канта что-то с женщинами было не очень. Можете развить мысль.
    В ответ

    пишет : Olga Demidenko
    24.08.2014 13:13
    Согласна с Вами. И не согласна с Улицкой. Отозваться так о сегодняшнем Китае может лишь человек, Китая не знающий вовсе. Да и как, скажите, человек, претендующий на "светочь культуры" может назавть такую страну, как Китай пренебрежительно "страной третьего, четвертого, итд" мира. Культура Китая древнее европейской. Наш сын живет в Китае уже 6 лет. Когда уехал туда учиться, ему было 16. И мы очень рады, что он повзрослел в этой стране - в стране без бородатых Кончит и прочей мерзости. В стране, где и власти, и народ чрезвычайно бережно отностся к любой культуре - здесь тщательно оберегают и реставрируют и православные церкви, и синагоги, и костелы. И буддистские храмы соседствуют с даооскими монастырями. И миграционная политика токова, что с добром может приехать любой, но толп агрессивных мигрантов вы здесь не увидите. Улицкая не вперые разочаровывает. От ее "плача" осталось впечатление, что единственная культура, которая доступна ее пониманию - это роскошь зальцбургского отеля, запах старых денег и прочее. Приятные вещи, кто-бы спорил. Но ... впрочем, рекомендовалы бы ей попутешествовать. По Китаю. А лучше пожить там - в не менее роскошных отелях. Может, тогда она перестала бы брезгливо морщить нос в адрес страны с более чем 5-тысячелетней историей.
    В ответ

    пишет : doctortyson Откуда: Spain
    24.08.2014 00:33
    Полностью поддерживал ваше мнение до переезда в Европу. Но оказалось что не Европа и не Киев! а Москва поглощена Садомом и Гоморрой во главе с Борей Моисеевым. напр http://www.tele.ru/news/v-moskve-otkroyut-salon-krasoty-imeni-konchity-vurst/ и это столица))) и если вам не нравится творчество Элтона Джона(гомика) то 80% россиян готовы поспорить.
    А в это время буржуи из Росии скупают в гейропе недвижимость, учат тут своих детей. наслаждаются жизнью... и ржут с плебеев которые мечтают о СССР.
    Я тут живу! Тут не бьют морду после захода солнца. тут продавщицы улыбаются. тут есть дороги и вежливые водители. тут не делят на хохлов и кацапов! тут просто начинают бояться русского "карлика" Путина, но не русского народа. и не существует русской философии. Ищите позитив!

    пишет : Алекс 75
    23.08.2014 02:52
    Так что все рассуждения о культуре перечеркивает одно «но»: сей прекрасный опус Улицкой был опубликован в Шпигеле. И что, скажете Вы? Ну не читают "немытые расеяне, потерявшие нравсвтенные ориентиры" Шпигель, вот что. Шпигель (и прочая) читают те, чье мнение вам нужно сформировать, если вы хотите потом «действовать от лица демократии». Ведь, правда же, цивилизованному обществу нужна индульгенция в собственных глазах, чтобы от его имени жгли – уже не глаголом, а напалмом или термобарическими снарядами – всю эту «немыть», весь этот хаос, окопавшийся за пределами европейской ойкумены? Нужны высшие доводы, снимающие с вас всякое подозрение – нет, вы не за рынки воюете, вы насаждаете просвещение, восстанавливаете права человека, спасаете культуру (нужное подчеркнуть). Если Шпигель публикует - значит, это кому-нибудь нужно?
    В ответ

    пишет : очкарик Откуда: аптека за углом
    24.08.2014 16:53
    "Ну не читают ... расеяне ... Шпигель " - у меня такое впечатление, что вы тут на работе. Потому что принимаете всех за идиотов. Да, большинство, понятно не читает. Я, кстати, тоже не читаю (ну если бы в сутках было 84 часа, то may be). Но это название постоянно мелькает, например, в Вестях (России 1, запомнилось, т.к. рифмуется с "Уленшпигель"), причём часто с цитатами из, грубо говоря, пророссийски (в отдельных вопросах) настроенных экспертов.

