Ссылки для упрощенного доступа

Размытые контуры


14 сентября в возрасте 78 лет умер художник Юрий Ларин, сын революционера Николая Бухарина, расстрелянного в 1938 году. После ареста родителей он жил у родственников, а когда арестовали и их – попал в детский дом. О своем происхождении Юрий Ларин узнал в двадцать лет, когда его мать Анна Ларина вернулась из лагеря. В 1958 году Юрий Ларин окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, работал инженером-гидротехником. В начале 1960-х получил разрешение вернуться в Москву. С 1972 года участвовал в московских, российских и всесоюзных выставках. В 1980 году впервые обосновал свой художественный метод "концепция предельного состояния". Четыре года посвятил переводу книги Стивена Коэна о Н. И. Бухарине. В 1982 году состоялась первая персональная выставка в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой. В 1987 году – первая персональная выставка Юрия Ларина за рубежом, в галерее Books&Company Art (Нью-Йорк). В 2011 году в музее "Царицыно" прошла последняя крупная прижизненная выставка художника. В 2013 году был издан альбом, включивший воспоминания Ларина о детстве, а также размышления о связи природы и творчества.

Юрия Ларина вспоминает правозащитник, бывший директор Музея и общественного центра им. А. Д. Сахарова Юрий Самодуров.

Несколько раз в жизни я Юрия Николаевича Ларина видел. Первый раз, когда еще была жива его мама, которая совсем молодой стала вдовой Бухарина и через 20 или 30 лет после его расстрела записала на бумагу политическое завещание Бухарина, которое выучила наизусть перед тем, как Бухарина арестовали. Мама попала в лагерь, а сын "естественно" попал в детдом. Не помню, вышла или нет уже к моменту, как я ее увидел, ее книга воспоминаний. Все казалось нереальным – не может же быть, что передо мной сидят и жена Бухарина, и их с Бухариным сын. Только позже, уже на другой квартире, я увидел и полистал изданный в Нью-Йорке толстый альбом с репродукциями работ художника Юрия Ларина (Бухарина). То, что увидел, сначала как-то не очень произвело впечатление – немного условные и очень приглушенные, бледные по тону пейзажи с размытыми "контурами" предметов. Поэтично и неярко (это мое первое впечатление). Потом был у Юрия Ларина еще раз (наверное последний), уже после смерти его мамы, чтобы попросить, кажется, что-то либо на выставку, а может быть, и в подарок музею и центру имени Сахарова. Имя "Бухарин" все время стояло в голове – это сын Бухарина, а значит, его живая частичка. И это невероятно. Но позже как-то почувствовал (или мне так показалось), что главное для этого человека – не чей он сын, а то, что он художник и пишет картины, что он живет ради этого. К сожалению, ряд причин – сначала полузапрет на имя, потом опухоль и операция на мозге, и после которой он продолжал писать картины, все время явная ненастырность, ненавязчивый характер, непривычка говорить о себе, скромность – привели к тому, что в московской художественной жизни в наше время Юрий Николаевич Ларин участвовал негромко, и выставок у него было не так много, как бы этого хотелось. Поэтому впечатление зрителей о Ларине как художнике – имею в виду не знатоков – еще не состоялось. Если это будет возможно, нужна хорошая и большая выставка Юрия Николаевича Ларина в Москве. К сожалению, как нередко бывает, уже посмертная.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG