Ссылки для упрощенного доступа

Руководитель правозащитного фонда "Демос" Татьяна Лакшина не разочарована от встречи с Джорджем Бушем


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие руководитель правозащитного фонда "Демос" Татьяна Лакшина.



Андрей Шарый: Сейчас подробнее поговорим о встрече американского президента с представителем российских неправительственных организаций. Обсуждалась ситуация в Чечне, закон о неправительственных организациях, судьба осужденных руководителей ЮКОСа и другие темы. Об этом подробнее я беседовал с руководителем правозащитного фонда "Демос" Татьяной Лакшиной, которой удалось передать Джорджу Бушу некоторые документы, связанные с ее работой.



Татьяна Лакшина: Я передала Бушу документ с правозащитной конференции, которая состоялась в Москве 5 июля. Специально вырабатывали рекомендации для Российской Федерации в свете саммита "большой восьмерки". Это касается целого ряда проблем. Это я ему передала через посла. В руки я ему отдала две фотографии из горного хутора Регахой, который находится в Чечне, но фактически уже на горной границе Чечни с Дагестаном. В апреле 2004 года (Радио Свобода об этом много говорила) в результате бомбежки хутор был разрушен. Под обломками погибла женщина и ее пятеро детей, крохотных детей. Я ему передала одну фотографию с этими детскими трупами и разрушенным домом, и другую фотографию, снятую с соседнего холма - просто вид на эту местность. Очень красивый, идиллический пейзаж. Я понимаю, что это эмоциональный шантаж. Но такие возможности нам выпадают не часто. Я надеюсь, что это каким-то образом его зацепило. Фотографию он смотрел внимательно, забрал их с собой.



Андрей Шарый: У вас есть ощущение, что сегодня вечером Джордж Буш во время барбекю покажет эти фотографии Владимиру Путину?



Татьяна Лакшина: Мне бы хотелось надеяться, что Буш покажет эти фотографии Владимиру Путину сегодня прямо за ужином, но я, конечно, уверена, что ничего подобного он не сделает. Потому что это очень сильно испортит застольную атмосферу. Но он обещал в своих разговорах с Путиным поднять те проблемы, которые сегодня представители гражданских организаций доводили до его сведения. Эта проблема отсутствия независимого суда, проблема со свободой слова, это проблемы с отсутствием реальных и справедливых выборов и это то, о чем говорила я - проблема Чечни и Северного Кавказа, и проблемы того, что конттеррористические меры выливаются реально в государственный террор.



Андрей Шарый: Татьяна, у вас есть ощущение, что встреча сегодняшняя Джорджа Буша с представителями российских неправительственных организаций имела результат и имела смысл?



Татьяна Лакшина: Я не разочарована. Встреча длилась 1 час 15 минут вместо запланированного часа. Он проявил заинтересованность. Внимательно слушал, на все реагировал. Единственное, что у меня вызвало разочарование, в данном случае то, что он сказал, кроме абсолютно ожидаемых, как это неприятно, но совершенно ожидаемых слов о том, что Путин его друг и партнер, что он очень уважаем друга Владимира. Он сказал, что это естественно вся эта дружба и все это уважение, но это отнюдь не означает, что он не затрагивает проблемы, о которых мы здесь говорим, что ему очевидно, что происходит откат от прав человека, от демократии. Он эти проблемы затрагивает, но он считает, что их гораздо лучше затрагивать в частной беседе, что частная критика гораздо более эффективна, что это лучше обсуждать при закрытых дверях. Вот здесь я вижу серьезную проблему. Потому что все правозащитные организации России абсолютно убеждены, что этот подход, который, кстати, разделяет Европа, исчерпал. Эта критика при закрытых дверях не работает, что это просто профанация реального диалога.



Андрей Шарый: У вас не создалось ощущения, что представители американской администрации, начиная с Джорджа Буша, прекрасно информированы, прекрасно дают себе отчет в том, что происходит в России, что ваша встреча с ними сегодня была одним из подтверждений этой осведомленности, однако предпочитают как-то порционно что ли подчивать своего партнера критикой по этому поводу?



Татьяна Лакшина: Да, безусловно. У меня давно складывалось такое впечатление. Но в данном случае, в конце концов, Буш, действительно, встретился с представителями гражданских организаций до своей первой встречи с Путиным, до всех официальных встреч, чтобы выслушать наше видение ситуации, наш взгляд на проблемы. Само по себе это хорошо. Знаете, что плохо? Что на этой встрече Буш был один, что на ней не было представителей европейских государств, европейских демократических государств. Потому что критика со стороны только Америки не работает сегодня. Потому что в самой Америке ситуация с правами человека тоже, мягко скажем, неудовлетворительная. Поэтому на критику исключительно от американцев российские власти могут сказать - знаете, на себя посмотрите. Очень важно, чтобы это делали все вместе, чтобы это был посыл, который исходил от всего сообщества демократических государств.



Андрей Шарый: Сильно ли вас огорчает, что у вас нет возможности те же самые слова критики обратить прямо к человеку, которого вы критикуете - к Владимиру Путину?



Татьяна Лакшина: В данном случае вы не правы. Потому что на "гражданской восьмерке", на форуме "гражданской восьмерки" мы тоже самое говорили президенту Путину. Путин на это отреагировал. Считаю ли я эту реакцию удовлетворительной? Естественно, не считаю.




XS
SM
MD
LG