Ссылки для упрощенного доступа

Новые сила и радость острова Рюген


Восстановленные корпуса курорта Прора
Восстановленные корпуса курорта Прора

Бывший когда-то символом нацистских представлений об отдыхе трудящихся курорт становится популярным центром туризма

В Германии любят отдых на севере страны на побережье Балтийского, называемого здесь Восточным, моря. Ныне появляется возможность приобрести благоустроенные новые квартиры в 100 метрах от морского берега, в отреставрированных зданиях гигантского комплекса, памятника архитектуры национал-социализма. Этот комплекс имеет интересную и противоречивую историю, начинавшуюся с мечты Адольфа Гитлера.

"То, что другие только обещали, фюрер сделал реальностью: он дал работу, он вернул радость жизни, он ликвидировал власть господ, каждый чувствует себя равноправным членом народного германского сообщества, имеющим право и возможность путешествовать по прекрасной Германии, возможности для отдыха и улучшения состояния здоровья. Все это в программе "Сила через радость". Это цитата из выступления лидера германского Трудового фронта Роберта Лея.

Да, была у национал-социалистов такая социальная программа "Сила через радость" – программа массового отдыха трудящихся. Будучи важной частью деятельности заменившего профсоюзы единого Трудового фронта, она реализовывалась, в частности, через морские круизы для населения. Кроме этого, программа "Сила через радость" предлагала вечера отдыха, курсы гимнастики и плавания, шахматные турниры, курсы кройки и шитья, спектакли и концерты. Историк Гётц Али назвал программу и ее цели созданием диктатуры отличного самочувствия. Вершиной программы "Сила через радость" должно было стать осуществление мечты фюрера – строительство гигантских домов отдыха на Балтийском побережье, мечты сделать немцев "коричневыми" не только по цвету одежды, но и под ней. Первым таким проектом, названным, по месту расположения, Прора на острове Рюген, был проект дома отдыха и купальни одновременно для 20 тысяч человек.

Архитектурный проект получил Гран-при на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Комплекс был возведен к 1939 году, но только начавшаяся война остановила реализацию грандиозного плана. 8 соединенных друг с другом шестиэтажных корпусов протяженностью по 550 метров каждый протянулись вдоль берега моря почти на 5 километров. Но хотя стены и были возведены и заведены под крышу, отделочные работы были с началом войны отложены до лучших времен, а сама война продиктовала временное использование зданий для иных целей. Рассказывает одна из руководительниц просветительского документационного центра Прора Катя Луке:

– С началом войны части зданий были отданы под центр обучения полицейских батальонов, которые отправлялись в составе вермахта на фронт, где принимали также участие в акциях уничтожения. Тут же размещался центр по подготовке так называемых женских вспомогательных сил вермахта, прозванных молвой "блиц-девушками". Кроме этого, позднее силами так называемых цвангсарбайтеров из Восточной Европы, то есть силами угнанных из Восточной Европы на принудительные работы, в зданиях комплекса был оборудован лазарет. Теперь известно, что такой вариант мультифункциональности, вариант перепрофилирования зданий для военного времени рассматривался и планировался изначально.

О послевоенной истории комплекса зданий рассказывает историк Марко Эсселинг:

– Сначала советские военные использовали два блока для упражнений подрывников, после чего от них остались руины, а один корпус был полностью взорван. До этого батареи отопления и другие металлические элементы зданий были вывезены в СССР, а каменные руины использовались в качестве строительного материала.

С 1956 года сохранившиеся части комплекса – пять его корпусов – стали казармами народной армии ГДР. Позднее в 1980 году в них был размещен не совсем обычный армейский контингент. Рассказывает Катя Луке:

– Это был стройбат народной армии ГДР, специально созданный род войск для тех, кто хотел и по единственному в своем роде для всего соцлагеря восточногерманскому закону имел право отказаться от армейской службы с оружием в руках. Пацифизм в ГДР поддерживала церковь, которую в "социалистическом раю" все же уважали. Эти части молодых пацифистов строили гавань Мукран для паромов, ходивших в Данию и прибалтийские республики СССР.

Одна из проблем сохранения памяти об истории Проры заключается в том, что земельные власти хотят сделать акцент в экспозиции возможного будущего информационно-просветительского центра не на национал-социализме с его промывкой мозгов и не на принудительном труде людей, пригнанных из стран Восточной Европы, в частности, с Украины, а на пацифистах из стройбата, которых они хотели бы превратить чуть ли не в диссидентов

После падения Берлинской стены и объединения Германии комплекс зданий на острове Рюген долго оставался никому не нужным. И вот сравнительно недавно настало, наконец, время поселиться в этих исторических стенах тем немцам, которые хотят просто жить на берегу моря, купаться и загорать. Молодежная гостинца на 400 коек была первым подобным учреждением, но сейчас рынок недвижимости привлекает не только отдыхом на море, но и возможностью сделать перспективное вложение капитала. Идет полная перестройка зданий изнутри – вместо созданных при Гитлере спартанских комнат на двоих площадью 12 квадратных метров с умывальником, но без душа и туалета, которые по национал-социалистическому проекту были общими, возникают большие квартиры и апартаменты со всеми удобствами, а здания получают незапланированные изначально балконы. Торговля этой новой недвижимостью в 100 метрах от моря идет успешно.

Как в этих условиях сохранять память о пестрой истории этого колосса национал-социалистического строительства? Об этом нет единства взглядов в ФРГ, и многие рекомендации историков были отвергнуты властями земли Мекленбург – Передняя Померания, на территории которой находится комплекс. Пока просветительская работа ведется энтузиастами документационного центра Прора. Рассказывает Марко Эсселинг:

Стремлению нацистов создать гигантскую систему массового совместного проведения отпусков трудящимися для дополнительной промывки их мозгов в духе национал-социализма необходимо противопоставить максимально разнообразную систему использования зданий в социальных и культурных целях

– Мы осуществляем педагогическую опеку молодежи. Многие приходят в наш информационный центр на нашу постоянную выставку, мы устраиваем исторические викторины, лекции, но все это факультативно, по свободному выбору молодых людей, которые не обязаны нас посещать. Тем не менее летом у нас обычно очень хорошая посещаемость. Одна из проблем сохранения памяти об истории Проры заключается в том, что местные власти хотят сделать акцент в экспозиции возможного будущего информационно-просветительского центра не на национал-социализме с его промывкой мозгов и не на принудительном труде людей, пригнанных из стран Восточной Европы, в частности, с Украины, а на пацифистах из стройбата, которых они хотели бы превратить чуть ли не в диссидентов. Да, молодые люди после альтернативной службы в армии сталкивались с трудностями – власти отказывались принимать их на работу на некоторые должности, но почему же в пользу этого сюжета надо затушевывать национал-социалистическое прошлое? Здесь, возможно, играет свою роль ситуация с активностью немалого числа ультраправых в немецких землях, входивших в прошлом в состав ГДР.

"Монстр у моря". Сюжет немецкого телеканала 3sat

– Наш центр инициировал установку нескольких так называемых "камней преткновения" – камней в асфальте и брусчатке с латунными пластинами в память о депортированных с Рюгена и убитых гражданах еврейского происхождения, – рассказывает Катя Луке. – Эти скромные напоминания перед домами, где жили жертвы нацистской диктатуры, были в ночное время варварски вырыты неизвестными хулиганами, как предполагается, неонацистами.

Судьба воплощенной в камне мечты Адольфа Гитлера в будущем пока не вполне ясна. Большая часть зданий и территории уже находится в собственности инвесторов, то есть в частном владении, и не исключено, что через какое-то время все сооружение окажется огороженным забором без свободного доступа для туристов. У властей земли Мекленбург – Передняя Померания, которой пока все еще принадлежит один корпус, нет средств для его санации, как нет и ясных планов по использованию помещений.

– Необходимо разъяснять, с какой идеологической подоплекой создавался этот колосс нацистских времен, – уверена Катя Луке. – Необходимо рассказывать об истории использования комплекса. Для этой работы и нужен образовательный центр непосредственно в Проре. Сами здания, несмотря на то что комплекс в целом признан памятником архитектуры и находится под защитой государства, возможно, вскоре потеряют свой первоначальный облик. В любом случае, стремлению нацистов создать гигантскую систему массового совместного проведения отпусков трудящимися для дополнительной промывки их мозгов в духе национал-социализма необходимо противопоставить максимально разнообразную систему использования зданий в социальных и культурных целях. Пока же развитие Проры выглядит несколько односторонним.

На фоне дискуссии о памяти Проры, о том, как корректно относиться к наследию программы "Сила через радость", завершаются последние приготовления к открытию гигантского курорта на острове Рюген. Согласно планам застройщика, ревитализация жилого комплекса завершится в октябре этого года.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG