Ссылки для упрощенного доступа

"У вас еврейское лицо"


Константин Рацер на съемках
Константин Рацер на съемках

Кинорежиссеру отказали в работе из-за его национальности

Актер и режиссер Константин Рацер разместил на своей странице в фейсбуке сообщение о визите в московский продюсерский центр "Жар-птица", где он не прошел кастинг. Причиной отказа была названа национальность соискателя. Директор "Жар-птицы" Татьяна Трубникова отрицает, что допустила антисемитские высказывания, однако распространила через социальные сети ответ Рацеру. Несколько деятелей культуры уже отказались от сотрудничества с этим продюсерским центром.

Как пишет Константин Рацер, в продюсерский центр "Жар-птица" он обратился, увидев в интернете объявление о том, что для съемок некого неназванного фильма требуется второй режиссер:

– Было заявлено, что это агентство собирает киносъемочную группу для нового исторического проекта. В связи с тем, что сейчас работы стало намного меньше, чем было раньше, каждое такое объявление ценится на вес золота. Поэтому любой профессиональный человек на это откликается, если в данный момент он не занят работой. Я отправил свое резюме, снабдив его, между прочим, своей фотографией. Мне пришел ответ, в котором говорилось, что "мы посмотрели резюме и приглашаем вас на собеседование". В назначенное время и час я пришел в "Жар-птицу".

Было ли указано в этом объявлении, что существуют какие-то ограничения?

– Нет, не было. А если бы было, то это в порядке вещей. К примеру, мне как-то позвонили: "Костя, ты английский знаешь?" Я говорю: "К сожалению, не очень хорошо". "Жалко, потому что нужен второй режиссер со знанием английского. Снимают американцы". Здесь все понятно сразу, тут никакого спора не может быть. Но, повторяю, в объявлении Татьяны Трубниковой ничего такого написано не было. Просто приглашаются вторые режиссеры. Также была указана должность исполнительного продюсера и еще несколько вакансий.

Сначала мне показали хозяйство этого продюсерского центра. Меня провели по складу с реквизитом, с мебелью. У них там и костюмы какие-то есть. Говорят – пользуйтесь, пожалуйста. Затем я вернулся в кабинет директора. Сел на стульчик перед Татьяной Трубниковой, и она мне говорит: "Вы хотите сказать, что вы были режиссером телефильма "Орлова и Александров"?" На что я деликатно уточнил, что не был режиссером-постановщиком, а был вторым режиссером на этом проекте. Что в резюме это написано. И про себя подумал, что, видимо, человек не читал резюме. Во всяком случае, достаточно подробно, если он задает такой странный вопрос.

После этого мне было сказано сразу впрямую, что я не подхожу в качестве второго режиссера: "Знаете это очень тяжелый проект". Я говорю: "Но у меня достаточно опыта, я не один тяжелый проект проводил". – "Нет, к сожалению, вы не подходите, вы не потянете. Это очень серьезная история. Она про Русь до принятия христианства". Тут уж я напрямую спросил: "И что?! Вы хотите сказать, что я не могу с еврейской фамилией участвовать в этом проекте?" И услышал ответ: "Да, вы не можете с еврейской фамилией участвовать в этом проекте". Я сделал еще одну попытку: "А вот у меня мама русская. Может быть, я могу..."

Действительно, как актер вы значитесь в титрах многих фильмов как Константин Комаров.

Константин Рацер
Константин Рацер

– Это не помогло. Татьяна ответила: "Нет, нет, нет. Я вот специально приглашаю людей, чтобы посмотреть. Даже если бы у вас была фамилия Иванов, к сожалению, ваше лицо говорит об обратном. Это такой проект, что даже человек, работающий на хлопушке (помреж это называется), не может быть неславянской национальности и не с русской фамилией". Я, честно говоря, немножко растерялся: "Вы шутите или серьезно?" И все. Мне дали понять, что я не могу ничего знать про историю дохристианской Руси, особенно при моей фамилии. Я был в таком легком ауте и потому сказал: "Видимо, это последняя капля в моей жизни. Мне придется серьезно задуматься о моей перспективе здесь. Если так дело пошло, то я просто уже не смогу в России работу найти".

Понимаете, я актер по первой профессии и прекрасно знаю, что такое типажи. Мне сложно представить, что я бы играл какого-то простого русского парня. Не подходишь на роль по таким основаниям – нет проблем! Но зритель не видит лица второго режиссера!

Сообщили ли вам, на какой фильм осуществляется таким способом набор? Может быть, Татьяна Трубникова не свою позицию формулировала? Может быть, она знает, что там будет конкретный режиссер и конкретный заказчик, простите, антисемит? Узнали ли вы подробности?

Если бы где-то в США или в какой-то европейской стране так сказали – вы еврей, мы вас не возьмем?

– Очень мало. Они не говорят, какой это проект, каково его название, кто режиссер и продюсер. Я лишь понял из разговора, что сценарий был написан 10 лет назад и его заморозили. А теперь пришло время, как мне сказали, снять о дохристианской Руси. Там прозвучало замечательно слово "руны". И для этого нужны исключительно, видимо, люди славянской национальности. Планирует этот проект или помогает ему Всероссийское географическое общество. Съемки будут где-то на Урале. Это все, что я знаю.

Конечно, вряд ли Трубникова сама дает деньги на такой большой проект. Я не думаю, что студия "Жар-птица" имеет возможность его финансировать, ведь исторический проект всегда дорогой. Кто-то же эти деньги дает. Может быть, Госкино, Минкультуры, я не знаю. Могу лишь сказать, что такие вещи независимым продюсерам делать очень сложно.

Вы давно в профессии. Случалось ли вам прежде уже сталкиваться с запретами по таким мотивам?

– Никогда! Я, слава богу, родился давно. Я жил в СССР, где был "пятый пункт". Все знали правила игры. И никогда в лицо мне никто подобные вещи не говорил – ни при приеме на работу, ни при обсуждении ролей.

пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:11:32 0:00
Скачать медиафайл

Когда я вышел оттуда, то размышлял по дороге домой: а вот, например, если бы где-то в США или в какой-то европейской стране так сказали – вы еврей, мы вас не возьмем? Я думаю, что этой компании уже, наверное, не было бы и этого человека в этой компании. Что меня действительно возмутило – как же можно о человеке судить только по национальному признаку?! Куда же мы тогда будем двигаться дальше? Я понимаю, что мой случай – частный. Но если это разрастется пышным деревом, то это будет печально.

Хоть мне и 53 года, но для меня это был первый такой личный опыт. Теперь я знаю не просто в теории, а на практике, что тебе могут в лицо цинично с улыбкой говорить об этом, причем не обсуждая твоих профессиональных возможностей, вообще никак не спрашивая, где вы работали, хотя бы для приличия, что вы делали. Я спросил у них: "А зачем вы меня, вообще, пригласили?" Они отвечают: "Ну, познакомиться, показать вам студию", – говорит Константин Рацер.

Я живу в прекрасной стране под названием Россия, и по национальности я русская и этим горжусь

Татьяна Трубникова отказалась давать интервью Радио Свобода, сославшись на то, что все, что хотела сказать, уже изложила в своем посте на фейсбуке. Однако в этом тексте вместо фамилии Рацер написано "Рацнер". Так может, речь идет о другом человеке? "Об этом. Да и какая разница, Рацер или Рацнер?" – отмахнулась моя собеседница. Еще в телефонном разговоре Татьяна Трубникова сообщила: "Мы с ним разговаривали о славянской культуре, и разговор не получился", добавив, что антисемитских высказываний не допускала, а это ее собеседник повел себя некорректно, что он был возмущен тем, что кабинет Татьяны Трубниковой был увешан, как она выразилась, "мандалами". О самом проекте – ни слова. "Это конфиденциальная информация", – сказала директор продюсерского центра.

Ну а ответ Константину Рацеру в социальных сетях Татьяна Трубникова начинает со слов "Я живу в прекрасной стране под названием Россия, и по национальности я русская и этим горжусь". При этом автор не скупится на уничижительные оценки оппонента. В тексте огромное количество грубых грамматических ошибок. Сохранив орфографию и пунктуацию оригинала, приведем цитату:

Пост Татьяны Трубниковой
Пост Татьяны Трубниковой

"Мне кажется, что он все таки не понял причину по чему ему отказывают и ему стоит задуматься и она уж точно не в национальности. Человек заработал себе дешевую популярность в интернете, но не подумал, что теперь уж точно любой работодатель задумается стоить ли иметь с ним дело, поскольку из всего он может раздуть скандал. Приглашая господина Рацнера я ознакомилась с его анкетой и прекрасно понимала с человеком какой национальности я буду беседовать и как не странно это меня ничуть не смутило. Я работаю, знакома и дружу с большим количеством людей и никогда вопрос наличия той или иной национальности мог бы меня смутить, это большая глупость. И мне очень жаль, что нашему киносообществу не чего больше обсудить, кроме истерики обиженного судьбой человека".

Константин Рацер тоже сожалеет – о том, что не может предоставить юридически значимых доказательств:

– Конечно, она не сознается в проявлении антисемитизма. Это серьезное обвинение. Понимаете, я никогда не приходил на собеседование с каким-то диктофоном. Это смешно! Но есть люди, которые мне верят. Вернувшись домой, я тут же написал пост на фейсбуке. Она не ожидала, что поднимется какое-то обсуждение. Мои друзья из Петербурга и из Москвы сказали, что это нельзя оставлять без внимания. Некоторые актеры, например, Олег Чуприков и еще несколько человек, в знак протеста вышли из состава этого агентства. Трубникова назвала меня "обиженным судьбой человеком". Я никогда себя обиженным судьбой не считал.

Репутация для меня имеет большое значение. Поэтому мне нет смысла врать или делать какой-то пиар. Так получилось, что это событие вызвало большой резонанс. Спору нет, некоторые актеры скандальным пиаром занимаются, да и не только актеры. Можно на пустом месте человека распиарить. Но мне пиара особо делать не надо. Мой пиар – это моя работа. Есть люди, которые со мной работали. Они прекрасно знают, что я умею делать, что я не умею делать. Я снял свое кино как режиссер-постановщик, автор сценария и продюсер. И я его финансировал.

О каком фильме вы говорите?

– Я сделал картину под названием "В ожидании". У меня снимались Игорь Ливанов, Лена Цыплакова, Клаудиа Бочар, Павел Крайнов, Ирина Чипиженко – это люди, которые, прочитав мой сценарий, дали согласие фактически бесплатно сняться в этой картине только потому, что им понравился сценарий. Мы сделали работу за очень короткий срок, за 11 смен я снял эту полнометражную картину. Сейчас я ее доделываю, занимаюсь постпродакшен. Так что мой пиар – это мои дела, – говорит Константин Рацер.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG