Дмитрий Навоша в блоге на сайте "Sports.Ru" изучает вероятность того, что Россию лишат проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.
Несколько деловых радиостанций и газет регулярно обращаются за комментариями спортивно-экономического толка (а в последнее время все больше спортивно-политического, потому что поскреби российскую спортивную экономику – найдешь политику). В последние дни зазвучали те же вопросы, что задавались прошлыми весной и летом: "Насколько вероятно, что Россию лишат проведения чемпионата мира 2018 года"? В свете новых санкций, которые будут рассматриваться по итогам Мариуполя.
Ответ, в общем, за последние полгода не изменился. Воспользуюсь блогом, чтобы подробно (извините, если занудно) расшифровать короткие радийные комментарии:
1. Такое решение ФИФА крайне маловероятно, если принуждение Украины к "русскому миру" не разрастется в большую войну и не спровоцирует принципиально иной характер санкций в отношении России. Для проведения значимых спортивных турниров никому не требуется быть образцовыми демократиями – неоднократно они проходили в странах с авторитарными режимами. В том числе и вполне кровожадными. Например, Аргентиной во время футбольного ЧМ-1978 правила настоящая, не выдуманная военная хунта со всем набором полагающихся хунтам свойств (аресты, пытки, убийства политических оппонентов). Если обращаться к самым свежим примерам, то в минувшем мае хоккейный чемпионат мира успешно прошел в Беларуси, хотя ее президент Лукашенко давно изгой в западном мире, а политзаключенных в стране – около сотни.
Потеря ЧМ-2018 становится реальной или даже неизбежной, если последует широкомасштабная война или другая форма эскалации конфликта, которая существенно повысит уровень международной изоляции России
Короче, если пик вооруженного противостояния все-таки пройден, и дальше напряжение пойдет на убыль, решения о переносе ЧМ-2018 не последует. (В данном посте я не рассматриваю неполитические причины переноса – например, аналогичные футбольному ЧМ-1986, от которого Колумбия отказалась по экономическим причинам, и который был перенесен в Мексику, незадолго до этого принимавшую уже ЧМ-1970.)
2. Но потеря ЧМ-2018 становится реальной или даже неизбежной, если последует широкомасштабная война или другая форма эскалации конфликта, которая существенно повысит уровень международной изоляции России. Например, решение об исключении Югославии из всех международных футбольных турниров в период с 1992-го по 1995-й было следствием всеобъемлющего, тотального эмбарго, введенного резолюцией 757 Совета безопасности ООН (да, при поддержке России – на случай, если вы собирались спросить) – за военные действия в Боснии. Этот уровень санкций был многократно жестче тех, что приняты на данный момент США и Евросоюзом в отношении России: странам-членам ООН запрещались любое торговое, научно-техническое, культурное и спортивное (это было отдельно прописано) сотрудничество с Югославией. Исключение было сделано только для ввоза медикаментов, продовольствия и т.д. (Аналогичной резолюции Совбеза ООН в отношении России, кстати, ждать не стоит – там у России право вето.)
Но что бы завтра ни произошло в Мариуполе, Волновахе или других местах восточного Донбасса, новости из Ньона и Цюриха не будут скорыми. Прямой, однозначный запрет на участие крымских клубов в чемпионате России УЕФА озвучил, например, только в декабре 2014 года (а до этого от конкретных решений всячески устранялся). То есть ФИФА и УЕФА ни в коем случае не возьмут на себя инициативу – они никогда, в общем, так не делают. И если какие-то санкции от них последуют, это будет в конце, а не в начале длинной цепочки новых санкций. Но и упираться, гнуть какую-то свою линию ФИФА и УЕФА не станут, даже если вы правда считаете Блаттера и Платини друзьями Путина. Только формализуют на своем уровне новое российское положение в мире. Если ему, не дай бог, суждено ухудшаться и дальше.
* * *
Заместитель председателя Государственной думы Российской Федерации Игорь Лебедев в блоге на сайте "Чемпионат.com" прокомментировал решение исполкома РФС об исключении крымских клубов из чемпионата России. Также Лебедев высказался по поводу возможности создания в Крыму отдельной футбольной лиги, которая будет напрямую подчиняться УЕФА.
Крымских клубов не будет в чемпионате России до тех пор, пока это не будет согласовано с вышестоящими футбольными организациями
- Я думаю, решение об исключении связано с тем, что в своё время РФС принял решение о включении клубов в российский чемпионат, но оно не было утверждено УЕФА и ФИФА. Здесь имеет место юридический казус, поскольку решение было принято, но вступить в силу оно не может. Крымских клубов не будет в чемпионате России до тех пор, пока это не будет согласовано с вышестоящими футбольными организациями. Буквально на днях Мишель Платини приезжал в Москву и имел разговор с Николаем Толстых. Не исключаю, что этот вопрос обсуждался во время встречи. Видимо, такое решение было принято для юридической "чистоты" РФС.
Я вижу только один единственно возможный путь развития для крымских клубов – участие в чемпионате России. Создание отдельных лиг, которые подчинялись бы напрямую УЕФА, я считаю полным бредом. Мы всячески – политически, экономически – подчёркиваем, что Крым составляющая часть Российской Федерации. Но вот в плане футбола они создадут свою лигу, которая будет подчиняться УЕФА. Я считаю, это полный бред. Необходимо дождаться, когда утихнет вся суета, мировое сообщество признает Крым территорией Российской Федерации, и тогда, поверьте мне, уже на следующий день все вопросы с признанием крымских клубов будут сняты. До тех пор, чтобы футбол в Крыму не умер, можно проводить товарищеские матчи, чемпионат Крыма под эгидой РФ, но не создавать лигу с подчинением УЕФА. Да и УЕФА, я думаю, не признает такое решение", – заявил Лебедев.
* * *
Сергей Бавли в блоге на сайте издания "Спорт день за днем" пишет об изыскании внутренних резервов для футбола России
Если судить по частоте и интенсивности обсуждений в различных СМИ, то основная проблема российской экономики в этот сложный для нее период – задержка зарплаты главному тренеру национальной сборной Фабио Капелло. В обсуждение втянуты президенты ФИФА и УЕФА. "Это очень плохая реклама для российского футбола", – комментирует Мишель Платини. Вот ведь обидно-то как! Наш футбол нуждается в хорошей, в очень хорошей рекламе. Без нее этот продукт и на российском-то рынке не очень продается, отечественные телевизионщики очередь за правами на трансляцию матчей национального первенства не устраивают. ФИФА подсуетилась и благородно подбросила РФС 750 тысяч долларов. "Это незначительные средства", – мгновенно отреагировал глава РФС Николай Толстых. Видимо, Капелло придется еще подождать. А если у итальянца лопнет терпение и он все же пожалуется в УЕФА?
Сейчас на повестке дня обсуждение еще одной важной темы. Тоже из области футбольной экономики. Руководители клубов намерены предложить футболистам зафиксировать курс доллара и евро на определенной отметке, существенно ниже реального значения. Если попросту, недоплачивать по контрактным обязательствам. Президент РФПЛ Сергей Прядкин убежден, что это вполне нормальная инициатива: у нас и налоги меньше, и вообще даже после фиксации курса игроки хорошо будут зарабатывать. Юридическая оценка предлагаемого нововведения никого, похоже, не беспокоит.
Самые богатые и титулованные клубы мира подвержены экономическим катаклизмам, они же не на необитаемом острове функционируют, напротив, напрямую связаны с положением дел в своих странах и в ЕС
Существуют цивилизованные способы разгрузить зарплатную ведомость. Например, попросту продать футболистов, содержание которых не по карману. Всякое бывает. Самые богатые и титулованные клубы мира подвержены экономическим катаклизмам, они же не на необитаемом острове функционируют, напротив, напрямую связаны с положением дел в своих странах и в ЕС. Вон гляньте на оба миланских суперклуба, не так они ведут себя на трансферном рынке, как совсем еще недавно. И результаты тут же подсели.
А универсальный рецепт один: опора на собственные силы, подготовка доморощенных мастеров, отладка футбольного бизнеса. Если по Жванецкому, "пусть доложат нам об изыскании внутренних резервов", а не о произвольной фиксации курса валют.
Кстати, ставка на собственных воспитанников поспособствует и заполняемости стадионов, и повышению интереса к отечественному футболу. Такому повышению, что, глядишь, и российские телекомпании начнут приобретать права на трансляции матчей отечественного чемпионата. Клубы смогут зарабатывать на футболе. Сегодня это отдает маниловщиной.
А фиксация курса?