    пишет : Алекс 75
    23.08.2014 02:41
    Прекрасные слова госпожи Улицкой о культуре в данный момент в данном журнале ничем не отличаются от другого известного опуса другого прекрасного писателя: перечитайте статью товарища Горького М. «О музыке толстых» в газете «Правда» от 18 апреля 1928 года (и ведь действительно, как будто со Шпигеля списано: не поленитесь сравнить). Только у хозяев «Правды» денег, что ли, не хватило, чтобы нанять не нашего, а какого-нибудь «великого американского писателя» – для объективности картинки, разумеется (а «величие» можно было бы Сталинской премией обеспечить – поавторитетней австрийской была).
    А какая была бы заманчивая картина: мировые меценаты премируют наших писателей (наших? или уже премированных?), а писатели за это учат наших политиков правильной «ориентации» (нравственной, разумеется)! И в оборонку вкладываться не пришлось бы с такой soft power! Странно, почему наши политики (и даже некоторые писатели) не соглашаются… Нет, я никого не хочу обидеть: в конце концов, если политика в лице коммунистов танцевала культуру в лице М.Горького, то зачем удивляться тому же от политиков из страны «музыки толстых»?
    Вообще, хочется выступить в роли адвоката тех несчастных «наших художников, артистов, философов, ученых», которых здесь почему-то как вид a priori записали в разряд проповедников «качания маятника в сторону Европы». Много было у нас в самый расцвет России писателей, философов и ученых, призывавших, как бы помягче сказать, подальше от Европы держаться – если не на словах, то на деле. Гоголь, Тютчев, Достоевский, Данилевский, Леонтьев, А.Ф. Лосев – все они, пожалуй, «потерей ориентиров» назвали бы то самое «качание в сторону Европы». Обвиним в безнравственности и их?
    И произведения «нашего Баха» и «нашего Данте», если их действительно прочитать и прослушать – как-то не оставляют сомнений, что их авторы с ужасом открестились бы от своих «цивилизованных» западных потомков как от дикарей с неведомых островов… Ну не поняли бы ни Бах, ни Данте этих людей, в языке которых нет «папа» и «мама», а есть «родитель №1» и далее, у которых брак можно заключать хоть с кактусом, которые за права медвежонка Кнута борются больше, чем за права жителей украинского Юго-Востока… Может быть, это мы, Россия, сегодня стали «последней Европой», а Европа «качнулась» от себя самой далеко и навсегда?
    В ответ

    пишет : очкарик Откуда: аптека за углом
    24.08.2014 16:38
    "если политика в лице коммунистов танцевала культуру в лице М.Горького, то зачем удивляться тому же от политиков из страны «музыки толстых»?" - то "танцевание" заключалось в отдельных отстрелах и засылу некоторых туда, куда Макар телят не гонял, без должных на то оснований. Вы считаете, что "толстые" репрессируют ( ограничимся современностью, ОК?) свою художественную элиту?
    P.S. Не надо ручаться за Баха и Данте, нам не дано предугадать как им сегодня трансверснётся. И потом, были такие неслабые пари: Леонардо и Микеланджело. За Леонардо не скажу, но если бы Сикстинская капелла находилась бы где-нибудь тут, ваши сторонники давно бы залили многое там краской из баллончиков, усмотрев там "чего-нибудь не того", а мизуленовы потом оправдывали бы это в думах разного уровня.

    пишет : Алекс 75
    23.08.2014 02:36
    Какой прекрасный текст госпожи Улицкой!
    Как мастерски выстроены оппозиции в структуре текста!
    Уважаемая госпожа Улицкая!
    Вот, о шуйю сторону, Россия с ее субстанциональным, видимо, «невежеством» (трижды повторено, ну и синонимов различных целая палитра – сторонники «плетения словес» XIV века могли бы поучиться, да и современные проповедники тоже). И – народ, «потерявший нравственные ориентиры». За них стыдно.
    А напротив – австрийские министры под музыку Моцарта трактуют о совокуплении культуры и политики на европейский лад. Опять же, видимо – под музыку Моцарта. За Моцарта не стыдно. Вообще. Моцартовские квинты выше нравственных претензий.
    В этом прекрасном «художественном мире Улицкой» агрессивной (повторено несколько раз, чтобы не сомневались) России противопоставлен, конечно же, Моцарт. Не Америка (а то неудобно как-то будет про «милитаризм поточил когти в Чечне и Грузии», да?), не Меркель, безо всяких «когтей» подмявшая Европу под «четвертый рейх», поставившая экономику многих ее стран в рабскую зависимость, - нет, ЗАПАД здесь олицетворяет Моцарт. И ни слова о том австрийском супероружии (вот уж поистине результат соития политики и культуры, если продолжить метафору Улицкой), созданном к Первой Мировой, которое продолжает свое действие и доныне, и успешно используется – я говорю о той «австрийской этнолаборатории на Галичине, где удалось создать новый этнос-гибрид, ненавидящий все русское» (это не мой великодержавный шовинизм говорит, это слова закарпатского русина Д.Сидора, цитирую Международный исторический журнал «Русин» 2005, № 2) А тут – Моцарт… Ну а Моцарт, как известно, развязывать Третью Мировую не может. Значит, Россия. Ведь с бинарной логикой у людей культуры все в порядке…
    Чтобы мы не сомневались, нам живописали всю картину маслом: от прекрасно сохранившихся памятников архитектуры до шофера с английским, исключающим чаевые. Нет сомнения, культура и Европа – «близнецы-братья». Говорим одно – подразумеваем другое …
    И ведь нет ни слова лжи (в понимании бинарной же логики). Просто – писатель написал.

    В ответ

    пишет : Marichka Откуда: Новосибирск
    18.09.2014 13:36
    Присоединяюсь!

    пишет : Валентина Полякова
    22.08.2014 21:32
    Только что прочла о том как Ю.Никулин получил отдельную квартиру, до 71 года они жили в коммуналке и если не дочитать, то "ах какаие несчастные, жили в коммуналке". А в конце заметки вдова Никулина, мать М.Ю.Никулина говорит, что мне совсем не хотелось уезжать из этой квартиры. Мы жили в старинном доме, у нас было 5 комнат и рядом соседи в таких же условиях. Вот так все воспринимается под словом "коммуналка"... Лично я считаю, что для Улицкой никогда в России не будет хорошо и писать о культуре она может что угодно и сколько угодно, но она никогда не была патриотом и не будет! Она будет только поливать грязью прошлое (возьмите пример с гимном???) и получается, что некоторые культурные деятели считают себя судьями. Мне 70 лет, я в семье 13 ребенок, рождена в Германии, являюсь несовершеннолетним узником и все очень хорошо помню с 4-х лет. Помню как гимн люди слушали, вдохновлялись и словами и музыкой, разбирали завалы войны, строили, поднимали страну, не глядя на усталость, зная, что это необходимо именно сейчас... Поэтому и вы, господа, сейчас на этом свете и если бы у власти были люди типа Улицкой, то думаю, нас бы просто уже не было и страны нашей уже не было. В таком случае, читая и слушая подобные вещи, я думаю: а что ей надо в этой стране, ведь есть страны для нее идеально подходящие... Она может ответить мне, что это ее родина, то в таком случае можно ей сказать, что родину надо поддерживать, а не поливать... Не мною сказано КТО ПЛЮЕТ В ПРОШЛОЕ - НЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕГО! вот поэтому мы так и живем, что прошлое заплевано до некуда... Что ж вы тогда, господа хотите? Некоторые комментарии вообще читать невозможно, особенно про Крым, видимо историю вообще никто не знает.
    В ответ

    пишет : Marichka Откуда: Новосибирск
    18.09.2014 13:42
    Согласна с вами полностью, мои воспоминания такие же как у вас, а не о колбасе
    В ответ

    пишет : Evgeny Polyak Откуда: СПб
    24.08.2014 15:57
    Вам 70лет, стало быть, Вы1944 г. рожд.( да на территории врага?! Как это, как это???) 4г. Вам исполнилось в1948году, так что вряд ли вы помните снабжение по карточкам, но может Вам с мамой доводилось стоять в очередях за хлебом-мылом? Да-а, "Цены снижали", только вот я помню,как соседи по коммуналке в Ленинграде, посылали в Свердловск твёрдокопченую колбасу, с ужасом рассказывая, что месяцами мяса люди не видят, моя деревенская бабушка рассказывала, что немцы-квартиранты детей шоколадом угощали (это под Вязьмой, Смоленская обл.), а после войны, чтобы корову прокормить и поднять на ноги четверых детей, НОЧАМИ ! обкашивала КАНАВЫ !! - сено заготавливали только для колхоза.......много чего было,"товарищ" Полякова....
    В ответ

    пишет : Marichka Откуда: Новосибирск
    18.09.2014 13:41
    Какие то сказки про очередь за хлебом, видимо какое то общество колбасоманов мешает всё в кучу - война, немцы, карточки, ну и, конечно, - колбаса! Непонятно, а как сейчас, добровольно люди годами не едят колбасу! Это основной продукт России!-судя по опусам Поляковых
    В ответ

    пишет : Inna Silaeva
    04.09.2014 17:30
    Евгений,многие не представляют,что такое карточки.Не представляют,как это в 5 утра и зимой и летом подниматься,идти в булочную,занимать очередь и ждать открытия магазина,привоза хлеба и потом бежать в школу. А после школы,отрезать кусок хлеба,посыпать солью и поесть,запивая водой. Но восстановили народное х-во,отстроили страну.А в заключение хочу сказать : Патриотизм не продают в нагрузку к беретам,сапогам или пальто,и коль вам стыдно называться русским,вы,батенька,не русский.Вы - никто.
    В ответ

    пишет : nikiv Откуда: г. Гагарин
    23.08.2014 09:09
    Вполне возможно, "если бы у власти были люди типа Улицкой, то думаю, нас бы просто уже не было и страны нашей уже не было". Помнится, взялся за Москву Гавриил Попов - спас её коррупционный запал Лужкова, блаженным в политике не место. Но! Вторя вашим словам. если бы у власти были люди типа вас, мы бы ваще на свет не появились и Россия, как великая многонациональной культурой страна - не состоялась. Я люблю СССР, в нем остались мои родители-коммунисты. но плюю в грязь политического авторитаризм власти, как прошлого, так и нынешнего Кремля, задающего тон административного халуйства от Москвы до самых до окраин, прикрывающегося патриотизмом, самым лучшим убежищем для подонков - именно поэтому Украину накрыла, немыслимая в 21 веке, гражданская война.

    пишет : VIK ALEX Откуда: Россия
    22.08.2014 20:28
    Человеческая животная природа оказалась сильнее цивилизации. Ни религия, ни культура, ни философия и все гуманитарные науки не одолели первобытные инстинкты не только у малообразованного населения Земли, но и у элиты человечества. Так называемый патриотизм-национализм растет из нашего пещерного родоплеменного прошлого. И г-жа Улицкая вместе с немногими единомышленниками об этом горько сожалеет...
    Присоединяюсь, Виктор Александрович, Санкт-Петербург.
    Страница комментариев из 4

    Новости